Проект по развитию мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста «Наши веселые ручки»
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Пятница Гюзель Рифовна

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по развитию мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста «Наши веселые ручки»

Проект подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Пятница Гюзель Рифовна

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

     Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас  малыша.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

    Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

      Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов  обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

         На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

      Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Вид проекта: образовательный, игровой, краткосрочный.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Предполагаемый результат

Дети:

• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

• отзывы родителей и педагогов;

• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

• родители стали единомышленниками с педагогам ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Этапы проекта

I. Подготовительный этап

• Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

II. Основной этап реализации проекта

• Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком.

• Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики.

• Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком.

• Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

• выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

• консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

• беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

• родительское собрание: знакомство с проектом «Наши весёлые ручки»;

• родительское собрание «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

III. Заключительный этап

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

• удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Этапы индивидуального обучения детей пальчиковым миниатюрам

1. Взрослый показывает миниатюру целиком (сам проговаривает рифмовку и одновременно, в такт словам, выполняет пальчиковые движения).

2. Взрослый садится позади ребенка, как бы обнимает его руками, берет детские ладошки в свои и, манипулируя пальчиками, выполняет отдельные движения.

3. Взрослый и ребенок сидят рядом, выполняют движения одновременно, но текст говорит только взрослый.

4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики, речи, память, воображения, логическое мышление у детей младшего дошкольного возраста.

Работая с детьми, я увидела в играх пальчиковых, настольных (собирание пазлов, игры с мелкими предметами; игры со строительным материалом, палочками; волшебный мешочек; найди игрушку в крупе;)низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, а стимулируя моторику мы развиваем речь детей.

В этом возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук, развить речь.

1. «Научим куклу Таню играть с пальчиками»

Цель. Приучить детей слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь.

Оборудование: кукла.

Обогащение словаря: указательный, средний, мизинчик.

2. Игра со строительным материалом «Ох, какой теремок красивый»

Цель. Развить конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи название деталей, глагольные формы; развить моторику, умение соотносить движения со словами.

Обогащение словаря: красивый, урчит, пищит, грубый, ревет.

Оборудование: мелкий строительный материал.

3. «Давай расскажем сказку»

Цель. Учить детей узнавать персонажей из сказки «Репка». Воспитывать навыки драматизации. Развить моторику, умение соотносить движения со словами, развивать речь.

Обогащение словаря: лает, хрюкает, мычит, крякает, кукарекает.

4. «В гости к нам пришел зайчишка» 

Цель. Закрепить умение группировать объекты по цвету. Продолжить учить узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Учить детей собирать геометрические фигуры, ориентируясь на образец.

Обогащение словаря: загудел.

Оборудование: зайчики разных цветов.

5. Пальчиковая игра «Здравствуй солнце золотое»

Цель. Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма, речь.

Обогащение словаря: вольный, дубок, край.

6. Пальчиковая игра «Где же наши ручки» 

Цель. Развить мелкую моторику пальцев рук, речь.

Обогащение словаря: пляшут.

7. Чтение стихотворения «Заботливое солнышко»

Цель. Развить память, речь, чувство ритма; закрепить знания о солнце как явлении неживой природы; развить моторику, координацию движений.

Обогащение словаря: лучик, солнце.

8. Дидактическое упражнение «Воздушные шары»

Цель. Закрепить знания о шести цветах спектра путем подбора цветов по образцу; активизировать словарь: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; развить мелкую моторику.

Обогащение словаря: разноцветные, лента, шар.

Оборудование: шесть воздушных шаров и шесть лент такого же цвета.

9. «Сделай змейку из мозаики»

Цель. Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности, внимания, рациональности мышления.

Обогащение словаря: мозаика, змейка.

Оборудование: мозаика крупная разного цвета.

10. «Пальчик с пальчиком соедини»

Цели игры. Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, развитие речи.

Оборудование: негромкая музыка.

11. «Поможем мишке одеться» 

Цель. Игры шнуровки развивают мелкую моторику. Игры- шнуровки развивают усидчивость, терпение.

Обогащение словаря: шнуровка, кеды.

Оборудование: шнуровка.

12. «Найди игрушку в крупе»

Цель. Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Обогащение словаря: крупа, фигура.

Оборудование: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы.

13. «Мы построим новый дом…» 

Цель. Учить детей в выкладывать из палочек дом, забор, дорогу. Развивать мышление, речь, память, внимание.

Обогащение словаря: мост, палочки, выкладываем.

Оборудование: счетные палочки.

14. «Волшебный мешочек»

Цель. Развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей. Непроизвольное осуществление массажа пальчиков; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.

Оборудование: «Волшебные мешочки».

Вывод

1. Отмечалось положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук.

2. Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, воображение.

3. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

В статье даны советы по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях....

Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем...

Проект по саморазвитию .Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации.

Развитие мелкой мотрики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных видов аппликации....

Проект по развитию мелкой моторики рук для детей среднего дошкольного возраста «Наши веселые ручки»

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями....

Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...

Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков»

В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связанно с тем, что обычными стали ситу...