Рабочая программа кружка "Чилисема"
рабочая программа по теме

Ротанова Надежда Николаевна

Сегодня нет необходимости утверждать и доказывать, что дошкольников необходимо знакомить с родным краем, его историей, географией, культурой. Однако проблема проектирования образовательной работы с детьми по ознакомлению с родным краем сегодня является недостаточно изученной и как правило, сводится к отбору содержания для работы с детьми и разработке соответствующих технологий. Между тем, эффективность данной программы напрямую зависит от грамотного проектирования с указанием этапов работы, форм, методов и методических приемов, целевых ориентиров посредством возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Поэтому создание дополнительной образовательной программы по ознакомлению с родным краем является актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chilisema2.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Чилисема»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение сталкивается с проблемой внедрения ФГОС дошкольного образования в образовательный процесс детского сада. Решение этой проблемы начинается с проектирования работы по образовательным областям. В литературе неоднократно отмечалось, что педагоги ДОУ не всегда готовы проектировать образовательный процесс, не имеют представлений о планировании образовательной деятельности в условиях ФГОС, у них отсутствуют чёткие представления о формах плана, что позволило бы определить стоящие перед ними задачи.

Если по проектированию работы по образовательным областям в настоящее время разрабатываются различные методические рекомендации, отраженные в примерных общеобразовательных программах дошкольного образования, то проектирование работы по ознакомлению с родным краем остается зависимым от творчества педагога, его компетентности в данном вопросе.

Сегодня нет необходимости утверждать и доказывать, что дошкольников необходимо знакомить с родным краем, его историей, географией, культурой. Однако проблема проектирования образовательной работы с детьми по ознакомлению с родным краем сегодня является недостаточно изученной и как правило, сводится к отбору содержания для работы с детьми и разработке соответствующих технологий. Между тем, эффективность данной программы напрямую зависит от грамотного проектирования с указанием этапов работы, форм, методов и методических приемов, целевых ориентиров посредством возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Поэтому создание дополнительной образовательной программы по ознакомлению с родным краем является актуальным.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золушка» имеются кадровые и материально-технические условия организации работы по ознакомлению с родным краем, а родители как основные потребители образовательных услуг поощряют включение краеведческого материала в образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разрабатывается на основе примерной общеобразовательной программы. Поскольку детский сад работает по программе «Детство», мы рассмотрели, как отражается содержание, формы и методы работы в аналогичной примерной программе. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Целью работы по ознакомлению с родным краем является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа.

Содержание работы взято из регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» и систематизировано посредством разработки перспективного плана для старшей группы детского сада.

Планируется расширять представления детей о предметах быта, одежде, пище мордовского народа, о календарно-обрядовых праздниках мордвы, приобщать к участию в них, закреплять представления о сезонных изменениях в природе, о сельскохозяйственном труде людей в разные времена года.

         Занятия проводятся  2 раза в неделю, во второй половине дня, длительностью 25-30 минут. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей среднего и старшего возраста.

Целью программы по ознакомлению с родным краем является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа.

Задачи заключаются в:

  • формировании у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории Республики Мордовия;
  • формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
  • воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;
  • формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
  • формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств.

        Содержание работы по ознакомлению с родным краем включает материалы по ознакомлению с географическим положением Мордовии, климатическими особенностями, с растительным и животным миром мордовского края; с мордовскими народными традициями и обычаями, с мордовским декоративно-прикладным искусством; с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей Мордовии, с русскими, мордовскими, татарскими, украинскими народными песнями и инструментальными произведениями композиторов Мордовии.

 В примерном модуле программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» предлагается ежеквартально включать материал по ознакомлению с родным краем в содержание образовательной работы. Мы рассмотрели возможность ознакомления детей с местным материалом ежемесячно, включая его в программный материал программы «Детство», а также в кружковую работу.

Конкретизируя перспективный план на учебный год, мы сконструировали по комплексно-тематическому принципу планы работы на каждый месяц. В этих планах мы указали не только задачи и виды детской деятельности, но литературу для чтения детям, для заучивания наизусть, перечень мордовских народных игр, музыкальный репертуар, особенности детской изобразительной деятельности и пр.

Аналогично были разработаны планы работы на каждый месяц.

Такие планы работы на каждый месяц позволяют конкретизировать содержание работы с детьми, избежать дублирования материала или однократного обращения к нему, что не способствует прочности усвоения. Поэтому в работе мы предполагали неоднократное повторение одних и тех же литературных или музыкальных произведений, однако с использованием разных методических приемов (например, в сентябре педагог знакомит детей с мордовскими народными подвижными играми, а в октябре-ноябре побуждает детей самих выбрать игру, напомнить правила игры, распределить роли и пр.; с другими материалами работа также предполагает постоянное усложнение и активизацию детской самостоятельности).

Четкая проработка содержания и технология ознакомления дошкольников с родным краем позволила сформулировать предполагаемые результаты, или целевые ориентиры. В качестве целевых ориентиров нами были определены следующие знания и умения детей:

  • ребенок имеет представления о Мордовии, поселке Чамзинка, улице, на которой проживает, достопримечательностях Саранска и Чамзинского района, о людях, проживающих в Мордовии, их национальностях, культурных и этнических традициях;
  • имеет представления о гербе, гимне, флаге Мордовии;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, людям разных национальностей и этнической принадлежности;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, имеет представления о языковой культуре;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность относительно родного края, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями мордовской детской литературы, музыкальной культурой мордовского народа, изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством мордовского народа.

При реализации плана проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Содержание программы кружковой работы

по ознакомлению с родным краем

Кружковая работа предполагает дополнительную работу с детьми по интересам. В целом, работа по ознакомлению с родным краем ведется со всеми детьми, поощряется родителями, которые сами с желанием принимают участие в формировании у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культуре. Мы также спроектировали работу кружка по ознакомлению с мордовским (эрзянским) языком, который функционирует в нашем детском саду уже не первый год. Этот кружок посещают как правило дети мордовской национальности, но есть и несколько русских детей, проявляющих интерес к языковой специфике эрзянского языка.

Проектирование кружковой работы также включало отбор содержания (лексического материала), форм, методов и приемов работы с детьми, распределение материала в течение учебного года по кварталам, месяцам и неделям.

В нашем кружке обучаются дети, не владеющие мордовским (эрзянским) языком. В целях упорядочения процесса обучения мы пользуемся программой А. И. Исайкиной по обучению детей мордовским языкам. Программа предназначена для детей 4-6 лет и направлена на пробуждение у ребенка интереса и стремления к обогащению на одном из мордовских языков. Общение организуется в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о своей малой родине, растениях и животных, живущих в данной местности, о действиях в различных играх. Во время обучения языку решаются и образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия. Изучение мордовского языка, сопоставление его с родным языком (русским, татарским и др.) вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображении ребенка. Важным компонентом содержания обучения мордовским языкам является совокупность тех речевых умений и навыков, которые дают ребенку возможность активно пользоваться всем программным материалом для общения и выражения собственных мыслей на мордовском языке.

При разработке программы работы кружка «Чилисема» была сформулирована цель – пробуждение интереса у детей к мордовской культуре и мордовскому языку и стремление общаться на этом языке; развивать интерес к мордовскому (эрзянскому) языку.

Нами были поставлены задачи:

  • формировать представления о языках, на которых говорят жители Республики Мордовия;
  • развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;
  • расширение словарного запаса и формирование словаря;
  • закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков эрзянского языка изолированно и в составе слова;
  • продолжать работу по систематическому расширению речевых возможностей детей, усвоению некоторых явлений грамматического строя мордовской речи;
  • совершенствовать умение употреблять имена существительные в единственном и во множественном числе, образовывать уменьшительно-ласкательную форму;
  • совершенствовать умение детей вести небольшой диалог с педагогом и со сверстниками, отвечать на вопросы на эрзянском языке, использовать в речи утвердительные и отрицательные фразовые конструкции.

Разработан следующий режим занятий: периодичность занятий в неделю – 2 раза; продолжительность занятий – 25 -30 минут; количество занятий в месяц – 8-9; количество занятий в год – 66.

Срок реализации программы кружка – 1 учебный год.

При формировании словаря планируется познакомить детей с названиями некоторых предметах домашнего обихода – посуды, одежды, пищи и пр. (Верхняя одежда – «сумань», рубаха – «панар», головные уборы –  «панго» и «косинка», кольцевая застежка – «сюлгамо», пирог – «пряка», блины  – «пачалксе», щи – «ям»), а также активизировать словарь детей на основе новых тем: «Мои игрушки», «Моя семья», «Времена года», «Зимние забавы», «Город», «Огород», «Мой день», «Магазин». Расширять словарный запас с усвоением новых (более трудных для произношения) слов за счет изученных тем «Овощи и фрукты», «Моя семья», «В столовой», «Зима», «Весна», «Осень» и др., научить детей порядковому и количественному счету (числа от 1 до 5).

Для полного усвоения языка в дошкольном возрасте внимание уделяется правильному произношению гласных и согласных звуков эрзянского языка изолированно и в составе слова (в – ф, с – ш, ш – ж, ж – з, л – р; эрз. ч ц, ц – ць), развитию фонематического слуха.

В плане формирования грамматического строя речи планировуется продолжать работу по систематическому расширению речевых возможностей детей, усвоению некоторых явлений грамматического строя мордовской речи, совершенствовать умение употреблять имена существительные в единственном и во множественном числе, образовывать уменьшительно-ласкательную форму. Необходимо запланировать упражнения на использование местоимений (мон, тон, сон) при составлении фразовых конструкций и небольших диалогов, умение отвечать на вопрос кинь? (чей? чья? чье?), употреблять имена существительные с окончанием (эрз.) -ем, составлять грамматическую конструкцию типа: монь ули … (у меня есть …); монь арась … (у меня нет); отвечать на вопросы эрз. косо? кодамо? и строить конструкции: эрз. тосо …, тесэ …, вана.

Для развития связной речи предполагается совершенствовать умение детей вести небольшой диалог с педагогом и со сверстниками, отвечать на вопросы на эрзянском языке, использовать в речи утвердительные и отрицательные фразовые конструкции; продолжать побуждать дошкольников к заучиванию пестушек, потешек, прибауток и др. произведений мордовского детского фольклора, помогать выразительно, с естественными интонациями читать 1-2 стихотворения мордовских писателей: С. Люлякина «Нурька пулыне», Г. Гребенцов «Онгай» и других авторов. Темы занятий кружка спланированы на каждую неделю, что способствовует более прочному освоению материала.

Запланированы прогнозируемые результаты и способы их проверки: дети должны научиться воспринимать и понимать мордовскую (эрзянскую) речь на слух и говорить по-эрзянски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтетических конструкций (предложений), владеть несложными образцами связной речи; формировать у детей представления о себе как о личности, о своей семье, о социальном окружении, об истории города; способствовать творческому самовыражению детей. В качестве отчетного мероприятия мы запланировали непосредственно-образовательную  деятельность – «В гостях у бабушки-загадушки» на мордовском языке.

Таким образом, кружковая работа непосредственно связана с образовательным процессом в группе, направлена на конкретизацию, расширение и углубление знаний и представлений дошкольников о языке и культуре мордовского народа. Содержание работы кружка предполагает преемственность с основной программой, но не повторяет обязательный материал.


Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем на учебный год (общеобразовательная часть)

Дата

Тема

Задачи

Виды деятельности

1

2

3

4

Сентябрь

Моя малая Родина

Познакомить с климатическими особенностями, с растительным и животным миром мордовского края, дать общие представления о республике Мордовия, поселке Чамзинка и Чамзинском районе, о местных достопримечательностях и национальностях людей, проживающих в Мордовии. Рассказать об этнических особенностях мордвы эрзи.

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Октябрь

Природа Мордовии

Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах Мордовии. Расширять представления о неживой природе, характерной для Мордовского края. Дать первичные представления о Красной книге, о редких и исчезающих видах растений.

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Ноябрь

История Мордовии

Познакомить с историей мордовского края, с историческими достопримеча-0тельностями Мордовии и Чамзинского района. Рассказать о быте мордвы, о предметах быта, одежде, пище мордовского народа.

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Театрализованная

Речевая

Декабрь

Знакомство с государственными символами (гимном, гербом, флагом)

Познакомить с государственными символами Республики Мордовия (гербом, гимном, флагом); с символикой Чамзинского района.

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Январь

Мордовская народная культура и традиции

Познакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями, с мордовским декоративно-прикладным искусством, мордовскими народными подвижными играми, мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей Мордовии, с мордовскими, народными песнями и инструментальными произведениями композиторов Мордовии. Учить уважать культуру народов, населяющих территорию Республики Мордовия

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Театрализованная

Речевая

Февраль

Они прославили нашу родину

Познакомить с именами олимпийских чемпионов –  уроженцев Мордовии, их спортивными достижениями.

Продолжать знакомить с творчеством художников, поэтов, писателей, скульптора С.Д. Эрьзи, музыкантов, имеющих отношение к Мордовии. Формировать чувство гордости за знаменитых земляков.

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Март

Саранск – столица Мордовии

Расширять представления детей о Республике Мордовия, формировать интерес к культуре и обычаям мордовского народа. Продолжать знакомить детей со столицей Мордовии — городом Саранск, его достопримечательностями.

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Театрализованная

Речевая

Апрель

Трудовая деятельность мордовского народа

Через рассказы о профессиях родителей детей, посещающих детский сад, и о местах их работы; познакомить с промышленностью Мордовии и Чамзинского района. Формировать элементарные представления о народных промыслах и промысловой деятельности мордовского народа.

Продолжить знакомство с мордовскими пословицами и поговорками о труде.

Способствовать творческому использованию в играх представлений о родном городе, о Мордовии. Побуждать к использованию в игре куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка).

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Театрализованная

Речевая

Май

Боевая слава Мордовии

Познакомить с именами знаменитых земляков – героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн. Познакомить с подвигами героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн – уроженцев Чамзинского района. Формировать чувство гордости за знаменитых земляков.

Познавательная

Игровая

Изобразительная

Музыкальная

Театрализованная

Речевая


План работы по ознакомлению с родным краем на сентябрь

Тема:

Моя малая Родина

Задачи:

Познакомить с климатическими особенностями, с растительным и животным миром мордовского края, дать общие представления о республике Мордовия, поселке Чамзинка и Чамзинском районе, о местных достопримечательностях и национальностях людей, проживающих в Мордовии. Рассказать об этнических особенностях мордвы эрзи.

Познавательная деятельность

Оформление уголка мордовской культуры в группе, посещение краеведческого музея.

Рассматривание мордовской вышивки. Беседа о трудолюбии мордовского народа.

Рассказ о климатических особенностях, растительном и животном мире мордовского края.

Беседа о республике Мордовия, поселке Чамзинка и Чамзинском районе, о местных достопримечательностях и национальностях людей, проживающих в Мордовии.

Рассказ об этнических особенностях мордвы эрзи.

Ознакомление с художественной литературой

Примерный список литературы для чтения детям

Знакомство с мордовским фольклором

Потешка «Подуй, ветерок!», заклички «Солнышко, выйди, выйди».

Чтение легенд «Как появилась гусыня», «Змеиная трава», сказок «Лыковый кошель», «Как ворона лисицу обманула».

Чтение произведений поэтов и писателей Мордовии

П. Машканцев «Дерево жизни», Л. Земскова «Цветные сказки», Г. Пинясов «Вирява», А. Ежов «По грибы».

Заучивание наизусть стихотворения А. Ежов «Моя родина».

Игровая деятельность

Разучивание мордовских народных подвижных игр «Салки» («Варенес понгома» – эрз.), «Кулюкушки», «В курочек» («Сараскесэ»  – эрз.), «В редьку» («Кшуманесэ» – эрз.,), «В базар» («Базарсо» – эрз.). Сюжетно-ролевая игра с использованием куклы в национальной одежде

Изобразительная деятельность

Рисование элементов мордовского узора

Рассматривание мордовской народной игрушки, изображающей птиц, животных, человека; народного костюма и его украшений.

Беседа о творчестве художника Ф. Сычкова, Рассмотрение репродукции «Огурцы», «Клубника», «Алма-атинские яблоки».

Музыкальная деятельность

Примерный музыкальный репертуар

 Слушание: «Моя Мордовия», муз. Н. Кошелевой, сл. М. Трошкина; «Кальцаемат», муз. Н. Бояркина; «Тикшень ледема» («На сенокосе»), муз. Н. Бояркина.

Пение: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина;

Музыкально-ритмические движения: «Родные просторы», муз. Н. Бояркина; «Пек вадря (композиция группы «Пек вадря») («На лугу березка»), обр. А. Путушкина.

Перспективный план работы кружка «Чилисема»

№ недели

Тема

Задачи

1

2

3

Октябрь

«Наш детский сад. Наша группа»

Учить детей обозначать словом видимые предметы, распознавать слова, в составе высказывания. Учить воспринимать и понимать речь руководителя кружка. Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого игры и игровые ситуации. Воспитывать любовь к эрзянскому языку

Семья.

Познакомить с новыми эрзянскими словами по теме, закрепить знания ранее изученных слов. Формировать правильное произношение слов и слогов, воспитывать любовь к своей семье

Одежда/Ателье/ Изготовление одежды.

Обучать детей эрзянской разговорной речи, добиваться правильного произношения слов. Воспитывать интерес к языку, желание разговаривать, активизировать изученные слова: одежда, обувь. Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость образцов и оригинальность форм мордовских изделий

Части тела. Личная гигиена.

Продолжать знакомить детей с новыми словами и словосочетаниями по теме. Учить правильно называть некоторые слова на эрзянском языке. Воспитывать осознанное бережное отношение к своему организму. 5 Части тела Закрепить знания детей по этой теме. Расширить словарный запас детей, закрепить умение составлять простые предложение на эрзянском языке Воспитывать усидчивость.

Ноябрь

Домашние животные

Упражнять детей в названии эрзянских слов, объединяя их в группы по смысловому признаку. Обогащать представления детей о домашних животных. Отмечать их характерные признаки. Развивать диалогическую речь детей. Учить отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к животным, вызвать желание заботиться о них.

Домашние птицы

Закрепить знания детей о домашних птицах. Учить детей называть птиц на эрзянском языке, отмечать характерные признаки, способствовать повышению речевой активности. Воспитывать привычку заботиться о птицах.

Зимующие птицы

Познакомить детей с новыми словами по теме на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Обогащать представления детей о зимующих птицах, развивать диалогическую речь. Воспитывать любовь ко всему живому, вызвать желание заботиться о них.

Овощи и фрукты

Закрепить с детьми знакомые слова и речевые образцы по теме. Продолжать учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, активизировать слова в речи детей. Воспитывать у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке в играх, в повседневной жизни.

Декабрь

Овощи и фрукты

Закрепить знания детей по теме. Добиваться правильного произношения слов на эрзянском языке. Развивать связную речь. Обобщить и систематизировать представления детей по теме «Овощи и фрукты» Воспитывать трудолюбие.

Времена года.

Углубить знания детей о временах года. Учить различать признаки времен года. Развивать связную речь, умение говорить правильно. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Город.

Учить детей понимать обращения к ним на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами и словосочетаниями на эрзянском языке, добиваться правильного произношения слов. Дать новые представления о родном городе, о жителях, улицах, достопримечательностях нашего города. Воспитывать любовь к своему городу, умение приносить посильную помощь.

Дни недели

Закрепить с детьми знакомые слова и образцы. Познакомить с новыми словами по теме «Дни недели», способствовать повышению речевой активности детей, развитию умения выражать свои мысли на эрзянском языке в пределах знакомой, доступной им тематике. Воспитывать потребность в общении на эрзянском языке.

Январь

Времена года. Зима.

Углубить знания о временах года. Обобщить знания детей о зиме, ее признаках, знать и уметь называть зимние месяцы на эрзянском языке. Развивать связную речь. Воспитывать потребность в общении на мордовском языке.

Времена года. Зима.

Углубить знания о временах года. Обобщить знания детей о зиме, ее признаках, знать и уметь называть зимние месяцы на эрзянском языке. Развивать связную речь. Воспитывать потребность в общении на мордовском языке.

Зимние забавы.

Познакомить детей с новыми словами на тему «Зимние забавы», учить правильно произносить слова. Закрепить знание ранее изученных слов. Воспитывать здоровый образ жизни.

Зимние забавы

Познакомить детей с новыми словами на тему «Зимние забавы», учить правильно произносить слова. Закрепить знание ранее изученных слов. Воспитывать здоровый образ жизни.

Февраль

Домашние птицы.

Закрепить знания детей о домашних птицах. Способствовать повышению речевой активности детей, умение правильно называть птиц на эрзянском языке. Вызвать желание детей заботиться о них.

Продукты питания

Познакомить детей с новыми словами и словосочетаниями по теме. Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов. Учить правильно произносить слова в речи детей. Воспитывать интерес к общению на эрзянском языке.

Профессии

Углубить знания детей о профессиях. Познакомить с названиями профессий на эрзянском языке. Формировать положительное отношение к любой профессии. Закрепить ранее изученные слова, способствовать эффективному запоминанию новых слов.

Реки Мордовии.

Познакомить детей с реками Мордовии. Развивать связную речь. Воспитывать интерес, любовь к родному краю.

Март

Весна

Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке на тему «Весна», научить правильно произносить слова. Закрепить знание ранее изученных слов. Воспитывать любовь к природе родного края.

Перелетные птицы.

Закрепить знание о перелетных птицах. Закрепить названия птиц на эрзянском языке. Работа над произношением слов и словосочетаний. Развивать диалогическую речь. Воспитывать желание заботиться о птицах.

Огород.

Побудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего изучения. Познакомить с новыми словами и словосочетаниями по теме. Воспитывать интерес и стремление к общению на эрзянском языке в играх и игровых ситуациях.

Деревья и кусты.

Закрепить знания детей о деревьях и кустах

Апрель

Рыбы, реки, озера Мордовии

Закрепить знания детей о реках и озерах Мордовии. Учить детей называть рыб на эрзянском языке, различать их. Воспитывать интерес к эрзянскому языку.

Города Мордовии

Дать детям представления о городах Мордовии. Учить понимать обращения к ним на эрзянском языке, развивать память, умения соотносить слова на эрзянском языке с объектами русской речи. Воспитывать желание слышать эрзянскую речь и говорить на этом языке.

Достопримечательности города

Закрепить знания детей о достопримечательностях Саранска, учить правильно произносить слова на эрзянском языке. Воспитывать умение заботиться о своем городе.

Огород

Пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения.

Огород

Пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения.

Май

Праздник Победы.

Дать представления детям о празднике, познакомить с новыми словами и выражениями. Воспитывать уважение к старшему поколению.

Весенние цветы

Познакомить детей с новыми словами, учить правильно произносить слова, составлять простые предложения. Воспитывать любовь к красоте.

Перелетные птицы

Закрепить знания детей о птицах, уметь произносить их на эрзянском языке, развивать связную речь.

Насекомые

Познакомить с новыми словами и словосочетаниями. Воспитывать интерес ко всему живому на земле

Список использованных источников

  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду : методические рекомендации / Е. А. Алябьева. – М. : Творческий Центр Сфера, 2007. – 64 с.
  2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 16-24.
  3. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края / О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. –2011. – № 9. – С. 82–89.
  4. Все о Мордовии / сост. : Е. М. Голубчик, В. О. Еремкин, В. С. Ионов, А. С. Лузгин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1997. – 720 с.
  5. Все о Мордовии : энциклопедический справочник / сост.  Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. – 840 с.
  6. Детям о Мордовии : методическое пособие для педагогов ДОУ/ авт.-сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. – Саранск, 2013. – 132 с.
  7. Жуковская, Р. И. Родной край : пособие для воспитателей детского сада : книга для воспитателя детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. – 268  с.
  8. Исайкина, А. И. Обучение детей мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина ; Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск, 2007. – 135 с.

  1. Мелькаева, Г. Национальный колорит прививаем с детства : консультация для воспитателей / Г. Мелькаева // [Электронный ресурс] : Сайт работников дошкольного образования. – Режим доступа : http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac333.html 
  2. Мы в Мордовии живем : примерный региональный модуль программы дошкольного образования /  под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.

  1. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. –  С.45 – 55.
  2. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный №28564) // [Электронный ресурс] : Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/499023522 
  3. Сомкова, О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» / О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС; М. : ТЦ «Сфера», 2013. – 260 с.

Анкета

  1. Удовлетворены ли вы образовательными услугами, представляемыми детским садом?
  2. Удовлетворены ли вы качеством дошкольного образования, полученным в детском саду?
  3. С удовольствием ли ваш ребенок посещает детский сад?
  4. Какие направления работы детского сада вы считаете приоритетными для развития своего ребенка:
  • Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности
  • Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности
  • Изучение иностранного языка
  • Изучение мордовского языка
  • Ознакомление с родным краем (краеведение)
  • Физкультурно-оздоровительная работа

Список детей  посещающих кружок «Чилисема»

ФИ ребенка

Дата рождения

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...