Модифицированная программа "По дорогам родного края" для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Цыганкова Наталья Юрьевна

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifitsirovannaya_programma_tuapse.docx51.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Василек» г. Туапсе

 муниципального образования Туапсинский район

     УТВЕРЖДЕНА:

Заведующим МБДОУ

ДС № 27 «Василек» г. Туапсе

__________________Н.А.Юдина

«____»________________2017г.

Модифицированная программа

«По дорогам родного края»

для детей в возрасте от 3 до 7 лет

Авторы:

Скавронская Н.В.,

зам.зав.по УВР,

Цыганкова Н.Ю.,

воспитатель

2017 г.

Содержание:

Наименование

№ страницы

1

Актуальность

3

2

Цели и задачи программы

3

3

Основные принципы построения программы

4

4

Структура программы

4

5

Методология педагогического процесса

5

6

Объем знаний и представлений детей к окончанию детского сада

5

7

Условия реализации программы

6

8

Библиографический список

6

9

Методическое обеспечение

7

10

Приложения

10.1

Перспективное планирование специально организованной деятельности с учетом возраста детей

8

10.2

Диагностика уровня знаний детей по патриотическому воспитанию в ДОУ.

19

  1. Актуальность.

Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определенной информации, и зависит это от условий, в которых живет ребенок, а так же от средств и методов воспитания.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

  1. Цели и задачи программы.

Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины.

Задачи:

  • сообщение элементарных знаний о родном городе Туапсе, Краснодаре, Краснодарском крае;
  • ознакомление с историческим прошлым и настоящим родного города, края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями, экономическим развитием;
  • ознакомление с достопримечательностями, традициями города, края;
  • ознакомление с трудом взрослых, кубанскими ремеслами;
  • ознакомление с кубанским культурным наследием;
  • нравственное воспитание: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное;

  1. Основные принципы построения программы

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на  любознательность ребенка.
  3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.
  4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственности в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.
  5. Принцип интеграции образовательного содержания в разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.
  6. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
  7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.

  1. Структура программы

Данная программа  рассчитана  на четыре года обучения и разработана с учетом возрастных   особенностей детей.  Работа с детьми проводится согласно календарно-тематического планирования, итоговое мероприятие проводятся 1 раз в месяц.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

1

Сентябрь

Я и моя семья. Моя малая Родина.

2

Октябрь

География родного  города и края.

3

Ноябрь

Символика.

4

Декабрь

Люди, прославившие город, край. Литература и искусство.

5

Январь

Путешествие в историческое прошлое.

6

Февраль

Труд и быт.

7

Март

Природа родного города и края.

8

Апрель

Черное море мое.

9

Май

Защитники Туапсе, края.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в  возрастных группах. В зависимости от возраста детей, содержания сообщаемых знаний они конкретизируются в более мелких темах. Темы различны по объему познавательного материала и его сложности.

  1. Методология педагогического процесса.

В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми от 3 до 7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому целесообразно использовать такие методические приемы, как:

  • сравнение;
  • вопросы,
  • индивидуальные задания,
  • обращение к опыту детей,
  • предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю,
  • рассказ из личного опыта,
  • использование художественных средств в зависимости от темы,
  • игровые приемы и др.

Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное и услышанное, делать выводы.

Такой прием, как задавание вопросов помогает развивать детскую любознательность, интерес к предмету разговора. Важно в старшем возрасте детям предлагать найти ответы на вопросы по иллюстрациям, спросить у родителей, подумать самостоятельно, поразмышлять.

Использование игровых приемов позволяет важно для повышения познавательной активности, заинтересованности, для создания эмоциональной атмосферы занятия.  

Использование художественных средств в разных сочетания в зависимости от темы – музыка, стихи, живопись -  помогают поддерживать эмоциональный фон занятия, способствуют эстетическому развитию дошкольников.

  1. Объем знаний и представлений детей к окончанию детского сада
  • знать название родного города Туапсе, края, города Краснодара как главного города Краснодарского края, крупных городов Краснодарского края, символику родного города,  края;
  • знать достопримечательности города Туапсе;
  • знать историю возникновения городов: Туапсе,  Краснодара;
  • знать основные промышленные объекты  г. Туапсе, профессии людей в городе и селе;
  • знать объекты  живой природы лесов, степей,  водоемов  и гор Краснодарского края;
  • иметь представления о климатических условиях края, устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями края;
  • иметь представление о Красной книге как документе, в который занесены редкие виды растительного и животного мира. Знать некоторых представителей Красной книги.
  • иметь представление о жилище кубанских казаков в историческом прошлом;
  • иметь представления о кубанских народных ремеслах;
  • знать произведения кубанских поэтов.

  1. Условия реализации программы

  1. Информационная компетентность педагога в области краеведения
  2. Предметно – развивающая среда с внесением регионального компонента
  3. Успешное взаимодействие с родителями по вопросу патриотического воспитания дошкольников

  1. Библиографический список.

  1. В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине», Краснодар, 2007 г.
  2. ККИДППО, Кафедра развития ребенка младшего возраста, «Хотим под мирным небом жить», методические рекомендации для педагогов ДОУ по подготовке к празднованию Дня Победы в Великой отечественной войне, Краснодар, 2005 г.
  3. Департамент образования и науки Краснодарского края, «Ты Кубань, ты наша Родина»,  материалы из опыта работы районных служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов, Краснодар, 2004 г.
  4. Г.С.Акопян, «В боях за Туапсе», Краснодар, 1988 г.
  5. В.Н.Ратушняк, «Родная Кубань. Страница истории», Краснодар, 2004 г.
  6. Е.К.Ривина, «Российская Символика», Москва, 2005 г.
  7. Жуковская Р.И.. Виноградова Н.Ф.. Козлова С.А. « Родной край». М.. Просвещение, 1985 г.

  1. Методическое обеспечение

Видеофильмы

  • Достопримечательности города (прошлое-настоящее)
  • Мой Туапсе (город сегодня)
  • Кавказские горы

Презентации

  • Знаменитые люди Туапсе
  • Город вчера и сегодня
  • Маленькие улочки родного Туапсе
  • Растительность Туапсе
  • Туапсе – город воинской славы
  • Край родной, на век любимый


10.1. Перспективное планирование специально организованной деятельности

 с учетом возраста детей

Месяц, тема

Возрастные группы

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

Задачи

Сентябрь

«Моя малая Родина»

Я и моя семья (семья, детский сад)

Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза и т.д.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить и т.д.).

Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.)

Дом, в котором я живу (семья, детский сад, город, адрес)

Формировать представления ребенка о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем (я был маленьким, я расту, я буду взрослым).

Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

 Закрепить с  детьми название города, знакомить с его улицами.

Мой город

Познакомить детей с микрорайонами города, с микрорайоном, в котором расположен детский сад.

Дать первичные представления о истории возникновения города.

Продолжать знакомить с улицами города.

Закрепить знания детей о микрорайоне, в котором живут воспитанники.

Продолжать учить детей называть свой адрес, имена своих родителей, бабушек, дедушек.

Мой город, край, Россия.

Закрепить представления о истории возникновения города.

Дать понятия «туапсинец», «кубанец», «россиянин», указывающие на принадлежность человека к городу, краю, стране, в которой он живет.

Закрепить представления детей о «малой Родине»: у каждого человека есть родной город и дом, где он родился и живет – своя «малая Родина». Наша Родина – Россия (Кубань, Туапсе).

Октябрь

 «География родного города, края»

Мой город, детский сад.

Познакомить детей с названием детского сада, в который они ходят.

Познакомить детей с названием города, с его улицами.

Дать представления о том, что город расположен на берегу Черного моря, в окружении гор.

Мой город, край, экскурсия по краю (города края)

Закрепить с детьми расположение города (расположен на берегу Черного моря, в окружении гор).

Дать представление о том, что город расположен у двух рек.

Познакомить детей с городами Краснодарского края («это край, в котором мы живем»).

География города, края

Закрепить представления детей об особенностях расположения города (у двух рек).

Продолжать знакомить детей с городами Краснодарского края.

Дать представления о географии родного края (есть моря, реки, лиманы, горы, равнины).

География города, края

Закрепить  представления детей о географии родного края, учить называть реки, моря, горы, города края.

Дать представления о том, что Кубань – житница России (благодаря своему географическому положению).

Рассказать детям о том, что в крае много курортов

(благодаря двум морям, которые его омывают; горам, где любят отдыхать гости и жители края).

Ноябрь

«Символика»

Я и моя семья

Продолжать беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.)

Учить детей называть свое имя и фамилию.

Прививать, воспитывать чувство любви и уважения к маме; вызвать желание заботиться о ней, помогать в домашних делах;  помочь ставить, удерживать и реализовать поставленную ребёнком цель в совместной творческой деятельности.

Дом, в котором я живу (семья, детский сад)

Познакомить детей с названием детского сада, группы, которую они посещают.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение

к игрушкам, книгам, личным вещам и пр.

Совместно с детьми создать символ группы.

Символы города, края.

Познакомить детей с гербом, флагом, гимном города, края.

Дать детям представление о том, чем славится родной город.

Промышленность Туапсе – тяжелая, пищевая, нефтеперерабатывающая. В каких районах города она развивается?

Символы города, края.

Познакомить детей с гербом, флагом, гимном города, края, страны.

Обобщить представления детей о промышленности Туапсе.

Познакомить детей с сельскохозяйственными достижениями Кубани (Кубань – житница России).

Декабрь

«Люди, прославившие город, край»

Творчество старших воспитанников

Формировать у детей чувство гордости за старших воспитанников детского сада, проявлять уважение к их творчеству.

Приобщать детей к творчеству кубанских поэтов через включение произведений в совместную деятельность с детьми.

Люди, прославившие город, край

Приобщать детей к творчеству кубанских поэтов через включение произведений в совместную деятельность с детьми.

Люди, прославившие город, край

Дать детям представления о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.

Познакомить детей с памятниками, улицами города (Полетаева, Кириченко, Калараша, Бондаренко и т.д.)

Посещение музея Н.Г. Полетаева.

Люди, прославившие город, край

Продолжать знакомить детей с улицами, площадями, памятниками, связанными с именами людей, прославивших наш город (Н.Г. Полетаев, А.А. Киселев и т.д.)

Познакомить детей с творчеством кубанских поэтов: К. Обойщикова, И Вараввы.

Познакомить с творчеством кубанского композитора  Г. Пономаренко.

Январь

«Историческое прошлое»

Туапсе

Познакомить детей с улицами города, как они выглядели в  прошлом (город вчера и сегодня).

Знакомство с видами транспорта, в том числе с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, пешеходными переходами (взаимодействие с родителями).

 Знакомство с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). 

Туапсе

Познакомить детей с историческим прошлым Туапсе, Кубани посредством развития представлений о жилище казаков, кубанской одежде, посуде в быту казаков.

Познакомить с первыми средствами передвижения жителей Кубани.

Туапсе в легендах

Познакомить с историческими названиями города (Вельяминовский форт, посад).

Познакомить детей с легендами местных жителей Туапсинского района.

Познакомить с историческими памятниками – дольменами. Посещение краеведческого музея.

История края

Познакомить детей с историей возникновения города Краснодара (Екатеринодар).

Продолжать знакомить с историей жизни казаков, дать представление о появлении имен и фамилий.

Февраль

«Труд и быт»

Труд сотрудников детского сада

Формировать представления о труде взрослых посредством ознакомления с трудом взрослых ближайшего окружения: помощника воспитателя, дворника, медсестры, врача, повара.

Труд взрослых

Формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, телеграфа; поликлиники, труде хлеборобов.

 закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада.

Труд и быт

Формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями города. Закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством.

Показать связь между климатическими условиями и развитием промышленности и сельского хозяйства.

Труд и быт

Формировать первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края.

Закреплять знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края: сахарные заводы, молокозаводы, мясоперерабатывающие заводы и т.д.

  Март

 «Природа родного города и края»

Природа на участке ДОУ

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к живому посредством ознакомления с природой ближайшего окружения: уголок леса, уголок сада, цветники, живые объекты  на территории ДОУ.

Природа города

Продолжать знакомить детей с животными и птицами, обитающими в Туапсе и крае.

Учить правилам поведения в лесу, воспитывать желание относится к природе охранительно, бережно. Сформировать представление о этажах леса (растительность и обитатели)

Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ.

 Природа города

Закрепить знания о природных объектах нашего края: растительном и животном мире водоемов, лесов, гор, степей; воспитывать охранительное отношение к ним.

Показать зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к природным богатствам нашего края.

Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ.

Природа города и края

Показать  зависимость животного и растительного мира  от  условий обитания.

Познакомить детей с заповедными местами Краснодарского края -  Кавказским заповедником, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.

Воспитывать бережное, заботливое, охранительное  отношение к природным богатствам нашего края.

Апрель

«Черное море мое»

Черное море мое

Знакомить детей с обитателями Черного моря (рыбы, водоросли).

Черное море мое

Закреплять знания детей об обитателях Черного моря (рыбы, водоросли).

Учить детей называть 2-3 вида рыб, водорослей Черного моря.

Дать детям представления о водных объектах края: моря, реки, озера, лиманы. Чем они отличаются?

Черное море мое

Закреплять знания детей об обитателях Черного моря (рыбы, водоросли).

Учить детей называть 5-6 видов рыб, водорослей Черного моря.

Дать конкретные представления о жизни обитателей Черного моря.

Море в беде

Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Черного моря.

Дать конкретные представления детей о море и его состояниях.

Познакомить с неблагоприятными для природы последствиями деятельности человека (от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные).

Воспитывать любовь к природе, желание защитить ее.

Май

«Защитники Туапсе»

Праздник – День Победы

Формировать уважительное отношение к взрослым, пожилым людям, ветеранам ВОВ.

Содействие созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.

9 мая – День Победы

Дать детям знания о том, что наши деды и прадеды защищали Родину от врагов.

Формировать уважительное отношение к взрослым, пожилым людям, ветеранам ВОВ.

Дать детям знания об особенности службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу Родину.

Защитники Туапсе

Продолжать знакомить детей с именами защитников Туапсе, с их подвигами; с подвигом солдат Таманской армии.

Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной Войны.

Познакомить с памятниками защитникам Отечества (Вечный огонь, братская могила моряков, зенитчиков зенитно-артиллеристского полка, легендарному эсминцу «Керчь»)

Защитники Родины

Закрепить знания детей о том,    как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной Войны.

Продолжать знакомить с героями, чьими именами названы улицы в городе Туапсе, вспомнить памятники героям ВОВ.

Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Экскурсия в музей Обороны Туапсе, к памятникам защитникам отечества, возложение цветов к ним.

Итоговые мероприятия

Месяц

Возрастные группы

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

Сентябрь

Презентация

«Маленькие улочки родного Туапсе»

(разработать конспект)

Октябрь

Ноябрь

НОД

«Мой родной город»

(разработать конспект)

НОД

 «Государственная символика Кубани»

(конспект прилагается)

НОД «Государственные символы России»

(см. Е.К. Ривина «Российская символика», стр. 39)

Декабрь

Экскурсия на выставку творческих работ воспитанников ДОУ.

(разработать конспект)

Январь

Презентация

«Город вчера и сегодня» 

(разработать конспект)

Виртуальная экскурсия в мини-музей

«Кубанская хата»

(конспект прилагается)

НОД

«Моя малая Родина – Туапсе»

(конспект прилагается)

Февраль

Март

НОД

«Беседа о кавказском лесе»

(конспект прилагается)

НОД

«Красная книга Краснодарского края»

(разработать конспект)

Апрель

НОД

«Обитатели Черного моря»

(конспект прилагается)

НОД

«Море в беде»

(конспект прилагается)

Май

Презентация

«Туапсе – город воинской славы»

(разработать конспект)

 


10.2. Диагностика уровня знаний детей по патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель: выявление уровня сформированности знаний о родном доме, культурном наследии, о нашей стране и родной станице, в которой мы живем.

Индивидуально детям задаются следующие вопросы:

1. Как называется город, в котором мы живем?

2.Назови членов своей семьи?

3. Люди каких профессий живут в нашем городе?

4. Каких животных нашего края ты можешь назвать?

5. Какие растения нашего края ты знаешь?

6. Знаешь ли ты название моря, на берегу которого ты живешь?

7. Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь?

8. Какие достопримечательности своего города ты знаешь?

9. Какие интересные места ты посетил с родителями?

10. Назови памятники защитникам Отечества, которые есть в нашем городе?

Ответы детей на вопросы оцениваются по 3 бальной системе, по следующим критериям.

Таблица 1. Критерии оценки

Критерии

Баллы

Ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на поставленный вопрос.

3 балла

Ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются подсказки педагога.

2 балла

Ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для правильного ответа требуется помощь педагога.

1 балл

Уровни оценки диагностики:

Высокий уровень – 30 – 23 баллов;

Средний уровень - 22-17 баллов;

Уровень ниже среднего - 16-10 баллов.

Беседа должна проходить в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чабыр5ах как средство развития и совершенствования родной речи детей дошкольного возраста»

Материал ПДО по фольклору МБДОУ ЦРР - Д/с №82 "Мичээр" г. Якутскаиз опыта работы по обученнию детей чабыр5ах (якутская скороговорка)...

Модифицированная программа по обучению грамоте детей подготовительного возраста "По дороге к школе"

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развити...

Дополнительная модифицированная образовательная программа по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Светофорчик»

Программа по обучени. детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения (для детей 3-7 лет)...

Авторская программа «Шербакульский край родной» для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старш...

Авторская программа «Шербакульский край родной» для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение д...

Статья "Необходимость приобщения к родному краю детей дошкольного возраста "

патриотическое воспитание является важным компонентом во всестороннем развитии детей...