Конспект занятия в старшей группе по типу квест-игры «Шахматные приключения»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект занятия в старшей группе по типу квест-игры «Шахматные приключения" разработан по программе И.Г. Сухина "Шахматы - школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnye_priklyucheniya.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

Конспект занятия в старшей группе по типу квест-игры «Шахматные приключения»

Воспитатель:

Дебирова Минара Такабудиновна

г. Нефтеюганск 2018

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в игре «Шахматы».

Задачи:

  1. Закрепить название и расположение шахматных фигур.
  2. Закрепить понятия «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».
  3. Развивать умение анализировать, самостоятельно выполнять задание.
  4. Развивать ориентирование на плоскости, память.

Задачи квеста: Вызвать интерес к совместной игровой деятельности, побуждать в ходе игровой деятельности проявлять познавательный интерес, оказывать помощь друг другу, действовать одной командой.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила необычное письмо из Шахматной страны от Девочки Клеточки, давайте мы его вместе посмотрим?

Видео-письмо от Девочки Клеточки:

«Ребята, в нашей Шахматной стране случилось несчастье -  исчез белый и черный король. Все фигуры в королевстве перепуганы, ведь теперь никто не станет играть в шахматы! А виноват злой колдун. Он сказал что вернет королей только после того как дети пройдут испытания. Ребята, помогите мне вернуть королей! Конверт с заданиями спрятан в группе, вы легко сможете отличить его».

В группе в разных местах спрятаны 8 конвертов с заданиями, и в каждой подсказка (фото уголка группы), где спрятано следующее задание:

Воспитатель: Ребята, поможем нашим друзьям из шахматного королевства? (Да) Где мог колдун спрятать задания? (дети высказываются) Я с вами согласна.

Воспитатель  просит кого-нибудь из детей посмотреть конверт в шахматном уголке, после вскрывает конверт и зачитывает задание.

В конверте задание и подсказка:

1. Ребята, ответьте на вопросы:

  • Какой король не умеет говорить? (шахматный)
  • Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
  • У какого слона нет хобота? (у шахматного)
  • Каких фигур на доске больше всего?(пешек)
  • Ходит ли ладья по белым и чёрным полям? (да)
  • Какие фигуры стоят между ладьями и конями?(никакие)

Воспитатель: Молодцы! А вот и подсказка (протягивает детям фото уголка группы). Дети находят следующее задание, которое прочитывает воспитатель:

  2. Знаете ли вы диагональ и вертикаль?

Покажите на шахматной доске диагональ (вертикаль), сколько полей в одной диагонали (вертикали)?

  • Девочки выкладывают горизонталь.
  • Мальчики выкладывают вертикаль.

Тем же путем выполняются все последующие задания:

  3. Расколдуйте шахматные доски.

На экране 4 шахматные доски, дети должны поднять цифру с правильным номером доски  и объяснить.

  • В правом нижнем углу белое поле, всего полей в горизонтали и вертикали 8.

4. Найдите ошибку?

На столах разложены шахматные доски, но фигуры стоят не правильно. Дети расставляют фигуры, чтобы проверить читают все вместе стихотворения.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

 Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

5. Игра «Лабиринт»

«Помогите ладье пробраться к ракете. Как ходит ладья?»

6. «Шахматный дождь»

В шахматной стране пошёл дождь из шахматных фигур, но из-за ссоры фигур попали ненужные предметы, обведите только шахматные фигуры.

7. Превратитесь в фигуры на шахматном поле.

Ребята, достаньте из мешочка фигуру, в соответствии с ней наденьте маску. На напольном шахм. поле выполняются задания:

  • «Займи  своё место»
  • «Встаньте на самую большую шахматную диагональ и самую маленькую».
  • «Постройтесь по вертикали».

8. « Перехитри часовых».

Игра выполняется на экране.

Воспитатель: Вот и последнее задание выполнили. А здесь еще подсказка (протягивает детям) Дети по подсказке находят шахматные фигуры белого и черного короля.

Видео-письмо от Девочки Клеточки:

«Ребята, какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями? Я и фигуры нашего шахматного королевства рады, что вы будете играть в шахматы. Мы с фигурами вас приглашаем к нам в гости! Приходите!»

Рефлексия: 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? А что вам больше всего понравилось? Какое задание понравилось? Какое было самое трудное? Какое самое интересное? Хотели бы вы еще помогать Девочке Клеточке и фигурам из шахматного королевства?

Литература:

1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2. Сухин  И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны.  Рабочая тетрадь   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2012.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе по типу «квест – игра» «На помощь домовенку Кузе»

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе по типу «квест – игра» "На помощь домовенку Кузе" Задачи квеста: вызвать интерес к совместной игровой де...

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»

Дать детям знания о дороге, о правилах дорожного движения....

Итоговое комплексное занятие в старшей группе по типу квест-игры.

конспект комплексного занятия по типу квест игры. дети по плану группы находят конверты с заданиями и выполняют их. выполнив все задания, собирают картинку-пазл из заработанных фрагментов и находят сю...

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»

Конспект занятия в старшей группе в форме квест-игры «Будь осторожен на дороге!»...

Конспект совместной деятельности Старшая группа (1) Тема: Квест-игра «Космические спасатели»

Цель: Создание условий формирования элементарных представлений о строении Солнечной системы у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширять знания и представления о предметах и явлениях окруж...

Конспект ООД в старшей группе для детей «Квест–игра «Моя малая Родина»

Закрепить знания детей о нашей стране. Уточнить знания детей о названии родного города. Уточнить и расширить представление детей о родном городе, (где родились, где живут...