Рабочая программа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Национально-региональный компенент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_regionalnyy_komponent.docx53.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Радуга» г. Чадаана Дзун-Хемчикского кожууна  Республики Тыва

Утверждаю                                                                                                          Заведующая МБДОУ Д/с «Радуга»

________Куулар З.Х

           

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по национально-региональному компоненту

подготовительной к школе группе  «Солнышко»

срок реализации программы - 1 год

Воспитатели: Ооржак С.С, I категория

             Монгуш О.О, СЗД

г. Чадан – 2017год

Использование национально - регионального компонента в условиях реализации образовательной программы "От рождения до школы"в ДОУ.

Пояснительная записка

 В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание.

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Актуальностью воспитания детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента становится жизненно-необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей. А знакомство с окружающим миром, с литературой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей, формирует целостность картины мира.

Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим .Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное многогранное понятие, оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это включается в представление ребенка о родном доме, о своей малой Родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к своей республике, к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего мира, с его литературой.

Ознакомление с родным посёлком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Эта тема на сегодняшний день очень актуальна. Наша цель это познакомить детей с родным посёлком и его достопримечательностями, с нашей родной литературой. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, гордость за свой город, желание сохранить его чистым и красивым.

Основные задачи:

-познакомить детей с родным посёлком (история, символика, достопримечательности)

- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

-учить составлять свою родословную.

Знакомство с флорой и фауной родного края.

И в  итоге, должны прийти к таким результатам как:

- Дети могут знать и называть место проживания: город, свой адрес; некоторые предприятия своего города и их значимость, символику города, достопримечательности.

- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых.

- дети могут составлять свою родословную

- пополнение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным посёлком.

- знать наших великих поэтов и писателей, читать их произведения.

Виды детской деятельности

Социально - коммуникативное развитие

Дидактические игры:

 «Расскажи, где ты живешь»

 «От какого дерева листочек»

 «Угадай животное»

 «Назови улицы нашего города»

«Узнай, назови, что на фотографии»

 «Угадай, где я нахожусь»

Сюжетно-ролевые игры:

 «Мы строители»

 игра «Семья»

 игра «Путешествие по городу»

игра «Детский сад»

 игра " Экскурсия в краеведческий музей"

 игра «Скажи со словом сельский… »

Словесные игры:

 «Жилое - нежилое»

 «Я начну, а ты продолжи» (правильное поведение в посёлке) .

 «Мой, моя, мои»

игра – загадка «Сколько нас».Составление рассказа на тему «Мой любимый, дорогой человек» Рассказ детей о составе семьи

Беседа на тему «Наша дружная семья»

Беседа о пословицах и поговорках.

Беседа о государственных символах.

Беседа «Что такое толерантность»

Беседа «Мы живем в России, Туве»

Акция «Письмо ветерану».

Беседа «Наши земляки – герои, защитники»

Акция «Покормите птиц зимой».

Художественная литература

Чтение стихов, рассказов, произведений.

Познавательная деятельность

Занятия: «Природа родной земли прекрасна»

«Животные края»

«Что нам дает лес»

«Мой детский сад"

«Мой родной посёлок »

«О предприятиях посёлка г. Чадан»

«Государственные символы Республики Тыва»

«Знакомство с гербом Республики Тыва»

«Улицы родного города»

«Наши герои – защитники»

«Мы любим отдыхать»

«День Победы»

«Достопримечательности родного посёлка»

Наблюдения детей за явлениями природы.

Сезонные наблюдения за деревьями на территории детского сада.

Сезонные наблюдения за птицами.

Сбор листьев для гербария.

Вечер загадок «Животные и растения родного края».

Работа с родителями

Анкетирование: «Что мы знаем о своем посёлке»

Составление альбома «Мы растем вместе с родным посёлком»

Составление альбома «Семьи наших воспитанников»

Консультация родителям «Родительский дом – начало начал»

Составление семейного герба и родословного дерева.

Составление альбома «Профессии жителей нашего посёлка».

Выпуск семейной газеты «Я здесь живу»

Совместная работа по проектной деятельности "Родной свой край люби и знай". Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие»,  «Художественное - эстетическое», "Познавательное развитие" и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.

На этих занятиях дети знакомятся с историей возникновения России и Республики Тыва, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашего края, обогащают знания о животном и растительном мере родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Мой посёлок». Нужно включать проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов будет являться создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепят свои знания.

Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС ДОУ условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате. Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействовать с родителями, которые помогут нам собрать экспонаты, для музея, предоставят фотоматериалы, можно провести народные праздники, сошьем народные костюмы, оформим развивающую среду. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы родного края. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира ребёнка. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребёнка, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, слова дети приобщаются к его красоте, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.

Актуальностью воспитания детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента становится жизненно-необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей. А знакомство с окружающим миром, с литературой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей, формирует целостность картины мира.

Реализация регионального компонента интегрирована в следующих видах НОД

Образовательная область

Неделя

Месяц

Год

Познавательное развитие

0.25

1

9

Речевое развитие:

Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

О.25

Ежедневно

1

9

Физическое развитие

0.25

1

9

Художественно - эстетическое развитие:

Музыка.

Рисование.

Лепка.

0.25

0.25

0.25

1

1

1

9

9

9

Перспективный план по национально- региональному компоненту в подготовительной к школе группе на 2017 - 2018 учебный год

Сентябрь

Дата

Форма работы

Программное содержание

1-2 неделя

Мониторинг

Определение первичного уровня знаний детей о Родине, о родном крае, родном посёлке

3 неделя

Моя улица

(целевая прогулка)

Рисование "Моя родная улица".

Создание альбома "Улицы моего посёлка"

Работа по проекту "Что я знаю о своём посёлке?": "История названия улиц посёлка"

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

4 неделя

"Здравствуй, мой посёлок "

Экскурсия по городу, в национальный музей имени «Буян-Бадыргы», памятнику.

Посёлок городского типа - Чадан,  беседа.

Уточнить знания детей о родном посёлке. Продолжать знакомить детей с главными достопримечательностями родного посёлка; развивать любознательность, интерес; воспитывать патриотические чувства.

Октябрь

Дата

Форма работы

Программное содержание

1 неделя

Беседа

"Дом, в котором я живу".

Составление альбома "Семьи наших воспитанников"

Конструирование  дома.Знакомство с жилищем наших предков –«Юрта»

Подвижная игра

"Кто в домике живёт?"

Закрепить знания детей о практических принципах функционирования семьи, неповторимой структуре семейных отношений. Воспитывать у детей эмпатию к родным и окружающим людям. Формировать интерес к малой родине.

Воспитывать желание играть в народные игры.

2

неделя

Знакомство детей с тувинскими  национальными костюмами.

Рисование "Кукла в женском национальном костюме"

"Кукла в мужском национальном костюме"

Дидактическая игра "Чинчи чажырары"

Познакомить детей  с национальным костюмом, стимулировать речь, развивать познавательный интерес.

Учить изображать характерные особенности национального костюма. Воспитывать интерес к прошлому своего народа, воспитывать любовь к Родине.

     3

неделя

Развлечение конкурс национальной борьбе «Хуреш"

Основываясь на опыте детей,  закреплять представления о местных праздниках. Прививать желание участвовать в подготовке к празднику.

     4

неделя

Знакомство со стихами и песнями местных авторов:  Мерген-Херел М.М, народный хоомейжи Конгар-оол, О.Б  «Мой родной город Чадан»

Рисование "С чего начинается Родина?"

Подвижная игра "А мы просо сеяли, сеяли..."

Знакомить детей с интересными людьми посёлка и их творчеством. Воспитывать чувство уважения к знаменитым землякам. Вызвать интерес к поэтическому слову. Воспитывать любовь к родному посёлку.

Ноябрь

Дата

    Форма работы

    Программные задачи

      1

неделя

Знакомство с праздником "День народного единства".

"Знаете ли вы?" Познавательный рассказ педагога о празднике народного единства.

Подвижная игра "Золотые ворота"

Расширять представления детей о государственных праздниках, вызвать интерес к истории своей страны.

Воспитывать чувство единения с  народами разных национальностей.

Закрепить представления о праздниках, которые отмечают в России.

Формировать уважительное отношение к своей родной стране, её красоте и богатству.

      2

неделя

Символика Тувы.

Герб. Флаг. Гимн.

Дид. игра "Узнай наш флаг (герб).

Конструирование "Изготовление  флага из ткани".

Подвижная игра "Кто быстрее соберёт флаг?"

Закрепить знания детей о символике Тувы, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

3

Неделя

Геральдика Республики Тыва.

Рассматривание альбома "Мой край".

Чтение стихотворения мой край родной!"

Декоративное рисование по тувинским узорам: «Олчейудазыны»

Познакомить с геральдикой, с историей возникновения флага, герба. Воспитывать уважение к геральдике, интерес к истории родного края.

4

неделя

Мой край- многонациональная семья.

Знакомство с пословицами, поговорками, потешками народов Тувы.

Легенды о Туве.

Подвижная игра "Аскак-кадай"(тувинская игра)

Формировать представления детей о многонациональности  края, его народах, традициях. Продолжать знакомить детей с легендами Тувы, с фольклором, народными играми.

Развивать познавательный интерес к истории родного края, знание о его культурномнаследии.

Воспитывать у детей желание играть  в народные игры.

Декабрь

Дата

Форма работы

Программные задачи

       1 неделя

Знакомство с этническими группами региона.

Слушание национальной музыки с тувинским фольклором.

Знакомство с тувинскими музыкальными инструментами

( игил, бызаанчы, хомус)

Создание альбома "Мы такие разные"

Рисование"Национальный инструмент «Игил» ".

Подвижная игра"Похищение огня"

Обеспечить социальное развитие личности в гармонии с культурой других народов; систематизировать знания о своём регионе, этнических группах, населяющих его и особенностях их культуры; формировать культуру общения с представителями других национальностей и

уважение их традициям.

       2

   неделя

Рассматривание альбома Курорты-аржааны«Чедер», «Уш-Белдир», «Шивилиг», «Дус-Хол»

Рисование"Зимняя берёза"

Подвижная игра "Цепочка"

Познакомить детей курортами Тувы Показать детям многообразие и красоту природных богатств, их значение для сохранения и укрепления здоровья.

       3

  неделя

Знакомство с геральдикой.

Чтение стихотворений о Туве

Подвижная игра  "Перетягивание палки" (тувинская  народная игра)

Продолжать знакомство с геральдикой, закрепить понятие "Геральдика". Познакомить с историей возникновения флага и герба.

4

   неделя

Новогодние праздники  по восточному календарю.Знакомство с традицией встречи Нового года -  с  национальным  традиционным праздником Шагаа. День Республики – Наадым.

Тувинский фольклор.

Рисование "Зимний горный пейзаж" (вне занятия)

Подвижная игра " Тевек"

Познакомить детей  древними тувинскими  праздниками, объяснить их происхождение и назначение. Объяснить, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу.

                                                           Январь

Дата

Формы работы

Программное содержание

  1-2

неделя    

Каникулы

      3

неделя

"Кто такие тувинцы?"

Знакомство тувинцев, их традициями, костюмом.

Рисование"Тувинец".

Познакомить детей с культурой быта тувинцев, познакомить с фольклором–хоомей, сыгыт народной песней, частушкой.

Развивать познавательный интерес, помочь глубже понять тувинский быт, его специфичность и неоднородность.

     4 неделя

Развлечение конкурс национальной борьбе «Хуреш".

Игры тувинцев «Кажык», «Тевек», «Конные скачки»

Познакомить детей с играми тувинцев, прививать любовь к народным играм. Воспитывать желание играть в народные игры.

Рисование вне занятий

"Зимушка-зима"

Выставка детских работ.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающей природе, любовь к малой родине.

Февраль

Дата

Форма работы

Программное содержание

1

неделя

Предметы прикладного искусства- народное творчество.

Резьба из камня. Сувенирные  изделия.

П.Игра "Здравствуй, сосед!"

Знакомить детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми в разные времена. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков.

       2

неделя

Тувинский национальный костюм.

Оформление альбома "Предметы быта и кухонной утвари  своего народа".

Рисование "Орнамент национального  костюма".

Подвижная игра "Пастух".

Познакомить детей с национальным  костюмом, вызвать желание передать его в своих рисунках. Продолжать знакомить детей с предметами быта и кухонной утварью тувинского народа. Воспитывать уважительное отношение к культуре других наций, уважительное отношение к своему народу.

       3 неделя

День защитников Отечества.

Интегрированное занятие

"Есть такая профессия - Родину защищать!"

Рисование"Наша Армия родная" Наши земляки тувинские добровольцы – героиня Отечественной войны В.Ч.Байлак.

Обогащать имеющиеся знания о Российской армии, воспитывать уважение к профессии военного, желание защищать свою Родину.

       4

неделя

Праздники и народ

Праздник "Наадым".

Декоративное рисование по тувинской росписи"Роспись платка"

Подвижная игра "Горелки"

Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Воспитывать познавательный интерес к истории своего народа.

Март

Дата

Формы работы

Программное содержание

       1

неделя

"Сундучок из прошлого".

Знакомство детей с предметами прикладного искусства Тувы (  вышитые узоры).

Изготовление салфетки способом "Узор" в подарок маме.

Дать детям возможность первого прикосновения в историю быта родного края.

Вызвать интерес к традициям нашего культурного прошлого. Расширять представления детей о жизни и труде предков в прошлом. Дать возможность сравнить предметы современности с предметами прошлого. Помочь увидеть красоту и неповторимость изделий. Воспитывать любовь  и интерес к декоративно- прикладному искусству предков.

2

неделя

Легенды о родном  крае.

"Озеро Сут-Холь-, индивидуальные исследования по проекту "Родной свой край люби и знай"- озёра РТ.

Чтение художественной литературы.Легенда о Сут-Холе»,чтение стихотворений о Сут-Холе.

Познакомить детей с серией легенд о крае, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края.

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к  поэтическому слову.

       3

неделя

"В гостях у флоры Тувы".

Знакомство с Красной книгой Тувы.

Рисование "Горы и леса"

Чтение стихотворений о лесах (по выбору).

Подвижная игра "Тевек"

Познакомить с разными видами растительности, произрастающей на территории нашего края; показать многообразие и красоту природных богатств; выявить взаимосвязь растительного мира и местоположения края; оформить альбом гербарий окружающей действительности.

Познакомить с Красной книгой Тувы, растениями, занесёнными в неё, с природоохранной деятельностью человека в области сохранения природных ресурсов.  Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность.

       4 неделя

"Путешествие в мир живописи".

Знакомство с творчеством художника  Нади Рушевой.

Познакомить детей с жизнью и творчеством тувинских художников,  их произведениями, отражающими  родную природу , лесов и степей.

Апрель

Дата

Форма работы

Программное содержание

       1

неделя

Русь святая и великая.

Комплексное занятие "Знакомим детей с будийским праздником "Устуу-Хурээ"

Слушание музыки молитвы, чтение судур",

Рисование  Будийский храм"

Рассказать детям о храмах, храмовом искусстве: иконах, живописи, архитектуре, музыке. Донести до детей через стихи, музыку художественную ценность духовной культуры. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных ценностей.

Предложить детям рассказать о храме "Устуу-Хурээ". Развивать в детях духовное начало.

       2

неделя

"Тувинские  обычаи: взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство."

Заучивание пословиц и поговорок .

Дидактическая игра "Кажык"

Знакомить детей со старинной тувинской жизнью. Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, к традициям и заповедям тувинцев. Воспитывать такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.

3

неделя

"Горловое пение "

Фольклорный праздник.

Народный хоомейжиКонгар-оол О.Б

Познакомить с горловым пением, традиционными для тувинской культуры; учить бережно относиться к фольклорным традициям своего народа; приобщать к народной культуре на основе использования фольклора

( песни, загадки, пословицы, поговорки, заклички); формировать

Умение участвовать в совместной с другими детьми игре, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых.

4

неделя

Животный мир Тувы.

Рисование "Их нужно беречь"(вне занятия)

Подвижная игра" Нитка, иголочка, узелок"

Заучивание стихотворения (по выбору) «Лучше нет родного края"

Рисование "Широка страна моя родная"

Актуализировать и закрепить знания о животных края; воспитывать любознательность; бережное отношение к братьям нашим меньшим. Дать понятие "редкие" и "исчезающие" виды, раскрыть значение Красной книги для растительного и животного мира. Воспитывать любовь и уважение к природе, её созданиям.

                                                              Май

Дата

Форма работы

Программное содержание

       1

неделя

"День Победы"

Цикл бесед "Мои земляки - герои ВОВ"

Тематическое занятие к празднику Победы в ВОВ.

Конкурс чтецов на лучшее  стихотворение о Дне Победы.

Конкурс рисунков"Салют Победе!"

Подвижная игра "Самолеты"

Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать чувства патриотизма.

      2

неделя

Предприятия и учреждения посёлка.

Рисование совместно с родителями "Эмблема родного посёлка"

Сюжетно-ролевая игра

" Сайзанак"

Познакомить с предприятиями и учреждениями посёлка. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда; интерес к профессиям родителей.

      3

неделя

Викторины "Что я знаю о своём посёлке", "Геральдика РТ"

Интегрированное занятие

"Родной свой край люби и знай".

Сюжетно-ролевая игра

»Хоглуг ог» "

Рисование «Юрта"

Обобщить и закрепить знания детей о своем крае, его

месторасположении на карте, растительном и животном мире края, памятниках архитектуры и искусства, предприятиях . Воспитывать любовь к своему родному краю, развивать любознательность, внимательность , интерес, желание заботиться о процветании родного края.

      4

неделя

"До свиданья, детский сад".

Цикл бесед о детском саде, о работниках детского сада.

Рисование "Мой любимый детский сад".

Заучивание стихотворений к утреннику.

Рассматривание фотографий "Вот какими мы были!"

Изготовление подарка для детского сада.

Рисование"В гостях у народных мастеров"

Пальчиковая игра"Матпаадыр"

Обобщить представления детей о детском саде, что даёт детский сад детям дошкольного возраста, уточнить, нравилось ли им ходить в детский сад. Побуждать рассказывать об интересных событиях, произошедших в детском саду, о своих первых друзьях. Воспитывать уважение к педагогам и ко всем сотрудникам  детского сада, бережное отношение к своей группе, любимому учреждению.

  Побуждать оформлять подарок для детского сада своими руками, делать приятное людям, которые заботились о детях в детском саду.

Список литературы

1.»Бистин ог-булевис"–Тыва Республиканын ооредилгеЯмызы: Кызыл, 1996 ч.

2. Журнал "Башкы "

3. «Тыва улустун тоолдары» ААН «Тыва полиграф», 2013ч.

4. «Тыва уруглар садтарынга номчулга ному» - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1991 г.

5. «Маатпаадыр» Литературно-художественное издание автор В.Ш.Чамьян

5. Веракса Н.Е. "Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" - Москва. Мозаика - синтез, 2012 г.

6. Бабушкина Т.М. "Окружающий мир. Нестандартные занятия в подготовительной группе" - Волгоград: ИТД Корифей, 2010 г.

7. Загумённая Л.А. "Социально - личностное развитие дошкольников" - Волгоград: Учитель, 2012 г.

8. Лободина Н.В. "Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" подготовительная группа" - Волгоград: Учитель, 2012 г.

9. Дополнительное обеспечение: интернет - ресурсы по теме "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников".

10. Материалы проектной деятельности "Родной свой край люби и знай"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...