Применение игрового набора "Дары Фребеля" при знакомстве дошкольников с элементами чувашской вышивки в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лихова Ольга Ивановна

 использование  игрового набора "Дары Фребеля" как одного из инструментов при знакомстве старших дошкольников с элементами чувашской вышивки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel_chuv.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Использование набора «Дары Фребеля» при знакомстве с элементами чувашской вышивки» с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад 130» г.Чебоксары

Лихова Ольга Ивановна

Программное содержание: использование элементов конструктора «Дары Фребеля» при знакомстве  дошкольников с элементами чувашской вышивки.

Задачи:

Образовательные:

1.  Познакомить детей старшей группы с разновидностями чувашского орнамента и его особенностями

Расширять представления детей о разнообразии чувашской вышивки, ее значении.

2. Закреплять у детей умение конструировать из конструктора «Дары Фребеля».

3. Создавать условия для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи отражения быта чувашского  народа в элементах национального орнамента.

4. Учить анализировать свою деятельность.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.воображение и речь детей.

2. Развивать у детей интерес к конструированию.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа

2. Формировать умение и желание доводить дело до конца.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа:

  1. Посещение чувашского мини-музея «Чувашская изба» детского сада  и этнографического музея при СОШ №60.
  2. Чтение чувашских народных сказок.
  3. Самостоятельная деятельность детей в уголке патриотического воспитания в группе.

Материалы и оборудование:

-магнитофон, чувашские народные мелодии и песни в записи,

-наглядные пособия «Разновидности чувашского орнамента»,

-куклы в национальных костюмах,

- элементы домашнего быта и национальной одежды (платье, рушник, масмак, сурпа,пояс, настольники, скатерть, салфетки, резная деревянная посуда),

- игровой набор «Дары Фребеля»,

-цветная бумага.

Ход занятия

В центре группы стоит разрезной деревянный сундук, звучит песня «Илемле».

Воспитатель: ребята, кто из вас знает, что за предмет перед нами?

Дети: сундук

Воспитатель: это старинный чувашский сундук, он называется «арча». В старину чуваши хранили в нем одежду. Как вы думаете, что находится в сундуке?

Ответы детей

Воспитатель: открываем сундук, чтобы посмотреть, что же там…

Дети рассматривают содержимое сундука – элементы национальной одежды

Воспитатель: А кто помнит, как они называются?

С помощью воспитателя дети перечисляют названия элементов одежды и т.п.

Воспитатель: давайте внимательно их рассмотрим, что в них особенного, что общего.

Дети: они все украшены вышивкой

Воспитатель: правильно, ребята. Недаром Чувашский край называют «краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок».Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили все, что их окружало в орнаменте одежды и утвари: солнце, небо, воду, цветы, деревья и многое другое.

Как вы думаете, на что похож этот орнамент? (демонстрация узора «Шыв» - вода из наглядного пособия «Разновидности чувашского орнамента»)

Ответы детей

Д/И «Прочти узор».Детям предлагается с помощью пособия «Разновидности чувашского орнамента» найти и познакомиться со смысловым значение чувашских узоров в предметах   одежды.

Воспитатель:  какие узоры вам удалось прочитать?

Дети:вода, огонь, дерево, вилы, цветок, звезда и т.д.

Воспитатель: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом или фразой. А каких цветов вышивка вам встретилась?

Дети: красного, желтого, иногда синего и зеленого цветов.

Воспитатель: каждый цвет что-то символизировал:

Вышивает белый холст до зари

Словно лучиками звезд - посмотри!

Красный шелк-любовь и кровь, и слова,

Шелк зеленый - мир дубрав да трава.

Ладит желтый с голубым на холсте-

Небо с солнцем золотым в высоте…(П. Хузангай)

А еще в старину думали, что вышитая вещь исцеляет от болезней, оберегает дом и хозяев от беды и несчастий. Вышитые полотенца, занавески развешивали на окна, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на скатерти защищали стол и пищу. Вышитые рубахи, головные уборы защищали самого человека от разных бед и несчастий. Мы с вами тоже можем сделать салфетки, скатерть или полотенца, чтобы в нашу группу не попали ни беда, ни болезнь. Но сделаем мы это необычно! Предлагаю вам превратиться в дизайнеров и сконструировать чувашский орнамент на цветном или белом фоне.

А что можно использовать в качестве штрихов «черточек»?

Дети: конструктор «Дары Фребеля»

Самостоятельная работа детей  и фотографирование детских работ с последующей организацией выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации познавательно-игровой деятельности с элементами эксперимента с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с металлом»

Цель: Формировать представления детей о разновидностях металлов, о  свойствах и действии магнита. Закрепить счет в пределах 5. Формировать  умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблю...

собственная методическая разработка «Применение игровых технологий в развитии дошкольников»

игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведениемФункции игры1.развл...

Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Применение игровой технологии посредством применения  развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста...

Игровое занятие с элементами лечебной физкультуры для старшей группы «Обезьянки»

Укреплять мышечно- связный аппарат стопы и голени; совершенствовать физическое здоровье....

Применение игровой технологии при ознакомлении дошкольников с животным миром (из опыта работы).

Статья раскрывает опыт работы по применению игровых технологий при ознакомлении с животным миром с детьми дошкольного возраста....

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»» с применением элементов СТЕМ-образования в старшей группе.

Конспект занятия по математическому развитию«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»»с применением элементов СТЕМ-образованияв старшей группе....