Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Молодцова Елена Николаевна

Рабочая программа  дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_na_kruzhok.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 44

Приморского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»                                                 «Утверждаю»

На педагогическом совете ГБДОУ №44                             Заведующий ГБДОУ №44

Протокол от 31.08.2017 №1                                                 ______________ Т.С. Санталова

Рабочая программа

Дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников

с историей и архитектурой Санкт-Петербурга

«Прогулки по Петербургу»

Составитель:

Старший воспитатель

Молодцова Е.Н.

Санкт-Петербург

2017

Содержание

I. Целевой раздел..............................................................................................3

1.1.Пояснительная записка……………………...………………………………..3

1.2. Целевые ориентиры………………………………………………………….4

II. Содержательный раздел…………………………………….…………………5

2.1. Комплексно – тематическое планирование………………………...………5

2.2. Методы и приемы реализации программы………………………………7

2.3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников…………………10

III. Организационный раздел…………………………………………………....11

3.1. Технологии реализации рабочей программы …………….………..……..11

3.2. Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса……………………….…………………………..…11

3.3. График работы …………………………...…………………..……………..12

Список литературы………………………...…………………………………….13

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Мы живем в славном и замечательном городе Санкт – Петербурге. Мы гордимся своим городом и любим его, поэтому и решили начать знакомство с городом раньше, до школы. Дети - дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя петербуржцем. Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Знакомство с городом формирует познавательные процессы, способствует развитию речи (особенно формированию понятий, обогащению словаря, обучению рассказыванию). Изучая историю города, дети получают широкие возможности сформировать пласт понятий о родном городе (город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор, развивать креативные способности, творческое мышление, умения и навыки в продуктивной деятельности.

Рабочая программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы Г.Т. Алифановой «Первые шаги», основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада №44 Приморского района Санкт- Петербурга

Рабочая программа разработана на период 2017-2018 учебный год (с 01.09.2017 по 31.05.2018). Программа предназначена для детей  старшего дошкольного возраста, составлена с учетом возрастных особенностей детей. Длительность занятий 25 минут, количество - 1 занятие в неделю.

Цель программы: дать детям возможность познакомиться с историей и культурой Петербурга;

-помочь почувствовать красоту и неповторимость архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и исторических памятников.

- реализация регионального компонента основной общеобразовательной программы

Задачи программы:

- развитие познавательного интереса к изучению архитектурных и исторических

достопримечательностей города;

-развитие познавательно-речевых навыков, логического мышления;

-знакомство с историческими событиями;

-развитие пространственного ориентирования.

1.2. Целевые ориентиры

К концу обучения у детей старшего дошкольного возраста:

- Формируются ключевые общечеловеческие ценности;

- Знают историю Санкт-Петербурга через судьбы замечательных петербуржцев;

- Формируется мировоззрение через постижение истории мировой культуры ;

- Формируются способности к исследовательской деятельности,

- Проявляются в познавательной деятельности навыки культуры мышления;

- Происходит осмысление истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте всеобщей мировой и европейской истории и культуры.

II. Содержательный раздел

2.1. Комплексно – тематическое планирование

Месяц

Тема

Неделя

Сентябрь

Наш дом Россия.

3 неделя

Визитная карточка Санкт-Петербурга

4 неделя

Октябрь

Полет над городом

1 неделя

Заячий остров. Петропавловская крепость

2 неделя

Березовый остров

3 неделя

Васильевский остров

4 неделя

Ноябрь

Ансамбль Стрелки В.О.

1 неделя

Петербургские сказки. Сказки Васильевского острова

2 неделя

Личность Петра I

3 неделя

Памятники Петру I в Петербурге

4 неделя

Декабрь

Петербургские сказки. Путешествие к ботику.

1 неделя

Визитная карточка Санкт-Петербурга

2 неделя

Из истории новогоднего праздника

3 неделя

Январь

Блистательный Санкт-Петербург (дворцы города)

2 неделя

Самое, самое в Петербурге

3 неделя

27 января. Никто не забыт, ничто не забыто

4 неделя

Февраль

Великие люди города. А.С. Пушкин

1 неделя

Петербург – город рек и каналов

2 неделя

Разноцветные мосты

3 неделя

Петербургские сказки. «Как царь Петр помирил мосты»

4 неделя

Март

Ансамбль Дворцовой площади

1 неделя

Богатство Санкт-Петербурга – Эрмитаж

2 неделя

 Тайна купола Исаакиевского собора

3 неделя

Тайны Адмиралтейства

4 неделя

Апрель

Легенды Казанского собора

1 неделя

День космонавтики в Петербурге

2 неделя

Прогулка по Летнему саду. Летний дворец Петра I

3 неделя

Петербургские сказки. «Легенда о Летнем саде»

4 неделя

Май

«Потешное поле». Марсово поле

1 неделя

Петербургские сказки. «Меч Суворова»

2 неделя

Приключения Чижика

3 неделя

С днем рождения, Санкт-Петербург

4 неделя

2.2. Методы и приемы реализации программы

Название метода

Определение метода

Рекомендации по применению

Наглядный

Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью  наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом, слайдов, мульфильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном  процессе  при реализации ПООП дошкольного образования.

Словесный

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

Практический

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Выполнение практических заданий проводится после  знакомства детей  с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер.  Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности , но и в самостоятельной деятельности.

2.3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников

Мероприятие

Цель

Выступление на родительских собраниях

Формировать у родителей воспитанников ГБДОУ представления о направлении работы кружка, о форме проведения занятий.

Оформление информационных стендов краеведческого характера

Закрепить у детей знания, полученные на занятиях.

Воспитывать интерес к изучению истории и архитектуры Санкт-Петербурга.

Индивидуальное консультирование

Формировать устойчивый интерес со стороны родителей к работе кружка в условиях ГБДОУ

Участие в совместных проектах в рамках праздничных мероприятий ГБДОУ

Поддерживать интерес педагогов и воспитанников ГБДОУ к изучению истории города через культурно-массовые мероприятия.

III. Организационный раздел

3.1. Технологии реализации рабочей программы

- просмотр и проблемное обсуждение мультимедиа презентаций;

- рассказывание детям дидактических сказок и историй;

- организация игр-путешествий и экскурсий по городу в виртуальном пространстве

- игровые технологии: игры-экспериментирования, словесные игры, игры-фантазии,

- праздничный событий календарь.

3.2. Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса

 - проектор,

- ноутбук,

- экран для проекции;

- ЭОР: мультимедийные презентации по программе;

- комплекты  игр краеведческого содержания;

- коллекция аудио- и видеозаписей по программе;

- коллекции арт-объектов, иллюстраций.

3.3. График работы

День недели

Группа

Время

Вторник

Старшая группа №1

15.10. – 15.35

Старшая группа №2

15.40. – 16.05

Страшая группа №3

16.10 – 16.35

Список литературы

1.Алифанова Г.Г. Петербурговедение для малышей. Пособие для воспитателей и родителей.- СПб.: Паритет, 2008.

2.Борчанинова К.В. Педагогические основы развития у старших дошкольников интереса к архитектуре родного города // Детский сад от А до Я. – 2009. - № 4.

3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М., 1986.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М ., 2008.

5. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. Научнометодический журнал. 2011. -  № 6.

6. Вербенец А.М. Маршрутные листы и детские путеводители как средство развития интереса к посещению музея у старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. Научно-методический журнал. 2011. -  № 3.

7. Гревс И.М. Город как предмет школьного краеведения // Краеведение. – 1924. - №3.

8. Гурович Л. Петербургские истории // Дошкольное воспитание – 2003.№ 5.

9. Евдокимова Е. С. Теория проектирования в образовательном пространстве детского сада: Опыт творческого проектирования. — Волгоград, 2001.

10. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.

Коробова Е.Н., Шейко Н.Г., Виниченко В.В. Антология детских открытий. Методический сборник / Е.Н. Коробкова, Н.Г. Шейко, В.В. Виниченко. – СПб., 2006.

11. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 1973. - №11.

12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972.

13. Савенков А.И. «Маленький исследователь». М. Академия Развития, 2003.

14. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе.

рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие умники"

Комплекс интеллектуально-развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера для детей 4-5 лет....

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"

Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....