Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока. Региональный компонент.
картотека (старшая группа) по теме

Сердюкова Яна Александровна

Игры коренных народов Сибири и Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями. Дети очень любят играть в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_._regionalnyy_komponent.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Солнце (Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

«Каюр и собаки»

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

Олени и пастухи

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

 

 «Прыжки с шестом»    («Микитчан курэйм»)

Закреплять умение энергично отталкиваться одной ногой, при этом  сильно отталкиваться с шестом с выносом туловища и ног вперед.

Этнопедагогика: ловкость и сила ног и рук при прыжках через  препятствие и снежные обрывы.

Для игры потребуется шест.

Правила  игры:   провести  черту.   В руках  игрок  держит  шест («курэй»).  Игрок разбегается  и  прыгает  в  длину,   отталкиваясь шестом.

Игрок не должен наступать на черту. Если игрок заступил черту, прыжок не засчитывается.

«Поймай вещи» («Дява-Ми Савода»)

Сохранение равновесия в положениях стоя на носках, на одной ноге. Игра требует сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Этнопедагогика:    во    время    кочевки    приходиться    переплавом пересекать ручьи с сильным течением.  При этом вьюк может упасть в воду. Упавшие вещи можно поймать с помощью нори.

 Правила  игры:  проводят линию,  за которую никто не должен заступать. За линией бросают предметы. Водящий должен поймать их   с   помощью   нори.   Кто   больше   соберет   предметов,   тот выигрывает. Играют на определенное время. Игру можно усложнить, увеличив число и разнообразие предметов.

«Удержать палку» («Цалиде -ми нори»)

Игра развивает равновесие,   точность  выбора  позиции.   Требует сосредоточенности, внимания, волевых усилий.

Этнопедагогика: Нори — особый посох-крюк. Это основной инструмент при посадке на оленя, для поднимания, не слезая с оленя во время езды, различных предметов, упавших на землю или в воду.

Правила игры: надо удержать на ладони нори вертикально и идти или стоять до тех пор, пока нора не упадет, (удерживаем на время). Игра начинается по сигналу ведущего. Руками нори не трогать! Ладонь должна быть выпрямлена полностью.

Усложнения: нори на тыльной стороне кисти, на лбу.

«Тройной прыжок» («Илан микитчан»)

Закрепляется умение энергично отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться, сохраняя равновесие, делать взмах руками во время    отталкивания и выносить ноги вперед при полете. Этнопедагогика: ловкость ног при прыжках через ручьи, обрывы, по камням.

Правила игры: на площадке проводится черта, играющие выстраиваются вдоль нее, прыгая по очереди. Игрок прыгает двумя ногами три раза. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Начинать игру нужно по сигналу ведущего. Игру можно проводить и по командам, чтобы дети долго не ждали своей очереди. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждой команды и начинают прыжки по сигналу ведущего. Выигрывает команда, участники которой прыгнули дальше. В этом варианте игры у детей воспитывается чувство коллективизма, стремление не подвести своих товарищей.

 

«Волки и олени» (« Иргичи – да орои»)

Бег с препятствиями: ознакомление с разными способами их преодоления и правильный выбор способ преодоления. Правила игры: делают два круга - «озера». Между «озерами» 30-50 метров. «Волк» должен поймать «оленей». «Олени» убегают и должны войти в «озеро». Пойманный водит.

«Олений оленевод» («Орон –да – оричи»)

Умение принять исходное положение и прицелиться. Бег на скорость.

Этнопед агогика: Оленевод собирается на поиски пропавших, оленей.

Для этого берет с собой 3-4 оленя для долгой езды без отдыха и для провизии.

Правила игры: Дети - «олени» находятся в разных местах площадки

—        «тундры». Назначенный руководителем «оленевод» берет скакалку

—        аркан. После сигнала ведущего «Лови!» он стремится накинуть на кого-нибудь аркан. Пойманный игрок на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда «оленевод» поймает 3-4 «оленей». Затем выбирает новый «оленевод», игра возобновляется.  Накинуть аркан можно только на туловище «оленя», не затягивая него.

«Лук в стреле» («Алаца»)

Умение принять исходное положение (стоя, сидя) и прицелиться. Дальность полета зависит от натяжения тетивы. Этнопедагогика: охотники до 19 в. охотились с луком.

Для игры потребуется лук, три стрелы, мишень.

Правила игры: на площадке проводится черта. Участники игры располагаются вдоль нее. У каждого из них лук и 5 стрел. По  команде по очереди выпускают стрелы. Стреляют вверх или вперед. Чья стрела летит выше или дальше - тот побеждает. Усложняем игру. На расстоянии 10 — 20 м. от черты становится мишень (доска, бревно). Побеждает игрок, у кого больше попаданий в цель.

 

«Куропатки и охотники»

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры: Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят-

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

 Правила игры:  Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти — семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги— озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

 

«Рыбаки и рыбки»

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети- рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

 Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

«Здравствуй, догони!»

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу

в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

«Смелые ребята»

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

- Вы смелые ребята?

- Смелые!

- Я посмотрю, какие вы смелые   (лукаво, с   юмором).    Раз,    два,    три (пауза).      

- Кто смелый?

-  Я!

-  Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила    игры.    Бежать    следует    только    после   слова   «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

 

«Бег в снегоступах»

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

«Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой - каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант: Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

«Важенка и оленята»

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят.   Волк сидит за сопкой    (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею — оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

«Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

«Солнце»

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те,   которых   водящий-солнце   назвал   кежи,   выходят   из   круга,   встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи- кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила   игры.   Выигрывают   те   пары,   которые   придумали   наиболее

интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие   становятся   в   круг.   Они   рыбаки.   Водящий   показывает   им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

 Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

«Ледяные палочки (Сюлы)»

Каждый играющий подбирает себе папочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый лркоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся  за  нею.  По  очереди  они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры.  Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только

указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено

входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте

одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено,

участники которого прыгают дальше.

Игру  можно  организовать  и  таким  образом,  чтобы  в  прыжках  состязались

одновременно дети из разных звеньев.  В этом случае подсчитывают, какое

количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

«Охота на волка»

Охотник встает в 4—5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

 

«Ловкий оленевод»

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают    ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

«Нанайская борьба»

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

«На палке»

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

«Успей поймать!»

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

 

«Волк и жеребята»

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади,  а остальные дети изображают

жеребят. Лошади огораживают чертою поле — пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк.

Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми звуками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать с пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк.

Правила  игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

«Ястреб и утки»

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки), расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более — в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободным для перелета.

Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество, на одном озере располагается одна группа (скажем,  шилохвосты),  на другом - две  группы  (чирки  и  нырки).  По  сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например, сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп. Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток, например:

Чирки:  Я чирушка-свистунок,

              Голосок мой как звонок,

              Нет, бедняжка ястребок, —

              Не поймать меня, дружок!

Ястреб:   Нет, поймаю я тебя,

                 Не надейся на себя.

Шилохвосты:   Я - известный шилохвост,

                           Сила есть и большой рост.

                           А бедняжки ястребка

                           Не страшусь я никогда.

Ястреб:  Поймаю, проглочу!

                 Проглочу, поймаю!

Нырки:     Быстро летающую Нырку-утку

                  Тебе не поймать,

                  Тебе не поймать.

Ястреб:     Поймаю, поймаю,

                 Проглочу, проглочу!

Правила игры. Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

 

«Стрельба в цель с кружением»

Берется картонный диск диаметром 20—25см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 305 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать

в цель точно с определенного расстояния.

«Летящий диск»

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20-25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука.

Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

«Игра в мяч»

Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг напротив друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему стоящему напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.

Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует строго определенном порядке.

«Соколиный бой»

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.

Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

 

 

«Ищем палочку» (Модо бэдэрхэ)

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и. бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

«Бабки-лодыжки» (Шагай найдем)

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1.        Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда   в   противоположную   сторону.   Сбитые  лодыжки   соперников   они  забирают  себе.

Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2.        Большим   пальцем   щелкают   по   одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3.        Бег лодыжек:    игрок щелчками  по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4.        Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон

пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5.Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры.

«Стрельба по соломенным бабкам» (Сурхарбан)

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше. Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.

 

Бурятские народные игры

«Табун»

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать крут. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

«Иголка, нитка и узелок»  (3{/к, утахн, зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из крута или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад)

Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», -говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

 

«Куропатки и охотники»

Все играющие куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

«Отбивка оленей»

Группа играющих находится внутри очерченного круга - это олени. Выбираются три пастуха - они за кругом. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры: бросать мяч можно только в ноги только по сигналу с места в подвижную цель.

 

«Волк и олени»

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очеркивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры: выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман    добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

 

 «На новое стойбище»

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов-тундровиков звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу   «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядочение (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

 

«Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НАРОДОВ СИБИРИ и ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ИГРЫ НАРОДОВ СИБИРИ и ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА...

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта самообразования была собрана картотека подвижных игр коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....

Картотека загадок коренных народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта по самообразованию собрана картотека загадок коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....

Картотека пословиц, поговорок и примет коренных народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта самообразования собрана картотека пословиц, примет и поговорок коренного населения Сибири, Севера и Дальнего Востока...

Картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири и Дальнего Востока

Для реализации темы самообразования была собрана картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока...

Подвижные игры народов Севера и Дальнего Востока

В материале представлена подборка подвижных  игр народов Севера и кореных народов Дальнего Востока для детей старшего дошкольного возраста....