«Формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, к России» - консультация для педагогов
консультация на тему

Гончарова Ольга Викторовна

      В наше время стала очень актуальной проблема  формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование чувства патриотизма,  любви к родному краю, к  России»

 «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, стать подлинным ее патриотом»

                                                                                                                            С.В. Михалков.

      В наше время стала очень актуальной проблема  формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, станице; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

    «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей.

     Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой  малыш,  чему  он  изумляется  и  что  вызывает  отклик  в  его  душе.  И  хотя многие впечатления еще  не  осознаны  им  глубоко,  но,  пропущенные  через  детское восприятие,  они  играют  огромную  роль  в  становлении  личности  патриота. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

    Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как наши дети живут в условиях западнизации.

     Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста нужно вести  по двум направлениям:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

    Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе можно  использовать  многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы : беседы, занятия, сказкатерапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, дидактические игры, развлечения, помогают  детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры ,любить и уважать своих родных ,ценить труд человека ,а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работу можно проводить  как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени. Каждый вид деятельности преследует  решение своих задач и целей. Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, можно решить  такие задачи как:

  1. Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
  2. О местах проживания наших предков.
  3. О быте русских людей.
  4. Об истории мужской и женской одежды.
  5. Об истории русской кухни.
  6. О народных праздниках.
  7. О народных приметах.
  8. О героизме русского народа.

Содержание бесед и  вопросы можно брать, прежде всего, из русских народных сказок. Например: познакомив детей со сказкой, Никита Кожемяка, организовать и провести  беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, провести беседа с детьми по вопросам касающихся, русских народных промыслов ,одежды, утвари.   С помощью таких сказок как, Семилетка, Снегурушка, можно  знакомить  детей с семейной иерархией на Руси. С помощью рассказанных сюжетов, дети будут усваивать  основные жизненные принципы:

  1.  Что такое хорошо
  2. Добро всегда побеждает
  3. Уважать старших
  4. Слушать родителей