картотека загадок
картотека (средняя группа) на тему

Сороковых Татьяна Валерьевна

В данной картотека находятся загадки о избе и предметах быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека29.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАГАДКИ

1.ПЕЧКА
 
Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло – 
Все в небо ушло.

То она печет блины,
То показывает сны.

Доскажите словечко:
- зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка)… ПЕЧКА

2.- обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА

3.БОЖНИЦА 
Полка, на которую ставились иконы. (Подсказать название)

3.БУФЕТ, ШКАФ
Предмет мебели  для хранения посуды , одежды

4.ЛАВКА, СКАМЬЯ.
На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)
 
5.СТОЛ
Загадка
Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними 
С похлебкой плошки.

6.СУНДУК
* бабушкино хранилище 

7.ПОЛКА
*доскажи словечко.
- Волк, смотри, - сказал он волку, -
  Станешь зубы класть на …     
             
8.ПОСУДА
*Назовите одним словом
(показать картинки)

9.ПРЯЛКА
*с помощью нее получали нитки.

* Загадка        
Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь.   
   
10.УТЮГ
Загадка                   
Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,
И можете гладить,    
Но гладить не стоит его.

11.ЧУГУНОК 

В нем готовили пищу в печке.

12.Ступа.

В ней толкли зерно, ощищая его от шелухи.

Дидактическая игра

«В семейской избе»

Направление: духовно – нравственное.

Область: познание.

Возрастная группа: дети 1,5-7 лет.

Актуальность

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.)

Цель: Формировать представления о предметах быта в семейской избе: печь,  ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре нашего народа.

      Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного  быта (печь,  посуда, коромысло и т.д.). 
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками , новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.). 
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к  фольклору.
  • Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса.
  • Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
  • Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
  • Обобщить знания детей об избе: о предметах быта.
  • Развитие интереса к прошлому.

Ход игры

Дети входят под мелодию  народного ансамбля«Пробьёт печальная слеза, с. Урлук!»
Воспитатель рассказывает о внешнем виде избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается предмет. Воспитатель  загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданный предмет, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а воспитатель показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Загадки:
Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло.  (печка)


  • То она печет блины,
    То показывает сны. (печка)

  • Доскажите словечко:
    - зимой нет теплей, а летом нет холоднее. (печка)

  • - обогреватель в сельском доме. (печка)

  • Полка, на которую ставились иконы. (божница)

Предмет мебели для хранения посуды. (полка)

 Волк, смотри, - сказал он волку, -
Станешь зубы класть на. (полку)


  • На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)

Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки. (стол)


  • Бабушкино хранилище (сундук)

Назовите одним словом (посуда)


  • В нем готовили пищу в печке. (чугунок)

 В ней толкли зерно, очищая его от шелухи. (ступа)

Стоит бычище-

Проклеваны бочища. (изба)

Книга – раздвига

О четыре листа,

а середка пуста. ( изба)

Стоит Вахрамей,

Брови нахмурил. (крыша)

Сорок пол,

Один подол. (крыша из теса)

Основа деревянная,

Уток соломенный. (крыша из соломы)

На улице рогато,

 А в избе – гладко. (углы дома)

В избе – комолые,

На улице – рогатые.(углы дома)

Четыре брата –

Годами равные,

Один главный. (углы дома)

На улице краюшки,

В избе ломотки. (стены, бревна в стенах избы)

Сто гостей,

Сто постелей,

У каждого гостя своя постель. (бревна и мох между ними)

Сто гостей,

Сто постелей,

Одному гостю постели нет.( бревна и матица)

Семьдесят семь Семенов,

Одна мать Матрена.

Двенадцать братьев,

Все Кондраты,

На одной подушке спят. (потолочины и матица)

Два брата всегда видятся,

А вместе не сойдутся. (пол и потолок)

Ниже верху,

Выше печи –

Греет плечи.(полати)

Кругом хаты

Синие лопаты.(окна)

Поле хрустальное,

Межи деревянные. (оконная рама и стекла)

Стоит Фёкла –

Глаза мокры. ( оконные стекла)

Два стоят, два лежат,

Пятый ходит, шестой водит,

Седьмой песенки поет. (косяки, порог, притолока, дверь, ручка, петли)

Две сестры

По край двери стоят,

В избу войти не смеют. (косяки)

В сенях ходит,

Да в избу не заходит. (дверь)

Всем, кто придет,

Всем, кто уйдет,

Руку подает.        (дверная ручка)

Куда ни пойдешь,

Все за язык дернешь. (дверная ручка)

Соловьиное гнездышко

Ни в избе, ни на дворе. (дверные петли)

Стоит мальчик,

Скрюча пальчик. (крюк в стене)

Идет мужик на горку,

Задравши бородку. (крюк в стене)

Не плеть плетена,

Не вязь вязена,

Не узлы знать,

А не развязать.( цепь)

Хвост во дворе,        

Нос в конуре,

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет. (ключ  в замке)

Маленький, пузатенький –

весь дом стережет. (замок)

Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не кусает, не лает,

А в дом не пускает. (замок)

Узелок Кузьма –

Развязать нельзя. (замок)

Золотая тетёрочка

По жёрдочке бежит. (огонь на лучине)

Стоит столбом,

Горит огнём:

Ни жару, ни пару, ни угольев. (самовар)

Тело бело, душа льняная

Маковка золотая. (свеча)

На горе – горище стоит голенище. (труба)

У нас под лавкой медвежья лапа. (полено)

Кривы, корявы,

Залегли, как павы,

А как стали горячи,

Облизали кирпичи. (дрова в печи)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. (ухват)

Чёрный конь прыгает в огонь. (кочерга)

Полон засечек красных овечек,

Волк сивый вскочит – всех разгонит. (печь, уголья, кочерга)

Встану рано, пойду к Роману:

К длинному носу, к пустой голове. (рукомойник)

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (полотенце)

Стоит кошка – четыре ножки. (скамейка)

Есть спина,а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит и всем велит. (стул)

Мочили, колотили, рвали,

Крутили и на стол клали. (скатерть)

Сам с ноготь, а борода с локоть. (веник)

Бегал бегунок, да шмыг в уголок. (веник)

На топтале был,на кружале был,

На пожаре был, домой пришёл – семью кормил. (горшок глиняный)

С ушами, да не слышит. (ушат)

У туши – уши, а головы нет.(кадка)

Весь лес в обрез, два дерева выше всех.

Мужик стоит, шесть поясов на нём. (лохань)


Весь лес ровён, только две ели повыше. (Ведро. Две ели — ведра.) 

Из окошка в окошко железный прут. (Дужка в ведре.) 

Два братца в зеркало глядятся. (Ушки у ведра.) 

В нашей горенке носатая грстейка. (Подойник.) 

У нашего рыжки на боку шишка. (Поддй-ница9 т. е. подойник.) 

Три ноги, два уха, а шестое брюхо. (Лохань.) 

Был я копан, был я топтан; был я на кружале, был я на пожаре; сто голов кормил; сделался стар, пеленаться стал; выбросили за окно, и собакам не надобно. (Горшок.) 
Молод был — людей кормил; стар стал — пеленаться стал. (Горшок.) 

Упала мати с печи-перепечи, ушибла мати колени-лени, сходите, дети, по оленьи жилы, так еще три века буду жйва. (Горшок.) 

Огня не страшусь, воды не боюсь. (Горшок.) 

Есть ли таков, как Иван Пятаков? Сел на конь и поехал в огонь. (Горшок.) 

Велика звезда на печи взошла. (Квашня.) 

Без рук, без ног, «а гору ползёт. (Квашня.) 

Сидит баба на етече, язык на плече. (Квашня и мутовка.) 

Ходит баран по подполью, бьёт рогам по утблью. (Мутовка в квашне.) 

Болея (т. е. бодался) баран с овцой, змути-лася вода с леском. (Мутовка в квашне.) 

Летели кблбики через нашу горенку; говорили колбики: у нашей-то матушки каменное сердечушко. (Крошки, летящие из ступы; сту-пй и пест.) 

Сечки секут, деревяшки везут, сам Мартын поворачивает. (Нож, ложка, язык.) 

Новая .посудина, а вся в дырах. (Решето.) 

Сам худ, а голова с пуд. (Безмен.) 

Церковка-сол овейковка, никто тебя не гладил, сама гладка, как ягодка. (Бутылка.) 

В нашей горенке гостейка, сидит в углу и не ворохнется. (Веник.) 

По полу гудок и по лавке гудок; тот же гудок и сел в уголок. (Веник.) 

Загану загадку, заброшу за грядку, год спущу, годовик сойму. Или: Год лежит и не плйсневеет. (Веники.) 

Стоит древо, на древе четыре веши: в избе очищенье, в избе освещенье, убитому связанье, старому и малому потеха. (Веник, лучина, лыко, которым скрепляют разбитую посуду, банный веник.) 

Выйду на сарай, найду ерыкало, брыкаться пойду. (Веник для бани.) 

Что в углу (или в избе) за медвежья лапа? (Помело.) 

Царица-клюкавица (или: крюкова царица) по полю скакала, красно золото зобала; пришёл царь-космач и говорит: бог помочь, ца-рица-клюкавица, красно золото зобать! Она говорит: молчи царь-космач, и тебе то же будет! (Клюка и помело.) 

Едет царица, на всех ярится. (Клюка.) 

Развалился спас — никому не скласть: ни попам, ни дьячкам, ни серебреничкам. (Плаха, расколотая на лучину.) 

Стоит Трошка на одной ножке, крошит кро* шенинку, ни себе, ни людям. (Светец и искры от лучины.) 

Красненький котик по грядочке ходит, крошечки рбнит. (Огонь ходит по лучине, горящей в светце.) 
Сама нага, а рубаха в пазухе. (Свеча.) 

Днём спит, ночью глядит, утром помирает, другой её сменяет. (Свеча.) 

Четыре братца под одной шляпкой. (Стол.) 

Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. (Стол.) 

Без рук, без ног, богу молится. (Зыбка.) 

Стучйтся, вертйтся, никого не боится, ходит весь век, а не человек. (Часы). 

От пояса до ног семьдесят дорог. (Полосы на домотканой шерстяной юбке.) 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок по лексическим темам

Дети очень любят загадки, всегда внимательно их слушают, активно принимают участие в поиске ответа. Такая малая форма устного фольклора, как загадки, развивает любознательност...

Картотека загадок по звукам (Р,Л,Ж,Ш,Ч,Щ,С,З,Ц).

 Одним из  средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда  предстают перед детьми не просто как забава, а...

Картотека загадок о сказках и сказочных героях

Картотека загадок о сказках и сказочных гкроях. В архиве 19 листов А4, по 4 загадки на каждом, всего 76 загадок  http://dfiles.ru/files/tqzwa5xve [[{"type":"media","view_mode":"media_la...

Картотека загадок по лексическим темам

Загадки по лексическим темам...

КАРТОТЕКА ЗАГАДОК

Загадки хороши тем, что помогают каждому ребенку отыскать свой спрятанный внутренний мир, открыть свое воображение. Загадки оказывают свое влияние и на образное мышление. Таким образом, дети начинают ...

картотека загадок по буквам

на каждый звук (букву) подобраны загадки...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....