Картотека пословиц, поговорок и примет коренных народов Сибири и Дальнего Востока
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Аверченко Анастасия Игоревна

Для реализации проекта самообразования собрана картотека пословиц, примет и поговорок коренного населения Сибири, Севера и Дальнего Востока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_poslovits_pogovorok_primet_narodov_severa.docx93.73 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                         города Новосибирска

«Детский сад № 238 комбинированного вида»

г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30

ИНН 5404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604

Картотека пословиц, поговорок, примет

 коренных народов

Сибири и Дальнего Востока

Подготовила:        воспитатель Аверченко А.И.

Гр. №6 «Мечтатели»

                                                     

Новосибирск  2017

Саамские пословицы и поговорки

В сухую сеть рыба не попадет.
Оленя выбирают не по рогам.
Себя не хвали, пусть люди похвалят.
Человек живет не только силой, но и умом.
Когда сердце полно тоски, то и радость не помогает.
Когда рыбак потерял надежду, все потеряно.
Без работы ничего не придет.
Работу можно оценить только после ее завершения.
Тот не знает, как труд тяжел, кто никогда не трудился.
Рыбак не знает, сто он поймает.
Долгий сон ведет к нужде.
Тому, кто молчит, и воды не подадут.
По лицу не видно, что он за человек.
Доброе слово рот не дерет.
Лентяй считает каждый свой шаг.
Хвастливое слово – гнилое слово.
Что другим желаешь – то к тебе вернется.
У тебя заячье сердце.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Время покажет следы виноватого.
Ходящий руки в карманах (о 
бездельнике).
Маленький ребенок - у матери на коленях, большой – в материнском сердце.

Хантыйские пословицы и поговорки 


Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.
Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас.
Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.
Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.
Олень за ягелем бежит быстрее, чем из-за хорея.
О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.
Бело-пёстрого Духа-Оленя берегите из поколения в поколение.
Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя.
Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.
Около луны звезда народилась – потеплеет.
Звёзды сильно блестят – к близкому теплу.
Много грибов – много белок будет.
Солнце красные рукавицы надело – сильно похолодает
Собаки воют - волки близко.
Не бросай после еды кости рыб: рассердится Дух охоты Хингкэн. И рыба больше в твои сети не попадётся.
Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.
Не будь важным, и не останешься одиноким.
Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.
Первую добычу раздели с друзьями, и станешь удачливым охотником.
Кто хорошо работает и учится, тому на людей смотреть не стыдно.
Не оставляй на завтра сегодняшнее дело.
Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.
Куда мышь бежит, туда и песец стремится.
Сеткой воды не зачерпнёшь.
Песец сам в мешок не полезет.
С хорошим человеком и без чума тепло.
У зазнавшегося человека нос хореем не достанешь.
Со злом придёшь – сам испытаешь.
Доброе дело равняет человека со звездой.
С неубитого рябчика перья не ощипывай, с неубитого медведя шкуру не снимай.
Холодное лето теплее тёплой зимы.
Гнилую рыбу соль не спасёт.

Не водою рыбак кормится - а сетями.
Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.
Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.
Дал слово – держи его.
Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротить.
Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.
Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.
Голыми руками рыбу и зверя не добыть.
От крика - дело не делается.
Если нет дельного слова, то не говори.
В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится.
Если будешь шагать, всё время назад оглядываясь, то далеко не уйдешь.
Сон держи в легкости.
Нож и топор держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова.
Хорошее слово век не забудется.
Как крикнешь, так и эхо отзовется.
Не злорадствуй, а то и к тебе горе может прийти.
Дети быстро растут - вот уже лесные звери им ножки подарили, а птицы, что с юга вернулись, на крыльях им язык принесли.
Дороги, где бы они ни лежали, на земле-ли, на воде-ли, многому учат человека.
Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.
И мала игла, и хрупка, а сила в ней велика.
Небо и земля одним умом живут. Они знают, кому что дают.
Кого боятся - того не любят. 
Хитрость – не от большого ума. 
Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а ляжет вдоль – поздно будет.
Без желания легко дается только лежание. 
За ленивое дитя сердце матери больше болит.
Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.
Самое большое несчастье – когда жена ленива.
Много всего на свете, только отец – один.
Поранить лебедя, что душу свою поранить. 
Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.
День красен солнцем, а человек – трудом и добром.
Волка ноги кормят, человека – руки.
Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

http://gcbs.ru/pub/Folklor_O_Yamale/10.jpg


Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.


Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.


У одного ум в словах, у другого - в делах.


Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.


Оставленный в тундре запас- и для нас, и для вас.


Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.


Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.


Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь.


Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.


Олень за ягелем бежит быстрее, чем из-за хорея.


Слово, что лжёт, далеко не уйдёт…


О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.


Я слышал стук копыт, значит по тундре кто-то спешит.


Бело-пёстрого Духа-Оленя берегите из поколения в поколение.


Стрелу и для того можно пустить. Чтобы не убить, а предупредить.


Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя.


У оленя мех-камус крепок на ногах оттого, что не ленится копаться 
ими в снегах.


Гагара на воде кричит – дождь накликает.


Солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.


Около луны звезда народилась – потеплеет.


Звёзды сильно блестят – к близкому теплу.


Много грибов – много белок будет.


Солнце красные рукавицы надело – сильно похолодает


Собаки воют- волки близко.


Не бросай после еды кости рыб: рассердится Дух охоты Хингкэн. И рыба больше в твои сети не попадётся.


Начнёшь стареть – приготовь своему сыну камусные лыжи, санки для оленей, маут и ружьё.


Уходи на охоту рано – всегда будешь с удачей.


Не будь важным, и не останешься одиноким.


Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам.


Не будь ленивым, как олень, который последним идёт по проторенной дороге аргиша.


Первую добычу раздели с друзьями, и станешь удачливым охотником.


Не ругай землю, если спотыкаешься: не земля виновата!


Не убивай орла, а то все птицы на тебя рассердятся.


Не дразни старого человека, а то вырастешь глупым.


Кто хорошо работает и учится, тому на людей смотреть не стыдно.


Не оставляй на завтра сегодняшнее дело.


Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.


Куда мышь бежит, туда и песец стремится.


Сеткой воды не зачерпнёшь.


Песец сам в мешок не полезет.


С хорошим человеком и без чума тепло.


У зазнавшегося человека нос хореем не достанешь.


Если среди смелых растёшь, сам станешь смелым.


Со злым поведёшься – добра не наберёшься.


Со злом придёшь – сам испытаешь.


Доброе дело равняет человека со звездой.


С неубитого рябчика перья не ощипывай, с неубитого медведя шкуру не снимай.


Холодное лето теплее тёплой зимы.


Гнилую рыбу соль не спасёт.


Лентяй усталости не знает


Из мутного озера чистая вода не течёт.


Солнце надоесть не может.


 

 

Приметы

Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.
Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!

Если чайки разгалделись на разбойном языке,
Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.

Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,

Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.

Если рано-рано утром стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.

Если днём погожим тундра не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.

Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,
Значит, ветры с океана снег и холод принесут.

Если малость поутихла только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.

Хантыйские народные приметы 
Ханты сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.
Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.
С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».
А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».
Бывают моменты, когда чум ломится от гостей. Мамы стараются накормить детей и отправляют их на улицу играть. Вдруг в это время сытый ребенок становится напротив сидящих за столом гостей и начинает буквально пожирать их глазами. С грустью замечали, что его ожидает либо сиротство, либо большая нужда родителей.
Часто в тундре гости торопятся, а стол еще не убран. В этом случае ничего не остается, кроме одного, чтоб предотвратить плохую примету. Хозяйка должна взяться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи. Только после этого они имеют право выйти из-за стола. Хорошо воспитанный ненец сам должен попросить об этом хозяев, извиняясь за спешку.
Некоторые гости очень любят угождать: убирают со стола, моют и вытирают посуду. Очень мягко, без упрека, хозяйка не должна позволить им этого, иначе помощь гостьи обернется для нее неудачей. Говорят, стол обеднеет, все удачи в добыче перейдут гостье.
А о тех людях, которые постоянно жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно.
Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение.
В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву".
Также будущий рыбак не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником и всегда последним ставить сети на использованные рыбные места.
Будущий хозяин не должен проходить под веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А также он должен содержать нож в идеальной чистоте, иначе будущая жена будет неопрятной.
И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.
Как только у девочек наступают «критические дни», для них начинает существовать ряд ограничений, вроде таких, что нельзя ходить вокруг чума, наступать на вещи и предметы быта, но особенно надо быть внимательной к мужским вещам.
Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:
— нельзя шить одежду на себе;
— если девочка без причины прокалывает и втыкает несколько раз иголкой на себе одежду — это к покойнику;
— грех накладывать шов на другой, старый шов, - ослепнешь в будущем; — нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;
— если с пальца соскакивает наперсток, то у будущего мужа будет вторая жена или первый брак хозяйки наперстка разрушит соперница.
Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинают ковырять во рту концом ножа. Но это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы. «Убери изо рта нож, став взрослой, будешь объектом для сплетен и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», — строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привила бы себе дурную привычку.
С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий благодаря им, прекрасной половине человечества, ненецкий народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции.
У ханты существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней.
- Нельзя смеяться над едой.
- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.
- Если упал кусок. Надо бросить его около очага или печки. Это означает. Что ушедшие в Нижний мир хотят есть.
- Мальчику не положено мыть посуду – будет плохим охотником.
- Если положенный нож лег острием вверх, будет много рыбы: нож будет резать рыбу.
- Паук, висящий на паутине, - к рыбе. 
Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:
- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
Не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.
Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:
- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.
- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.
- Злые языки рождают слова, похожие на нож с двумя лезвиями.
Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:
- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он - смысл твоей жизни.
- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся
- В какую бы беду ни попал - голову не вешай, ум не теряй.
- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.
Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью.
Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.
Собака воет, подняв голову кверху – будет пожар, неурожай, несчастье.
У охотника нельзя спрашивать. Куда он идёт, нельзя желать удачи. Лучше сказать: «Ни пуха, ни пера», а рыбаку: «Ни хвоста, ни чешуи».
Если вышел за порог, да вернулся, забыв что-то, удачи в пути не будет.
Чёрный кот перешёл дорогу – быть беде.
Женщина с пустым ведром на пути - тоже к беде.
Во сне пожар увидеть – к ссоре, к скандалу.
Увидишь во сне яйца - в дом гости явятся.
Много ягод на рябине – к тёплой зиме.
Облака начали долгие кочевья – перед ненастной погодой.

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

http://gcbs.ru/pub/Folklor_O_Yamale/1.jpg

Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.

Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.
С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».

А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».

Бывают моменты, когда чум ломится от гостей. Мамы стараются накормить детей и отправляют их на улицу играть. Вдруг в это время сытый ребенок становится напротив сидящих за столом гостей и начинает буквально пожирать их глазами. С грустью замечали, что его ожидает либо сиротство, либо большая нужда родителей.

Часто в тундре гости торопятся, а стол еще не убран. В этом случае ничего не остается, кроме одного, чтоб предотвратить плохую примету. Хозяйка должна взяться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи. Только после этого они имеют право выйти из-за стола. Хорошо воспитанный ненец сам должен попросить об этом хозяев, извиняясь за спешку.
Некоторые гости очень любят угождать: убирают со стола, моют и вытирают посуду. Очень мягко, без упрека, хозяйка не должна позволить им этого, иначе помощь гостьи обернется для нее неудачей. Говорят, стол обеднеет, все удачи в добыче перейдут гостье.

А о тех людях, которые постоянно жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно.

Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение.
В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву".

Также будущий рыбак не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником и всегда последним ставить сети на использованные рыбные места.

Будущий хозяин не должен проходить под веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А также он должен содержать нож в идеальной чистоте, иначе будущая жена будет неопрятной.

И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.

Как только у девочек наступают «критические дни», для них начинает существовать ряд ограничений, вроде таких, что нельзя ходить вокруг чума, наступать на вещи и предметы быта, но особенно надо быть внимательной к мужским вещам.

Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:

— нельзя шить одежду на себе;
— если девочка без причины прокалывает и втыкает несколько раз иголкой на себе одежду — это к покойнику;
— грех накладывать шов на другой, старый шов, — ослепнешь в будущем;
— нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;
— если с пальца соскакивает наперсток, то у будущего мужа будет вторая жена или первый брак хозяйки наперстка разрушит соперница.

Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинают ковырять во рту концом ножа. Но это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы. «Убери изо рта нож, став взрослой, будешь объектом для сплетен и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», — строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привила бы себе дурную привычку.

С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий благодаря им, прекрасной половине человечества, ненецкий народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции.


У ненцев существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней.

Вот некоторые правила обращения с ней.

- Нельзя смеяться над едой.
- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.
- Если упал кусок. Надо бросить его около очага или печки. Это означает. Что ушедшие в Нижний мир хотят есть.

Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:

- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
- Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь. 
- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды- может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.
- Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
- Не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.


Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:

- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.
- Доброе слово летит как сокол, лживое слово плетётся мышиными шагами.
- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.
- Злые языки рождают слова, похожие на нож с двумя лезвиями.

Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:

- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он- смысл твоей жизни.
- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся
- В какую бы беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.
- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.

Если в дом придёт чужая блудная собака – к добру, к счастью

Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые.

Не берите собаку бесплатно- она на новом месте не приживётся.

Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога.

Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут.

Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье.

Собака воет, подняв голову кверху – будет пожар, неурожай, несчастье.

У старых удачливых охотников на медведя бытовало поверье: «Сороковой-роковой». Поэтому многие старались не ходить на сорокового.

У охотника нельзя спрашивать. Куда он идёт, нельзя желать удачи. Лучше сказать : «Ни пуха, ни пера», а рыбаку: «Ни хвоста, ни чешуи».

Если вышел за порог, да вернулся, забыв что-то, удачи в пути не будет.

Чёрный кот перешёл дорогу – быть беде.

Женщина с пустым ведром на пути- тоже к беде.

Во сне пожар увидеть – к ссоре, к скандалу.

Увидишь во сне яйца- в дом гости явятся.

Много ягод на рябине – к тёплой зиме.

Облака начали долгие кочевья – перед ненастной погодой.

СЛОВАРЬ НЕНЕЦКИХ СЛОВ

 

Аргиш – обоз оленьих упряжек
Аркан – приспособление ля ловли животных
Вертлужок – приспособление из дерева или кости для крепежа нарт
Кисы – меховые сапоги из оленьих шкур
Макодан – отверстие вверху чума, через которое выходит дым
Малица – верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами
Нюк – меховое покрытие чума
Паница – верхняя женская одежда из меха молодого оленя, украшенная меховым узором, с воротником из меха песца или зайца
Пимы – меховые сапоги
Скребок – инструмент для выделки шкур
Хорей – шест, которым погоняют оленей приезде
Чум – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Лар Т. «Не мой посуду - звери услышат»: Приметы ненецкого народа //Красный Север. - 1999.-№28 (11 марта).-С.20

2) Мифология, фольклор и литература Ямала/Хрестоматия для 5-7 классов./Сост. Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко..- Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. – С.6-8

3).Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35

4). Ненецкие пословицы, поговорки, загадки, стихи //Красный Север.- 1996.-№70. –С.7

5).Приходько М. Когда пришла, когда ушла- её не видно, её не слышно: Загадки лесного народа. - //Красный Север.-1998.-3 сентября(№35).-С.12

6).Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев.Сказки, стихи, легенды. - Санкт-Петербург.- Изд. Дом «Светлячок».

7).Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.

8). Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н. В. Лукиной.- Томск.: Изд-во Томского университета, 2001. – С.64

9). Хэно В. Древо жизни рода Хэно // Северный луч.- 1999.- 5 ноября (№45).-С.18

10). Явтысый П.А. Зов морошковой земли: Стихи и рассказы/ Авториз. пер. с ненец. В. Гордеева; Худож. Д. Утенков.- М.: Дет. Лит., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока. Региональный компонент.

Игры коренных народов Сибири и Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями. Дети очень любят играть в них....

ИГРЫ НАРОДОВ СИБИРИ и ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ИГРЫ НАРОДОВ СИБИРИ и ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА...

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта самообразования была собрана картотека подвижных игр коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....

Картотека загадок коренных народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта по самообразованию собрана картотека загадок коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....

Картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири и Дальнего Востока

Для реализации темы самообразования была собрана картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока...

Картотека подвижных игр детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока

   Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развит...