Использование валяния в создании бурятских народных орнаментов
методическая разработка (старшая группа) на тему

Макушева Наталья Александровна

В данной разработке отражен опыт работы с шерстью с целью создания бурятских народных орнаментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение валяния в создании БУРЯТСКОГО НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА.

Основная общеобразовательная программа МБДОУ г. Иркутска детского сада №141  составлена с учетом национальных и региональных особенностей  республики Бурятии, где обязательная часть составляет 60% и часть, формируемая участниками образовательного процесса 40%.

Внедрение в образовательный процесс ДОУ регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры, развивает интерес к малой родине, ее культурно - историческим и природным особенностям.

Национально - региональный компонент предусматривает реализация  следующих направлений:

  • Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Прибайкалье, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
  • Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

     • Ознакомление с природой родного края. Формирование экологической культуры.

     • Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих республику Бурятия, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РБ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно – прикладным искусством.

  • Воспроизводство изделий прикладного искусства, умение создавать творческую работу по мотивам национальной культуры бурят.

Примерный комплексно - тематический план:

  • Сентябрь

3-я неделя «Игры бурятские и русские»

  • Октябрь

4- я неделя Осенняя одежда и обувь (русская и бурятская)

  • Ноябрь

3-я неделя «Бурятская юрта. Мебель (русская, бурятская, современная )

  • Декабрь

3- я неделя «Зимующие птицы Прибайкалья. Ластоногий символ озера Байкал»

  • Январь

«Серебристое озеро Байкала»

  • Февраль

4-я неделя «Традиции и обычаи родного края. Сагалгаан. Масленница»

  • Март

3-я «Животные Сибири и Севера»

  • Апрель

4- я неделя «Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала»

  • Май

3-я неделя «Насекомые Прибайкалья».

Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может, на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Рассматривание иллюстраций : о Байкале, природа Бурятии, видео и фото о традициях, костюмах , посуде, быте бурят и русских.

Беседы на темы: «Мы живем в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края».

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпененок», Богатырь Байкал», «Омулевая бочка», «Медведь», «Снег и заяц»и другие.

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди похожий орнамент», «Расставь мебель в юрте» и др.

Подвижные бурятские и русские народные  игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», Верблюжонка  верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка, узелок», «Бабка – лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие.

Викторина «Что я знаю о бурятском орнаменте»

      Буряты – скотоводы издавна производили в домашних условиях практически все необходимое для удовлетворения потребностей в разнообразных предметах хозяйства и быта. Все члены семьи в особенности женщины обрабатывали шерсть, катали войлок, изготовляли нитки, шили, участвовали в обработке кожи. Шерсть, волос и сухожилия скота использовались кочевыми народами с давнейших времен. Очень важное  значение в быту имела обработка шерсти и изготовление из нее войлока и других необходимых изделий.

Бурятия  имеет давние традиции орнаментальное декоративное искусства.

Орнамент от лат «Украшение»

Бурятский орнамент имеет свои характерные выразительные особенности, отличающие его от национальных узоров других народов( традиционные мотивы, форма, цветовая гамма, композиционное решение и т.п.)

Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, оберегом. В орнаменте были заключены знаки,  они хранили своего хозяина от всякой случайной беды.

Орнамент отражает гармонию окружающую природу Байкала и Забайкалья и его красочность узоров. Основные элементы узора  - солнце, луна, облако и т.д. Это как песня бурятского мастера, о его жизненном  укладе,  о природе, и о  народе, которому он создает эту красоту. Бурятский орнамент глубоко национален это сочетание графики и цвета.

Бурятский народный орнамент:

Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы : прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер.

Существуют так называемые культовые орнаменты, в которых используются символы тибетского буддизма. Как правило, таким узором украшают храмы и объекты, используемые в богослужении.

Природные орнаменты. К природным орнаментам можно отнести рисунки, символизирующие растения и животных: завитки, рога, черепашьи панцири. Один из популярных мотивов – «бараний рог», означающий богатство народа, издревле занимавшегося скотоводством.

Ещё один распространённый в бурятской культуре узор - улзы, «плетенка» - символ счастья, благополучия и долголетия. Этот орнамент принято считать индийским по происхождению. В буддийском искусстве - это мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоподношений, обозначающее бесконечный цикл перерождений в мире людей.

К тотемным узорам бурятов относится круг, символизирующий Солнце и свет, а также роговидный узор - символ удачной охоты, приносящий изобилие и процветание. Шоу - круг, поделенный на сегменты, изображает черепаший панцирь, знак мудрости и вечности. Меандр похож на молоточки, это пожелание успехов в труде, трудолюбия и бесконечного счастья. Облака - пожелание духовного развития и совершенства. Все водные узоры - символ вечности народа.

Орнаментами украшается религиозная атрибутика, талисманы, одежда и обувь, конская сбруя, пояса, колчаки для стрел, мебель, посуда и другие бытовые предметы. Очень распространён бурятский орнамент на одежде: унтах, чулках, рукавах традиционных халатов, а также на разнообразных головных уборах.

Для бурятского орнамента свойственны графическая четкость контура, симметричность формы, выразительная локальность цвета.

Цвет у бурят, как и у всех народов, имеет свое значение. Буряты всегда использовали яркие, чистые цвета, не боясь смелых сочетаний. Только надо было знать, что означает тот или иной цвет. Белый цвет – чистота, святость, благополучие. С белым цветом связано все доброе, счастливое, священное. Голубой цвет – отец цветов, Вечное Синее Небо, верность, постоянство. Золотой цвет имеет высшую ценность. Это – вечность, прочность, нетленность, величие, блеск, сияние, Солнце и власть. Золотой дракон приносит людям счастье и безопасность. Желтый цвет – то же, что и золотой. Красный цвет – радость, красота, огонь, тепло и свет, целительная сила, борьба и агрессивность. Зеленый цвет – цвет травы и листвы, цвет Земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и неувядание. Черный цвет – несчастье, гибель, горе. Все плохое, злое, несчастливое. — Сознаём это или нет, верим или нет, цвета оказывают влияние на всю нашу жизнь.

Сегодня мы с вами будем украшать традиционную одежду бурят и их жилище красивыми орнаментами  из непряденой шерсти, используя технологию валяния.   Что же такое валяние?

Валяние – процесс изготовления из непряденой шерсти различных изделий: игрушек, одежды, обуви и прочих полезных и красивых вещей.

Вместе с тем, валяние из шерсти предусматривает решение следующих задач:

• формирование навыка работы с шерстью;

• развитие творческой фантазии и креативности;

• развитие мелкой моторики, развитие чувствительных рецепторов;

• привитие навыков аккуратности, усидчивости и самостоятельности;

• формирование навыков самоконтроля и самооценки;

• развитие умений строить взаимоотношения в процессе коллективной работы.

   для активного проявления и выражения эмоциональных состояний,

   созревает способность ориентироваться в пространстве

   совершенствуется навык планирования последовательности действий с целью достижения необходимого результата.

взаимодействие с теплой мягкой шерстью благотворно влияет на нервную систему, снимает стрессы, успокаивает, доставляет массу удовольствия детям.

Различают два вида валяния: сухое и мокрое.

Сухое валяние – процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и путают волокна шерсти.

Мокрое валяние – выполняется при помощи воды и мыла. Шерсть смачивается мыльным раствором, и валяние происходит в процессе трения.

Занятие по валянию

1.Беседа - знакомство с бытом т культурой бурят

2.Подвижная игра «Юрта»

3.Украшение - Орнамент, используя технологию валяния

4.Рефлексия

Использование валяния в создании бурятского орнамента позволило нам:

- Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих республику Бурятия.

 - Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

 - Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих республику Бурятия, декоративно – прикладным искусством.

- Раскрытие значение бурятских орнаментов.

- Формирование навыка работы с шерстью

- Формирование личностных новообразований ( определяется увлеченностью, способностью свободно использовать приобретенные навыки, знания и умения в процессе деятельности.

- Овладение системой знаний и практическими умениями

Все это легло в основу национального самосознания дошкольников.

Великая страна начинается с малой Родины, с того места, где ты родился и живешь.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пуст в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина» В.А.Сухомлинский.

Литература:

1. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ, 2001.

2. Бурхинов Д. М., Сабсаева Е. Б. Школа на пути возрождения. Улан-Удэ. 1996.

3. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом. М.: МИРТ, 1992.

5. Герасимов К. М., Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.

6. Занаев С. З. Декоративно-прикладное искусство бурят как средство трудового воспитания. Улан-Удэ: Бэлиг, 2003.

7. Зоригтуев Б. Р. Буряты. Этнографический очерк. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Бурятский национальный орнамент"

Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иног...

Внедрение инновационной технологии "использование ИКТ при создании мульфильмов по мотивам ненецких народных сказок"

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентно...

Конспект занятия по аппликации "Бурятский народный орнамент"

       Мы живем в солнечной Бурятии, городе Улан-Удэ. Основы знаний о культуре своего народа закладываются в семье. Но и огромную роль в этом играет дошкольное учреждение. В...

Конспект НОД в старшей группе по аппликации «Бурятский народный орнамент»

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспита...

Конспект НОД "Украшение кокошника русским народным орнаментом с использованием нетрадиционной техники пластилинографии

Тема: «Украшение кокошника русским народным орнаментом с использованием нетрадиционной техники пластилинографии» Цель: закрепить знания детей о русском народным орнаменте, ...

Бурятский национальный орнамент

Бурятский национальный орнамент...

Бурятский национальный орнамент

Бурятский национальный орнамент...