Региональная программа
рабочая программа (старшая группа) на тему

Пархатская Ольга Николаевна

Региональная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

                                                                                                         Утверждаю:

                                                                                                            _________А.А. Халтурина

                                                                                                         заведующая  МКДОУ

                                                                                                          детский сад «Берёзка»

                                                                                            с. Мамонтово

                                                                                                          «___»  _________  201  г.

     

Рабочая программа

Формирование у детей старшего дошкольного возраста

основ экологического воспитания при ознакомлении с природой Мамонтовского района.

                                                                   Выполнила:

                                                         воспитатель МКДОУ

Пархатская О.Н.

                         

                                             

2017 г.

Содержание

1. Пояснительная записка....................................................................               с. 3

Законодательно-нормативное обеспечение программы………..………..…..с.4

Цель рабочей программы…………………………………..………………….с. 4

Задачи  рабочей программы………………..……………………………….…с. 4

Принципы работы по программе………….………………….……………….с.5

Характеристика особенностей развития  детей старшей группы     ..…....... с. 5

Сроки  реализации программы.………………………………………………..с.5

2. Календарно-тематический  план…..….......………………..……………….с. 6

3 . Планируемые результаты освоения программы……………………….….с.7

4. Методическое обеспечение ……………………………………..…………с.12

5.  Приложение к программе …………………………….…………………..с. 12

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного   отношения   к   миру. 
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. 
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного  возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.                                                          Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без корма). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Необходимость данной программы связана с тем, что приобщение детей к природе родного края, формирование нравственно-эстетического отношения к людям края, традициям, обычаям, культуре родной страны являются стратегическими направлениями в инновационной деятельности детского сада. В программе реализуется принцип регионализма, учитывающий географическое, исторические, культурно-социальные сведения, раскрывающие особенности Алтайского края.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Программа «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

  • Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной    общеобразовательной    программы дошкольного образования;
  • Устав МКДОУ детский сад  «Берёзка» с. Мамонтова.

Цель программы:

 Создать условия для развития  основ экологического воспитания через ознакомлении с природой Мамонтовского района.

Задачи программы:

  1. Познакомить детей с растениями, произрастающими на территории Мамонтовского района.
  2. Формировать представление об особенностях живой и неживой природы Алтайского края.
  3. Привлечь детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведение мероприятий.
  4.  Создание условий для реализации продуктивной деятельности детей.

Принципы работы по программе.

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по программе:

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; в естественном включении материала в базовые программы дошкольного образования

Характеристика особенностей развития детей.

 Это очень творческий, волнующий период в жизни каждого ребенка.

С 5-6 лет у  ребенка еще более значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Ребенок любит бегать, соревноваться, он может выполнять несколько движений одновременно.

Что касается эмоционального развития, то у ребенка появляется собственное представление о красоте. Он учится выплескивать свои эмоции в занятиях, стремится управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства.Труднее всего детям удается справиться со своим страхом.

С 5 лет ребенок четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. Отношения со сверстниками становятся дружескими. Появляются первые друзья.

К шести годам ребенок может уже не просто знать название или наименование чего-то или кого-то, но и классифицировать всё по разным признакам. Он интересуется из чего все сделано. Ребенок хорошо ориентируется пространстве, имеет свое собственное представление. Он наблюдателен. Его интересует все, что происходит вокруг. Малыш становится самостоятельным. Ребенок применяет в своих играх новые знания, сам выдумывает сюжет игры, с легкостью осваивает сложные игрушки. Он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их на глазах: становится более аккуратным, следит за своим внешним видом, помогает по хозяйству.

5 лет – пик творческого развития  ребенка. Он творит не уставая. Его очень привлекает живопись, и с удовольствием рисует сам. В 5 лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему мира малыша. Теперь он рисует все детализировано.

Нравственное развитие напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает. Формируются основные черты характера ребенка, «я - позиция». Уже можно понять, каким ребенок будет в будущем.

Срок реализации программы.

Программа реализуется в течении учебного года: с сентября по май.

Календарно-тематический план

месяц

Задачи

Темы и формы работы

Сентябрь

Октябрь

«Осенняя пора»

  • Беседа

«Осень золотая»

  • Рассматривание картин об осени.
  • Чтение художественной литературы

«Зеленая страна» Е. Серова;  М.Пришвин «Береза»

«Ю.Дмитриев «Что такое лес?», Стихи о хлебе.

  • Заучивание: А. Плещеев «Осень».
  • Дидактическая игра «Узнай чей лист»

 

Ноябрь

«Животный мир»

  • Беседы:

« Кто как к зиме готовится»

  • Слайд – шоу

«Дикие животные нашего района»

  • Чтение художественной литературы:  посвященных животным,  Н. Сладков «Бюро   лесных услуг», русская народна сказка «Мороз и заяц»,

Т. Скребицкий «Всяк по новому»

  • Рассматривание:  картин из серий: «Дикие животные», иллюстраций в книгах
  • Дидактические игры:  «Кому что нужно?», «Чей детёныш? »
  • Экскурсия в музей.

Декабрь

«Пришла красавица зима»

  • Беседы:   «Зимние мотивы глазами поэтов и художников»
  • Слайд – шоу «Зима – волшебница»
  • Чтение художественной литературы: сказка «Снегурочка», И. Никитин «Встреча зимы». С. Есенин «Белая береза» , «Пороша»,  А.С. Пушкин «Евгений Онегин» отрывок «Зима! Крестьянин торжествуя...»

Трутнева «Первый снег»

  • Рассматривание:  картины:

«Сказка инея»,                               И. Грабаря  «Зимний вечер»

Январь

«Как лесные птицы проводят зиму»

  • Беседа «Зимующие птицы»
  • Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
  • Чтение художественной литературы:

Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,

И. Поленов «Синичкины кладовки».

  • Совместно с родителями: «Кормушка для птиц»

Февраль

«Полезные ископаемые»

  • Беседы:  «Что такое полезные ископаемые?». «Песок», «Глина», «Камни»
  • Чтение художественной литературы: чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»
  • Рассматривание:  иллюстраций на тему: “ По тропам Горной Колывани”, «Сокровища алмазного фонда»
  • Дидактические игры: «Геологи», «Я – магнит»

Март

«Памятники природы»

  • Беседа: «Единственный заповедник Алтайского края - Тигирекский и его обитатели".
  • «Мамонтовский заказник» - музей
  • Рассматривание:  фотографий, иллюстраций
  • Совместно с родителями: Конкурс рисунков «Живёт повсюду красота»
  • Уход за комнатными растениями

Апрель

«Весна на Алтае»

  • Беседа: «К нам весна шагает…»(приметы весны)
  • «Птицы и животные весной» Беседа-наблюдение
  • Чтение художественной литературы: Стихотворения о весне местных поэтов (И. Ф.Крюков, А. Косачева,  А. Деминов,       В. Гасан.;
  • Чтение  Бианки В. «Как муравьишка домой спешил», Презентация: «Природа просыпается»,
  • Дидактические игры: «Времена года»
  • Рассматривание:  альбом «Весна»
  • Экскурсия в весенний парк, на озеро

Май

«Поможем сохранить природу»

  • Беседы:   «Красная книга Алтайского края»

«Лесные правила»

  • Чтение художественной литературы: заучивание стихотворения А.Усачева «Мусорная фантазия»
  • Дидактические игры: «Экологический светофор»
  • Рассматривание иллюстраций
  • Совместно с родителями: Изготовление знаков “Сохраним нашу природу”.
  • Посев цветов

Предполагаемые результаты реализации программы.

После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:

  • бережно относиться к природе,
  • выполнять правила поведения на природе,
  • обеспечивать уход за растениями уголка природы, растениями цветников,
  • оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков),
  • рассказать о растительном и животном мире Мамонтовского района.
  • участвовать в районных конкурсах, акциях.

Методическое обеспечение.

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»
  3. О.Р. Меремьянина, С.А. Суворова «Давайте сохраним…»
  4. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
  5. Вариативная модель планирования занятий познавательного цикла в специализированном и сельском ДОУ.
  6. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
  7. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект региональной программы "Сияние Севера"

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,...

Реализация региональной программы "ОЗОЖ"

Реализация региональной программы «Основы здорового образа жизни» М.А. Павловой в рамках ФГТ  Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в п...

Деловая игра "Знатоки региональной программы"

Цель: формировать практические навыки работы с программным материалом; способствовать повышению интереса педагогов к рассматриваемой проблеме; развивать умение работать в команде, аргумент...

Подборка стихотворений крымских авторов по региональной программе "Крымский веночек"

Проблемы воспитания гражданина, формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения актуальны для всех стран. Крымский полуостров является полиэтничным и поликонфессиональным регионом....

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»

Цель: Создать условия для формирования  у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания ЗадачиОбучающие задачи:1.Формировать  у дош...

Опыт региона по формированию региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом демографического прогноза

В статье представлен опыт Республики Мордовия.Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориаль...