Инновационный опыт «Приобщение детей дошкольного возраста к мордовским народным традициям через языковую культуру».
материал на тему

Представленный инновационный опыт вызывает интерес у педагогов в области приобщения детей к мордовской народной культуре.

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

О наличии инновационного  педагогического опыта работы воспитателя

Панфилкиной Елены   Александровны.

на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к мордовским народным традициям  через   языковую культуру».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

        Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также  творит  традиции будущего.

         Наши   дети должны  хорошо знать традиции  своего народа, осознавать, понимать   и активно участвовать в возрождении национальной культуры, само реализовать   себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: мордовские народные танцы, в которых дети черпают мордовские  нравы, обычаи  или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

        В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к народным  ценностям.

         С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

       Проанализировав уровень воспитанности детей,  я  пришла к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к родному краю ,к  традициям мордовской  народной культуры.

      Приобщение детей к мордовской   языковой   культурея  осуществляю  посредством   взаимосвязи ДОО с социальными институтами, семьями наших воспитанников.

         В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной   пропаганде   национальных культурных традиций,  воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.

Для новой образовательной   ситуации  характерно   усиление   этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к народной культуре, которая продолжает оставаться   одной   из самых насущных   в педагогической   науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

На сегодняшний день приоритетным направлением воспитания  является формирование у ребёнка интерес к национальной  культуре, через  знакомство детей  с мордовским этносом и приобщение их к мокшанскому  языку. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях  и истории  мордовского народа. Это в свою очередь побуждает детей  наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать  интересные суждения.

В настоящее время  данная тема  актуальна, т.к. существует социальный заказ многонационального общества, определяющий стратегическую цель языкового образования. Традиционный   метод обучения языку, когда он является предметом изучения, а не средством общения, не отвечает потребностям времени.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

              Под  приобщение   детей  дошкольного  возраста к мордовским народным   традициям  через  языковую культуру   мы понимаем взаимодействие   взрослого и ребенка в совместной  деятельности и общении, которое   направленно на раскрытие  и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных  качеств личности, приобщение  к истокам национальной  региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства  сопричастности, привязанности  к окружающим.

Одним  из направлений гражданского  воспитания в системе моей работы является языковедение.  Именно через языковое погружение,  рассматривается  вопросы воспитания любви к природе, к семье, к родному городу, воспитания осознанного бережного, экологического целесообразного отношения к человеку, к живой и неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Наиболее результативным, интересным и привлекательным, как показала практика, в формировании целостного, системного подхода в развитии у ребенка любви к родному краю является метод проектов(например проекты «Мордовские народные сказки»; «Моя семья»; «Моя родословная»; «Кой»(Традиции).

Проектная деятельность – это коллективная деятельность, в которой участвуют: дети – педагог – родители. Проектный метод в деятельности дошкольной образовательной организации, это интегрированный метод обучения направленный на личностное развитие ребенка, на развитие его познавательных и творческих способностей. Интеграция предполагает постоянное стремление к целесообразному, сбалансированному объединению дидактических компонентов, педагогических условий и ресурсов с целью получения оптимального результата.

Теоретическая база опыта.

Знакомство  с национальными традициями   детей является одной  из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Языковое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания национальной культуры, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивости, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве,  остаются с человеком на всю жизнь.

Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,                       Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.

Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции  народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению      П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира

Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа.

Источником изучения данной темы являются:

1. Протасова Е.Ю, Родина Н.М  Многоязычие   в  детском  возрасте/ Е.         Ю Протасова, Н М Родина –СПб, Златоуст 2011.

2. Е.Ю.Протасова «Приключение  на  столе» Игровое  приложение  к учебно- методическому  пособию  для  двухязычного  детского  сада.- Санкт – Петербург «Златоуст»,2012 г

3. «Мордовские  народные  сказки »сборник г.Саранск, 2015г.

4. А. Прохоров «Полотнище   Вирьавы «сборник издат. Просвящение,2013г.

5. Мы в Мордовии живём: региональный  образовательный  модуль  дошкольного образования,/О.В.Бурляева /; и др.- Мордовский гос.пед. ин-т-Саранск,2015.г..

6. Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность/А.А. Леоньтьев,-М.:Смысл,Академия,2005,-87с.

7. Особенности обучения  детей дошкольного возраста в условиях многоязычия/ под.ред. Л.Е.Куршевой.-М. :Центр «Школьная  книга»,2007.-272с.

8. Устно-поэтическое  творчество  мордовского  народа,Т.8.Детский фольклор/сост.Э.Н. Таракина.-Саранск:Мордов.кн.изд-во,1978.-300с.

          9.А.Е.Писарева,В,В,Уткина «Живём в  «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ.

         10.И,Ф,Мулько «Социально- нравственное воспитание  от  5-7 лет.

         11. « Валдоня». Программа и метод.рекомендации:  Для дошк. оброзов. учрежденийРесп. Мордовии / М-во образования Респ. Мордовия.- Саранск: Тип: «Крас. Окт.», 2001. – 108с.

         12. Осипова А.И,Киреев В.Л «Ёфксонь- мороньэшиня.»  Хрестоматия для детских садов.-Саранск: Мордовское книжное издательство,1992г.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Цель:

        приобщение детей к культуре своего народа  и формирование у детей системных знаний по истории родного края, воспитание чувств любви к своей малой родине, гордости за нее через  языковую культуру

Задачи:

 -  развитие национального самосознания;

 - формирование устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей; заложение важнейших черт национального характера (порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.)

Объект исследования:

Этнокультурное    воспитание детей дошкольного возраста  с  погружением  в языковую  культуру.

Формы и методы работы с детьми

Социально-коммуникативное развитие

  • сюжетно-ролевая игра «Семья»;
  • оформление дидактических игр по краеведению: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку»,  «Чистая река», «Город будущего», «Мой край родной», «Собери из частей целое»;
  • дидактические игры по  закреплению лексического, грамматического строя лечи: «Аратама  содавиксокс», «Налхкшт», «Тюсне, оцю-ёмла»…

Познавательное развитие

  • Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;
  • проведение цикла непосредственно образовательной деятельности на темы: «Эх, лапти мои, лапти липовые», «Город мой,  любимейший на свете», «Мордовия – прошлое и настоящее», «Моя малая Родина – Саранск»,  «Семья. Родословное древо моей семьи», «Кудонь  жуватат», «Киньди,  мезе  эряви?».

Художественно-эстетическое развитие

  • занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»;
  • «Мы играем в оркестр народных инструментов»;
  • виды  росписи в народно-прикладном творчестве;
  • народное творчество Республики Мордовия;
  • лепка «Животные и птицы нашего края»;
  • чтение мордовских сказок;
  • разучивание мордовских народных песен.

Речевое развитие

  • составление творческих рассказов «Мой любимый город»;
  • беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»;

Формы и методы работы с педагогами

  • посещение воспитателей в других ДОО.
  • консультации для педагогов.
  • Мастер -  классы
  • Круглые столы
  • Образовательные семинары
  • Семинары-практикумы

Формы и методы работы с родителями

  • беседы с родителями о важности данной проблемы;
  • оформление папки-передвижки «Мордовия - край родной»;
  • изготовление семейных альбомов;
  • привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами быта;
  • оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Мордовии”,  «Природа нашего края».

Привлечение  родителей  к участию во всевозможных  мероприятиях  ДОО (Конкурсы, праздники, развлечения, день родного языка)

Технология опыта - состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое  поведение   соответствующие современному образу жизни посредством использования инновационных технологий, метода проектов,   желание говорить на мокшанском (мокша) языке

Но  нельзя забывать о том, что   дошкольная   образовательная  организация  - первый социальный  институт для ребёнка, в котором он начинает  впервые проживать и переживать  социальную  адаптацию,  социализироваться.

В процессе социализации   осуществляется формирование личности ребёнка,  которое заключается  в расширении и укреплении  его ценностных качеств. Предполагается    развитие  умения  адекватно   ориентироваться в доступном  ему  социальном  окружении , осознавать  ценность  собственной личности и к других  людей, выражать  чувства и отношение   к миру  в соответствии с культурными  традициями  общества. Доброжелательность, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении  их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнётся формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Преподнесение   материала  необходимо  построить   систематично  и последовательно, что позволяет пополнять и совершенствовать   ранее усвоенные знания:

  • на первом этапе дети знакомятся с историей мордовской народной культуры. В результате дети начинают понимать сущность мордовской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит при этом начинают произносить слова  и небольшие предложения.
  • на втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с мордовской народной культурой, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с  мордовским  народным костюмом» «Знакомство с народными промыслами», «Знакомство с мордовской народной кухней», расширяя представления детей о мордовской народной культуре; здесь словарный запас на много активнее и речь более осознано.
  • на третьем этапе продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами народного быта пополняется организованный в группе уголок краеведения. Здесь накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с мордовским  народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. Дети часто просматривают мордовские  народные сказки. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста усвоить национальную принадлежность.

Ребёнок вступает в общение   со взрослым  уверенно и более осознано,

используя при этом  весь  накопленный   словарный  запас.

Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняю  и закрепляю  полученные знания о различных областях  народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

Высокая эмоциональная насыщенность непосредственно образовательной деятельности, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о  мордовской народной  языковой  культуре.

Проведенные педагогические наблюдения  позволили выявить общие для детей представления о мордовской народной   языковой   культуре:

у детей нет необходимого запаса  слов  для свободного общения.

Работа по приобщению детей к истокам  национальной  языковой культуры строится на основе  пед. наблюдений. Ее результаты я использую  при планировании работы с детьми   на переспективу.

Основным методом  педагогического   исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут.

Знания оцениваются по следующим направлениям:

• содержания сказок, рассказов;

• герои мордовских народных произведений;

• народные   игры, праздники;

• виды народных искусств;

• мордовский народный фольклор.

Опыт  показывает, что созданная в детском саду система по приобщению детей к истокам мордовской народной культуры  через языковое погружение позволяет обеспечить эмоциональное и духовное благополучие каждому ребенку, способствует его полноценному психическому и физическому развитию.

Основными способами педагогического воздействия на детей являлись: показ, повторение (индивидуальные и хоровые), поощрение, пример для подражания…

В своей работе  использую следующие приёмы и методы:                      

-беседы

 -чтение  и  анализ,

 -игра,

-проигрывание этюдов,

- решение проблемных ситуаций,

-театрализованную деятельность,

-экскурсии,

- рассматривание.

- просмотр  видиофрагментов.

-встречи с  носителями языка

Я считаю, что народные традиции и язык несут в себе огромный опыт отношений между людьми, природой, вещами.

Формы организации приобщения: непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, чтение художественной литературы, рисование, изготовление поделок, создание журналов, буклетов и погружение через языковую культуру.

Анализ результативности

В ходе моей  работы над данной темой, было выявлено,  что дети научились играть в мордовские народные подвижные игры, знают мордовские сказки, узнают сказочных героев в произведениях. Осмысленно и активно участвуют в народных праздниках (знают названия праздника, поют песни, читают стихи) и  применяют всё это в свободной игровой деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества и хорошо знают достопримечательности своего края; используют в активной речи потешки, считалки, загадки на мокшанском языке,  поют песни.

В ходе работы  была проведена  большая работа  с родителями в результате у них  сформировалась : активная родительская позиция, повышение компетентности родителей в вопросах мордовской национальной культуры, более активно стали принимать участие в жизни МАДОУ, стали более внимательно, уважительно относится к людям старшего поколения, охотнее обращают внимание на мероприятия национального  характера.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме:

«Приобщение детей дошкольного возраста к мордовским народным традициям, через  языковую культуру» что является одной из главных задач: сохранение народных традиций, сохранения родного языка.

 И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Трудности и проблемы при использовании опыта.

  • Неумение детей взаимодействовать в окружающем социуме;
  • Недостаточное  количество интерактивных досок,   хорошего   дидактического материала, к которому       сейчас     выдвигаются большие требования при проведении  дополнительных   услуг.
  • Недостаточное понимание проблемы  родителями воспитанников. В процессе реализации проекта все проблемы были преодолены.

Адресная направленность.

Представленный инновационный опыт вызывает интерес у педагогов в области приобщения детей к мордовской народной культуре.

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям

Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....

«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»

До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....