Программа по региональному компоненту
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Вождаева Татьяна  Владимировна

С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лукоморье»

Рассмотрено:                                                                                                       Утверждено:

На заседании педагогического совета                                                              Заведующий

№ 4от 31.08.2017г                                                                            МКДОУ д/с «Лукоморье»

                                                                                                                ________Е.Х.Худеева

                                                                                                             Приказ №60 от 31.08.2017

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

  Принята:

                                                                                                      Прокол педагогического

                                                                                                       совета № 4 от 31.08.2017

п.Добромысловский, 2017г

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3 - 4

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

4 - 6

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

6 - 7

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

7 - 8

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

8 - 11

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

12

2.1

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

12

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

18-22

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

22-24

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

24-25

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

25-29

2.6.

Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий)

29-30

2.7.

Традиции Учреждения или Группы

32-33

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

34

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

34-35

3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

35-36

3.3.

Распорядок и режим дня

36-37

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

37-38

3.5.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

38-42

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!

ВВЕДЕНИЕ

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.                                

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности в обогащение детей знаниями о национальной культуре.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Региональная программа развития дошкольного образования  МКДОУ детский сад «Лукоморье» разработана самостоятельно  в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013  N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • комментарии Министерства образования и науки Российской Федерации к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 №08-249;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам дошкольного образования»;  
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15.05.2013 №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН» 2.4.3049-13).

Программа состоит из части формируемой  участниками образовательных отношений. Данная части является  взаимодополняющим компонентом к основной образовательной Программе  необходимыми с точки зрения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Региональная Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений

 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы                                                 Целью Программы выступает приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к чудесному миру народного творчества, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

 Задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  4. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  5. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через   приобщение к русскому народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

  1.         Принципы и подходы к формированию  Программы                                Важнейшим подходом к формированию является развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.                 Региональная программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, уважения его личности и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств детей.                 Содержание региональной Программы обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, духовно-нравственное и эмоциональное воспитание, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры.                                                                                 В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей, амплификации развития ребенка происходит на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности, особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Основные принципы к формированию региональной Программы:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОУ с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей;
  • принцип культуросообразности при организации совместной деятельности;
  • принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.                                               Основными участниками реализации программы  являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.                                                                                     В МКДОУ д/с «Лукоморье» функционируют 2 группы:                                       Младшая разновозрастная группа – от 3-х до 5-и лет;                         Старшая разновозрастная группа – от 5-и до 8-и лет;                                        Режим работы МКДОУ с 8.00 до 17.00, 9 часов, рабочая неделя – 5 дней.                                

Кадровый  потенциал:                                                        

Работают специалисты: Медицинская сестра – 1 человек

Педагогический персонал: воспитатель – 3 человека.  

Административный персонал:  Заведующая – 1 человек, 1 педагог  - имеют высшее педагогическое образование, что составляет 50%;   2педагога  имеют среднее  профессиональное  образование, что составляет 50%.                                        Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.                                        

  1. . Планируемые результаты освоения региональной Программы

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет способствует лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет  придаваться  индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются  праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках примут участие дети всех возрастов,  что позволит сплотить коллектив воспитанников, посещающих детский сад.                                По итогам освоения Программы к четырем годам ребенок:                         - владеет первоначальными представлениями о себе, составе членов своей семьи, знает адрес совместного проживания, свое имя и фамилию, имена близких родственников, уважительно к ним относится;                                 - испытывает потребность в общении со взрослым как источником разнообразной информации о природном и социальном мире, событиях в детском саду, родном поселке;                                                                         - свободно владеет родным языком, инициативен в общении, участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства, желания;                 - самостоятельно здоровается, прощается, благодарит за угощение в зависимости от национальности собеседника;                                                         - в самодеятельной игре самостоятельно организует предметно-игровую среду, отражающую быт русского народов: подбирает предметы ряженья (национальный костюм, ювелирные украшения и др.), использует предметы быта (корзина, полотенце, скатерть и др.), посуду (деревянная ложка, самовар и др.), предметы - заместители:                                                 - ориентируется в ближайшем окружении (основных объектах или поселковой инфраструктуры), имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении;                                                                                 - владеет первоначальными представлениями о некоторых атрибутах национальной культуры (жилище, предметы быта, национальная кухня, одежда, посуда, национальные праздники, музыкальные инструменты, малые формы фольклора);                                                                                         - называет свое родное село (поселок), улицу, на которой живет;                 - интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы родного края, проявляет к ним бережное отношение;                                         - имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных;                                                                                         - ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на дорогах и улицах села (поселка);                         - имеет представление о труде родителей, может назвать несколько профессий;                                                                                                 - свободно владеет родным языком;                                                         - инициативен в общении со взрослыми, поддерживает тему разговора, отвечает на вопросы;                                                                                         - проявляет положительные эмоции при слушании русских - народных сказок, литературных произведений русских писателей и поэтов;                         - проявляет интерес к книгам, иллюстративному материалу, узнает героев литературных произведений, называет их;                                                 - по собственной инициативе запоминает и воспроизводит небольшие стихи, малые фольклорные жанры;                                                                 - проявляет интерес к кукле в национальном русском - народном костюме;                                                                                                         - с удовольствием слушает игру на народных музыкальных инструментах, эмоционально отзывается на музыкальные произведения русских композиторов, народные песни;                                                                 - включается в этюды-драматизации, обыгрывание потешек, исполнение плясок, участвует в праздниках;                                                         - отражает полученные впечатления в специально организованной деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной и др.;                                 - старается соблюдать правила личной гигиены;                                         - старается осваивать и соблюдать правила в русских-народных игр.         К пяти годам ребенок - владеет представлениями о себе, своей семье (состав, национальность, правила взаимоотношений, увлечения, интересы), о необходимости заботливого отношения к членам семьи;                                          - испытывает потребность в общении со взрослым как источником разнообразной информации о природном и социальном мире, событиях в детском саду, родном селе(поселке);                                                                 - свободно владеет родным языком, инициативен в общении, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет договариваться;                                 - владеет элементарной культурой общения, без напоминания взрослого приветливо здоровается, прощается в зависимости от национальности собеседника, благодарит за оказанную услугу, помощь, угощение, извиняется;

- дружит и общается с детьми других национальностей;                                 - проявляет уважение и интерес к культуре и нравам людей, других национальностей;                                                                                         - владеет первоначальными представлениями о родном поселке (селе), (название, главные улицы);                                                                                 - проявляет интерес к информации о родных местах (село, поселок);                 - проявляет интерес к некоторым элементам национальной культуры (жилище, предметы быта, национальная кухня, одежда, посуда, национальные праздники, музыкальные инструменты, малые формы фольклора);                         

- интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы родного края, имеет некоторые представления об их взаимосвязях, сезонных изменениях;                                                                                                 - ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает места остановок, их названия, понимает смысл общепринятых символических обозначений;                                                                         - имеет представление о профессиональной деятельности взрослых, может назвать несколько профессий;                                                                 - осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет на контакт с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных и др.);                                                 - проявляет устойчивый интерес к развитию речи;                                         - владеет лексическим объемом, предусмотреннымобразовательной программой ДОУ;                                                                                         - включается в диалог, понимает речь собеседника, высказывается простыми предложениями на русском языке;                                                         - владеет формами вежливости, принятыми для выражения благодарности, используя соотвествующие слова;                                                 - проявляет сопереживание, сочувствие по отношению к героям русских-народных сказок, ориентируется на них в оценке своего поведения и поведения сверстников;                                                                                 - отличает русский –народный костюм от костюмов других народов;                 - имеет представление о цветочно-растительных мотивах русского орнамента, владеет элементарной техникой рисования декоративной росписи, использует элементы национального орнамента в самостоятельной творческой деятельности;                                                                                 - с удовольствием слушает игру на народных музыкальных инструментах, эмоционально отзывается на музыкальные произведения русских композиторов, народные песни;                                                                 - с удовольствием участвует в фольклорных праздниках, исполняет русские-народные песни, танцы;                                                                         - по собственной инициативе и по инициативе взрослого использует полученную информацию в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской) а также в разных видах активности (восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная, конструирование и др.):                                         - соблюдает правила личной гигиены;                                                         - имеет начальные представления о ценностях здорового образа жизни;         - соблюдает правила в русских-народных играх.

К шести годам ребенок                                                                         - адекватно идентифицирует себя с представителями своей семьи, пола, национальности, имеет представление о социальных функциях членов семьи, близких и дальних родственниках, их родственных связях;                                         - проявляет интерес к семейным делам, стремится к совместному обсуждению предстоящих дел;                                                                         - испытывает потребность в общении со взрослым как источником разнообразной информации о природном и социальном мире, событиях в родном селе (поселке), крае;                                                                                 - свободно владеет родным языком, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, способен договариваться;                                                                 - проявляет интерес и уважение к культуре, традициям, обычаям и нравам людей, говорящих на других языках;                                                         - интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы родного края, имеет некоторые представления об их взаимосвязях, сезонных изменениях, проявляет бережное отношение к окружающей природе;                         - имеет навыки рационального природопользования (не рвать лекарственные травы с корнями, содержать в чистоте водохранилища и т.д.);         - имеет представление о городе Красноярске как столице красноярского края;                                                                                         - узнает и называет символику края;                                                         - имеет первоначальные представления о культурных достояниях, основных исторических событиях, достопримечательностях, интересуется происхождением названий улиц родного села (поселка);                                         - проявляет любознательность к атрибутам национальной культуры (жилище, предметы быта, национальная кухня, одежда, посуда, национальные праздники, музыкальные инструменты, малые формы фольклора), задает вопросы;                                                                                 - проявляет интерес, симпатию и уважение по отношению к культуре представителей других национальностей, стремится к общению с ними;                 - с интересом слушает о жизни и творчестве выдающихся деятелей литературы и искусства, может их назвать;                                                         - имеет представление о профессиональной деятельности работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, может назвать несколько профессий;                                                                                         - ориентируется в транспортных средствах своей местности и их маршрутах, понимает смысл общепринятых символических обозначений, соблюдает правила безопасности на улице и в общественном транспорте;                 - проявляет речевую активность в естественной ситуации общения;                 - стремится к достижению результата, заданного дидактической (лексической) игрой;                                                                                         - доступным языком фольклорных произведений умеет рассказывать русские народные сказки, уместно использовать загадки, пословицы, поговорки;                                                                                                         - проявляет интерес к перспективам своего речевого развития;                         - проявляет интерес к выдающимся произведениям изобразительного искусства         Красноярского края;                                                                         - знает об особенностях русского национального костюма;                         - имеет представление о некоторых архитектурных сооружениях родного (районного центра, поселка, села);                                                         - определяет элементы русского национального орнамента, владеет техникой рисования декоративной росписи, использует элементы национального орнамента на силуэтах одежды, обуви, головных уборов;                 - владеет техникой рельефного изображения, способами обрывной и объемной аппликации для украшения предметов быта в национальном колорите;                                                                                                         - в аппликации, лепке, рисовании отражает сюжеты по мотивам русск        их   народных сказок;                                                                                 - с удовольствием слушает народную музыку, музыкальные произведения русских композиторов, эмоционально на них отзывается;                 - узнает звучание Государственного гимна, пытается подпевать;                         - исполняет русские народные песни, танцы, с удовольствием участвует в фольклорных праздниках, водит хороводы;                                                         - по собственной инициативе и по инициативе взрослого использует полученную информацию в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской) а также в разных видах активности (восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная, конструирование и др.):                                         - имеет представление о ценностях здорового образа жизни;                         - имеет начальное представление о своем теле и своих физических возможностях;                                                                                                 - имеет представление о некоторых летних видах спорта, спортивных комплексах, построенных к XXVII Всемирной летней Универсиаде;                         - подвижен, владеет основными движениями, старается контролировать свои движения, управлять ими;                                                 - с удовольствием участвует в русских-народных подвижных играх, играх-состязаниях.

К семи годам ребенок                                                                                 - интересуется историей и культурой своей семьи;                                         - выполняет правила, принятые в семье, поддерживает семейные традиции, с удовольствием участвует в семейных торжествах, праздниках, общих обсуждениях предстоящих дел, расходов;                                                - положительно относится к окружающим, проявляет уважительное отношение к людям (независимо от их социального происхождения, расовой принадлежности, языка, вероисповедания, пола и возраста), уважение к чувствам, мнениям, желаниям, взглядам других людей, умеет аргументировать несогласие, убеждать и т.д. Объясняет значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов;                  - испытывает потребность в общении со взрослым как источником разнообразной информации о природном и социальном мире, о всемирных событиях, событиях в стране, родном поселке, крае (районном центре, селе);         - расширяет круг общения с людьми, других национальностей проживающих на территории края, поддерживает тему разговора, умеет выслушать, отозваться на предложение, попросить о помощи, заявить о своих потребностях и т.д.;                                                                                 - проявляет коммуникативные способности: понимает речь, «вживается» в коммуникативную ситуацию, учитывая социальную роль собеседника, общается на родном языке;                                                                 - имеет представления об отдельных элементах культуры народов  проживающих на территории Красноярского края  (язык, одежда, искусство, обычаи, национальная кухня, игры, игрушки), о национальных и этнических различиях между людьми;                         

- ярко выражает интерес и уважение по отношению к культуре представителей других национальностей, стремится к общению с ними;                 - имеет первоначальные представления о культурных достояниях, основных исторических событиях, достопримечательностях, символике крупных городов региона, интересуется происхождением их названий;                 - интересуется обитателями государственных заповедников, занесенными в Красную книгу, обитателями рек и озер края, осознает необходимость природоохранительной деятельности;                                         - имеет представление о России как своей стране;                                         - узнает и называет символику государства (флаг, герб, гимн);                         - осознает взаимосвязь культур русского  и других народов;                         - имеет представления о своем крае как части России, об истории родного поселка, о знаменитых людях, проживающих в нем, основных достопримечательностях, традициях, труде людей;                                                 - проявляет любознательность в вопросах истории поселка и основных достопримечательностях края;                                                                        - с благодарностью и уважением относится к участникам Великой Отечественной войны, знает о подвигах героев войны;                                         - владеет способами безопасного поведения, принятыми в нравственно-этической, национальной, правовой культуре, осознанно их выполняет;                 - проявляет систему устойчивых интересов к познанию русского языка;         - участвует в диалоге, поддерживает тему разговора на родном языке;                 - рассказывает о себе (как зовут, сколько лет, где живет, какая семья);                 - достигает результата, заданного дидактической (лексической) игрой;                 - ориентируется в ситуации общения и самостоятельно находит речевое решение в новых условиях, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства;                                                                         - проявляет устойчивый интерес к литературному наследию русского народа, отдает предпочтение к его использованию в специфически детских видах деятельности, в повседневном общении, на конкурсах:                                 - осознает роль человека в развитии национальной культуры, проявляет любознательность к элементам культуры как к результатам человеческого труда, предвосхищает свое возможное участие в обогащении (преумножении) культурного наследия;                                                                 - проявляет интерес к живописным, скульптурным, музыкальным и др. средствам искусства деятелей культуры края, РФ;                                                 - имеет представление об архитектурных сооружениях родного поселка  (районного центра, села, края);                                                                         - владеет способами рисования симметричного («древо жизни») и асимметричного букета;                                                                                 - применяет технику рельефного изображения для изготовления национального декора, технику симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезывания для украшения предметов в национальном колорите;                 - с удовольствием слушает вокальную, инструментальную, оркестровую музыку, написанную русскими композиторами;                                 - узнает звучание Государственного гимна Российской Федерации, старается подпевать;                                                                                         - красиво исполняет русские народные песни, танцы, с удовольствием участвует в фольклорных  народных праздниках;                                                 - по собственной инициативе и по инициативе взрослого использует полученную информацию в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской) а также в разных видах активности (восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная, конструирование и др.):                                         - имеет представление о здоровом питании, ценностях здорового образа жизни;                                                                                                         - имеет представление о своем теле и своих физических возможностях;         - имеет представление о некоторых видах спорта, в том числе о национальном виде спорта – «городки, лапта»;                                                 - с удовольствием участвует в национальных играх-состязаниях, празднике «Зимние забавы Сибиряков»;                                                                 - подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.                                         В группе  планируется создать  разнообразную  речевую  среду соответственно возрасту: приобрести   CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Будет  создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности.                                                                                          Знакомство детей  с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.         

II.Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

Национально-региональный компонент реализуется в основной инвариантной части в пяти образовательных областях:                        1. Физическое развитие                          2. Познавательное развитие.        

          3. Речевое развитие

        4.Художественно – эстетическое развитие.

          5.Социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на: использование знания о родном крае в игровой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культуре и традициям Красноярского края.

Познавательное развитие: приобщение детей к истории

Красноярского края.

Речевое развитие: знакомство детей с писателями и художниками

Красноярского края.

Художественно-эстетическое развитие: приобщение детей к музыкально-художественному творчеству Красноярского края.

Физическое развитие: развитие эмоциональной свободы, физической

выносливости, смекалки, ловкости через традиционные игры и забавы

Красноярского края.

Образовательные области согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются в детском саду посредством интеграции в общей структуре образовательной

программы.

Связь с образовательными областями

Познавательное развитие

Задачи - дать представление о географическом положении, климатических

условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире

Красноярского края;

- познакомить с историческим прошлым и Красноярского края (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями);

- знакомить с жизнью и бытом коренных народов Крайнего Севера;

- формировать бережное отношение к природе родного края.

Художественно –эстетическое развитие

Задачи - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным

традициям и народным промыслам;

- учить создавать художественные образы природы, растительного и

животного мира Красноярского края в различных видах продуктивной деятельности.

- знакомить с писателями Красноярского края, их творчеством;

- формировать интерес к произведениям устного народного

творчества (сказки, стихи, пословицы), музыке.

Социально-коммуникативное развитие

Задачи  - воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение

к традициям и культуре народов проживающий на территории

края.

 Дети 3-5лет  знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Начинается знакомство с погодно – климатическими особенностями края. Дети получают общие сведения о месте проживания – Красноярский край. Дети знакомятся с растениями разнообразных климатических зон, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром края, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц.

Начинается работа по знакомству с народностями, населяющими территорию Красноярского края; их национальной одеждой, традиционными занятиями (оленеводство, охота, рыболовство), с северным фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.

Дети 5-7лет знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями края, его гербом.

Большая работа проводится по ознакомлению детей с народностями Красноярского края, бытом, традициями, условиями проживания.

Много внимания уделяется знакомству с русским народным фольклором (сказки, легенды, пословицы, загадки), с праздниками, народными национальными играми; традиционными домашними занятиями (плетение, вышивка, резьба по дереву, кости).

Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром Красноярского края, условиями произрастания растений в условиях разнообразных климатических зон, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой Красноярского края».

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации региональной Программы с учетом возрастных индивидуальных особенностей воспитанников

В работе с детьми по формированию народного творчества используются  самые разнообразные методы, способы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Это и рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, кукольного театра, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов. Большую роль играет выразительность речи воспитателя, его искреннее желание и проявленная заинтересованность к историческому наследию.                                                                         Вся работа с детьми по ознакомлению с народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, которая осуществляется по этапам. Предварительная работа предполагает погружение ребенка в атмосферу народного творчества. Этому способствуют проведение фольклорных праздников, досугов, накопленные впечатления, общение со взрослыми и детьми других национальностей.

В содержание этого этапа включаются разучивание потешек, пословиц, поговорок, чтение сказок, театрализованная деятельность, игры, музыкально-ритмическая деятельность, этюды на создание выразительных образов, изобразительная деятельность, где детям дается возможность отразить свои впечатления, раскрыть свои творческие замыслы.

Работа с детьми продолжается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду с младшего возраста. Постепенно дети начинают слушать и повторять потешки, использовать их в сюжетно-ролевых играх, придумывать свои движения для обыгрывания. Почти одновременно в деятельность вводятся загадки, и если на начальном этапе дети затрудняются в отгадывании, то потом начинают сами сочинять.                                 Большую роль в формировании ценностных ориентиров играют пословицы и поговорки. Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: наставляющие в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие к благоприятному поведению; педагогические советы, констатирующие результат воспитания.

Неоценимую роль в приобщении детей к ценностным ориентирам играют сказки, народные игры, песенки. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества обладает таким свойством, которое близко детской психологии.         Народные песни - целый поэтический и философский мир. Без песни не жил ни один человек, песней сопровождались события народной жизни - труд, праздники, игры. В совместной деятельности на вечерах игр и забав, досугах дети с удовольствием ставят сказки, слушают и используют народные песенки и игры.

Изучение  быта и культуры русского народа планируется из первоисточников, которые ранее были недоступны для нас, услышать живую разговорную речь, народные песни и преданья. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к личностным ценностным ориентирам человечества, однако этот путь очень долог, не всегда эффективен и не всегда обеспечивает усвоение морали. Поэтому роль взрослых в становлении ребенка и формировании нравственных основ трудна и ответственна. Задача ДОУ  - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Чтобы в дальнейшем не пришлось говорить о нравственной черствости подрастающего поколения.

  Формы работы с детьми по ознакомлению с  русской  народной  культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
  • Рассматривание  мини-музея «Русская изба».
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:

  • Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • Эвристический (развитие находчивости и активности);
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • Наблюдения в быту и природе.

Чудесный мир  народного творчества служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, он оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

        Климатические особенности                                                                 Детский сад расположен в одном из наиболее интересных, экологически благоприятных мест Идринского района, на юго-западе края, в верховьях правых притоков Енесея, Сисима, Сыды. Рядом с южным склоном хребта Кортуз. В пригорье Саян много интересных скал: Трехскалка, Птичий базар, Россыпи, гора Часовня. По легенде, на ее вершине когда-то стояла небольшая  церковь, куда не ленились подниматься прихожане.  Рядом с ДОУ находится лесной массив, ФАП, школа, Центр досуга. В селе проживают  умельцы народного творчества: резчики по дереву, мастерицы по вязанию, вышивке, биссероплетению и пр.  Экологическое положение и культурное направление   умельцев в нашем селе,  крае  позволяют вести углубленную работу по чудесному миру народного творчества.

        Национальные особенности

        Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры, традиции родного  края, природного, социального и рукотворного пространства поселка Добромысловского и Красноярского края.

        Культурное  воспитание  дошкольников строится на основе изучения русских национальных традиций. Национально-культурные особенности развития характеризуются местоположением дошкольного учреждения на территории Российской Федерации. Данная особенность учитывается в чтении  художественных произведений русского и  славянских  народов, населяющих Россию.

В процесс воспитания дошкольников ДОУ включены:

  • знакомство  с народными играми, народными  художественными промыслами и традициями края, России;
  • приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе коренного населения края, России;
  • изучение исторических этапов развития Красноярского края.

        Организационные особенности

        Эффективность образовательного процесса обусловлена активностью обеих сторон взаимодействия (педагога и ребенка), с вовлечением в образовательный процесс родителей воспитанников (лиц их заменяющих). Основной акцент взаимодействия направлен на реализацию технологии сотрудничества (педагог – ребенок – родитель) и создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ для организации самостоятельной деятельности детей.

        ДОУ работает в условиях 9 часового пребывания, в режиме 5-дневной рабочей недели.

        В учреждении существует видовое разнообразие групп по  возрасту воспитанников.         Функционируют  группы общеразвивающей направленности.                                                                                         В основу организации воспитательно – образовательного процесса положены следующие принципы:

  • Комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, предполагает решение  программных задач в разных формах деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей; в основу комплексно – тематического принципа положены социально значимые для образовательного процесса события: календарные праздники, лексические темы согласно сезонности и на основе программных требований.
  • Принцип интеграции образовательных областей предполагает решение задач образовательной области в ходе реализации других.
  • Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей  через игровую деятельность.

Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями.                                                                        Особенностью работы с дошкольниками  является игровая деятельность. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс.

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью.                                 Педагоги предлагают родителям и детям чтение сказок дома с последующей беседой по предложенным вопросам, разбор пословиц и поговорок, совместное изготовление поделок, рисунков. Такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

  Совместное участие в творческих мероприятиях  поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу: они  принимают активное участие    в проведении русских народных праздников,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Кузьминки», «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

Такие мероприятия сближают взрослых и детей, укрепляют авторитет детского сада, воспитывают  у детей уважение к старшему поколению, служат упрочению связей «детский сад – родитель», «родитель – ребенок».

     Родительский коллектив может стать  главным заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к истокам  народного творчества способствующей развитию личностных качеств ребенка, раскрытию его творческого потенциала средствами фольклорной игры и различных видов музыкальной деятельности.

     Пройдут годы, дети могут забыть музыкальные произведения, танцы, песни, которые они исполняли, но они навсегда сохранят в своей памяти тепло общения, радость сопереживания, которые они ощутили в минуты игры, творческого поиска рядом со своими родными и близкими.

Взаимодействие педагогов детского сада по формированию знаний у детей об устном народном творчестве.

Работа с педагогами предполагается на семинарах, педсоветах, лекциях, консультациях, с использованием разнообразных форм работы с педагогами.                                                                                                 Педагоги ведут работу: по диагностике детей на начальном и заключительном этапе, отбору материала, составлению сценариев или планов совместной деятельности. На практическом этапе работы с кадрами ведется анализ умения педагогов применять полученные на предыдущих этапах знания, организовать предметно-развивающую среду, подбор дидактического материала. В процессе аналитического этапа ведется обобщение, подведение итогов, выявление слабых и сильных сторон в работе.

           Педагог, прежде всего, должен правильно организовать предметно-развивающую среду. Подбор дидактического материала, пособий, детской литературы должен стимулировать познавательную активность и интерес каждого ребёнка. Правильность и целесообразность использования выбранных педагогом средств, методов, приёмов для реализации той или иной задачи, можно проследить через открытые просмотры, семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии в творческую лабораторию педагога.

        

2.6.  Наиболее существенные характеристики содержания региональной Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий)

        По ФГОС ДО ключевым принципом служит поддержка разнообразия детва, предполагающая развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности. Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.  Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю к традициям русского народа, народному творчеству, истории,  достопримечательностям, талантливым людям.                        Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о народном творчестве, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательной деятельности ДОУ местного краеведческого материала.                История народного творчества в Красноярском крае, как многонационального  региона, сложна и многообразна. Использование краеведческого материала в образовательной деятельности, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей. Для ознакомления с историей и культурой Красноярского края педагоги используют методические материалы, представленные поселенческой сельской библиотекой  по краеведению и экологическому воспитанию, а так же используются современные средства ТСО.                         Главное в патриотическом воспитании – разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие событие жизни, наполнить ее интересной и содержательной деятельностью. Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей  народного творчества родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.                         Богатейшие материалы по истории нашего народного творчества края собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить культурное становление малой родины.                 Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.                В каждом городе, селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.                 Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае его культуре и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине.

        Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории быта и культуры малой родины: Красноярского края активно включаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми; в непрерывную непосредственно образовательную деятельность.                 

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

     3.1. Материально-техническое обеспечение программы (см.Приложение № 9)

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

В ДОУ имеется необходимое программно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать региональную Программу. В методическом кабинете и в группах подобраны соответствующая педагогическая и методическая литература по нравственно патриотическому воспитанию.

Перечень программно-методического обеспечения  представлен (см.Приложение №10).

        3.3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

     Мир детства – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, много понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.

    Организованная игра для дошкольников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Таким образом, в ходе игры воспитывается личная ответственность за порученное дело.

       Наряду с игрой формой организации досуговой деятельности являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

     В детском саду  регулярно проводятся народные праздники: фольклорных праздников внутри ДОУ «Покров Батюшка», «Демьян и Кузьма», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасхальная неделя». Дети вместе с родителями  готовят традиционные костюмы жителей северных областей Сибири, водят хороводы с песнями Сибиряков. В зимнее время года  «Зимние забавы Сибиряков». Традиционным стало  проведение Спартакиады для детей внутри детского сада с использованием игр народов Красноярского края активными участниками которых являются и взрослые и дети.

    При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

         Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

         Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.  

Данная часть  программы разработана самостоятельно участниками образовательных отношений Программы (пункт 2.9.Стандарта).

3.4. Особенности организации предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями программы, особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей каждого времени года и темы изучаемого периода.                                                                                         Оформление уголков с наличием настольно- печатных игр, книг, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.                                 Оформление макета мини-музея «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.

Необходимые условия реализации регионального компонента

Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения устного народного творчества возможно при следующих условиях: широком включении в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннем использовании в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров;                 

  • Формировании у детей начальных знаний об народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов в действительности видеть образ;                                        
  • Осуществлении взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укреплении целостности и художественности картины мира у ребёнка;                
  • При предоставлении детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • Интегрированном подходе к освоению художественно-творческих видов деятельности.
  • Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора;
  • Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии.


        

3.3.  Планирование нравственно - патриотического воспитания

 (см. ПРИЛОЕНИЕ№5)

Направления работы

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Взаимодействие с детьми

  1. Диагностика уровня знаний и умений детей. (Опросник – приложение №1)
  2. Встречи с детьми  согласно тематического плана (Приложение №2)
  3. Использование в НОД русских народных  подвижных игр, закличек, частушек, колыбельных, народных костюмов, хороводных игр.
  4. Знакомство и исполнение русских народных песенок:
  • «Колыбельная»,
  • «Как у нас-то козёл»
  • «Бабушкин козлик»
  • «Петушок»
  • «Гуси вы, гуси»
  • «Курочка- Рябушечка» и др.

5.Исполнение народных закличек, частушек, танцев в различных видах детской деятельности.

 6.Проговаривание     скороговорок, рассказывание потешек, небылиц.

7.Игра на детских музыкальных инструментах:

  • «Сорока-сорока» -русск.нар прибаутка;
  • «Лиса»-русск.нар прибаутка;

Подыгрывание русских народных мелодий.

8. Разыгрывание представлений по мотивам русского народного творчества:

  • «В тереме расписном я живу- к себе в избу всех гостей приглашу»; (Приложение №3)
  • «Русские потешки»
  • «Жихарка»
  • «В гостях у хозяюшки»
  • «Козлик и дудочка» (Приложение№ 4)

7. Танцевально-игровое творчество: разыгрывание сценок по мотивам русских народных сказок, потешек с использованием мимики и пантомимики.

8. Проведение русских народных подвижных игр: (Приложение №5)

  • «Муха»;
  • «Капуста»;
  • «Салки-догонялки»;
  • «Гуси-лебеди»;
  • «У дядюшки Трифона»;
  • «Золотые ворота»
  • «У медведя во бору»
  • «Пятнашки» и др.

9. Чтение русских народных сказок:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обр. А. Толстого;
  • «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр.М. Булатова
  • «Зимовье» в обр. И. Соколова-Микитова;
  • «Лиса-лапотница» в обр. В.Даля
  • «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О Капицы

10 Настольные спектакли, игры-драматизации по мотивам русских народных сказок.

11. Участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников:

  • «Масленица»; (Приложение №6)
  • «Зимние святки»;
  • «Рождество»; (Приложение №7)
  • «Пасха».         (Приложение №8)

12. Участие детей в изготовлении фигурок для настольного театра по мотивам русских народных сказок. Сотворчество воспитателя и детей по изготовлению декораций к сказкам.

Дидактические игры:

  • «Узнай потешку»;
  • «Угадай из какой сказки герой»
  • «Собери сказку»
  • «Последовательные картинки»

13. Использование фольклорных произведений во время проведения режимных моментов

14. Выставка детских книг по мотивам русского народного творчества.

15. Использование игровых приёмов, разыгрывание этюдов по мотивам известных потешек, сказок.

Сентябрь

 Еженедельно

По желанию детей

По желанию детей, в течение года

В течение года по желанию детей

1 раз в квартал

Еженедельно

В течение года

В течение года

Во время проведения календарных праздников

В течение года

Сотрудничество с родителями

  1. Анкетирование «Что знает Ваш ребёнок о устном народном творчестве?» (Приложение № 9  )
  2. Консультация « Роль родителей в возрождении русских традиций» (Приложение № 10)
  3. Мастер-класс по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.
  4. «Вечер загадок» (детско-родительская группа)
  5. Совместное оформление (родителями и детьми) страниц альбома «Мои истоки»
  6. Участие родителей в формировании библиотечного фонда группы по мотивам русского народного творчества.
  7. Мастер класс «Весёлая мастерская»
  8. Оформление информационного стенда для родителей (оперативная информация)
  9. Литературная гостиная «Удивительные сказки» (детско-родительская группа).
  10. Участие родителей в фоторепортаж о ходе реализации проекта.
  11. Участие в обогащении предметно-развивающей среды, создании условий для реализации проекта(приобретение пособий, изготовление костюмов, изготовление декораций для сказок, приобретение литературы, создание «Уголка сказок»)
  12.  Активное участие родителей в проведении календарно-обрядовых праздников:
  • «Масленица»
  • «Рождество»
  • «Зимние святки»
  • Пасха»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В течение года

В течение года

Январь

По необходимости

Март

В течение года

В течение года

Ежеквартально

Сотрудничество с педагогами

  1. Беседы с педагогами (обращение к накопленному опыту по данной теме).
  2. Участие в  театрализованных представлениях, проводимых на  уровне ДОУ и города.
  3. Обмен опытом работы.
  4. Взаимопосещения мероприятий, проводимых по данной теме.
  5. Участие в  проведении календарно-обрядовых праздников.
  6. Консультация «Использование фольклора в работе с детьми» (Приложение № 11)

В течение года

В течение года

Систематически

В течение года

Ежеквартально

Методическое сопровождение

  1. Анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
  2. Подбор диагностического материала (беседы, опросники).
  3. Подбор материала для информационных стендов. (методическая литература,  интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/615781/  Фестиваль «Открытый урок»;

http://ladushki17.jimdo.com  сайт МДОУ «ЦРР- детский сад № 17 «Ладушки»

http://www.maam.ru Международный образовательный портал

  1. Создание библиотечного фонда группы по произведениям русского народного творчества , оформление картотеки (детская и методическая литература).
  2. Подбор материалов для консультаций.
  3. Методические разработки мероприятий, игр, сценарии праздников.
  4. Составление учебно-методических комплектов с использованием ИКТ.
  5. Составление картотеки считалок с элементами русского фольклора.
  6. Подготовка практического материала для мероприятий.

В течение года

Сентябрь-октябрь

Систематически

В течение года

По необходимости

В течение года

В течение года

Используемая литература   и интернет-ресурсы.


1.Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001. 
2.Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,1999 . 
3.Новицкая М.»Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9. 
4.Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995,№9. 
5.Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9. 
6. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004. 
7. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», « Дельта», 2000 
8.Флерина Е.А. « Эстетическое воспитание дошкольников»М.,2004г. 
9. Журналы « Дошкольное воспитание».

http://pochemu4ka.ru/index/0-288    «Почемучка»

http://imteacher.ru   Сеть учителей работников образования

http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по региональному компоненту с детьми 6-7 лет «Юный эколог»

Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реали...

МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть

          Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...

Макет рабочей программы по региональному компоненту

Макет рабочей программы с использованием регионального компонента по Алтайскому краю....

Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"

Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...

Программа по региональному компоненту «Наш дом - Ямал» для детей от 3 до 7 лет

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, по...

Программа по региональному компоненту «Наш дом - Ямал» для детей от 3 до 7 лет

НаправленностьПрограмма направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с фольклором, играми, традициями и обычаями коренных народов севера. Приобщение детей разных национальностей, жи...