Программа кружка "Юные краеведы"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полтавский детский сад «Солнышко»
Полтавского муниципального района
Омской области
Программа
кружка в подготовительной группе
«Юные краеведы»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Конюхова С.Л.
Список детей посещающих кружок:
- Никитушкина Маша
- Кравченко Степа
- Моисеенко Саша
- Рюмин Денис
- Сивоха Маша
- Сивоха Даша
- Герасева Аня
- Давыдов Максим
- Лында Маша
- Богомаз Маша
- Кочубей София
- Бобырь Кирилл
- Шевченко Ваня
- Минасян Лариса
Цель:
-Углубление знаний детей по истории родного поселка, города Омска.
- Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
Формировать интерес к истории родного поселка, его культуре, природе;
Развивать умение ориентироваться в предметах материальной культуры, истории;
Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью;
Воспитывать любовь к своей малой Родине Полтавке.
Методы обучения:
- Объяснительно-наглядный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый;
- Проблемный.
Формы проведения занятий:
- Беседы, игры
-Наблюдения
- Моделирование, проектирование
- Художественно-творческая деятельность
-Экскурсии, целевые прогулки, посещение музея
- Детский досуг, викторины
- Оформление в группе мини-музея
Используемая литература:
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М – 2005г.
- Борцова Л.В. «Маленький житель Омского Прииртышья» Омск – 2015г. Рабочая тетрадь, методические рекомендации.
- Гордеева Е.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград - 2007г.
- Дыбина О.В. «Что было до …» М – 2010г.
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» Волгоград – 2013г.
- Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» М- -2014г.
- Халикова Э.А. «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» Волгоград – 2013г.
Содержание работы кружка
1 БЛОК: «В прошлое старинных вещей» | |||
№ | Тема | Задачи | Материал |
1 | «Теремок» | Продолжать знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; воспитывать восхищение мастерством человеческих рук. | Иллюстрации (строительство домов, избы), картины с изображение сосны, ели и березы |
2 | «В прошлое часов» | Знакомство с историей часов; Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи названием и способом употребления; Воспитывать уважение к труду человека. | Картинки с изображение разных видов часов: механические, электронные, песочные электрические |
3 | «Из прошлого ложки» | Познакомить с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать в речи новые слова; Способствовать развитию интереса и ремеслам. | Ложка – заготовка, расписная, алюминиевая, металлическая, краски, кисти, вода |
4 | «Матушка печка, укрась своих деток» | Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; Прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков. | Иллюстрации из сказок с изображением печки, имитация угла избы: клубок, поленья, нитки |
5 | «Путешествие в прошлое куклы» | Побудить детей к пониманию назначения куклы; закрепить умение определять материал (дерево, солому, пластмассу). Помочь осознать, что люди заботятся о них, создавая игрушки. | Набор кукол, изображение куклы по точкам, лист бумаги на каждого ребенка |
6 | Что такое «Вифлеемский ящик?» | Продолжать знакомство с прошлым кукольного театра; Рассказать о Вифлеемском ящике (строении, внешнем виде, назначении); Развивать интерес к рукотворному миру. | Макет Вифлеемского ящика, иллюстрации |
7 | «Путешествие в прошлое книги» | Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как преобразилась под влиянием творчества человека; Воспитывать бережное отношение к книгам. | Красочно оформленные книги, картинки с изображением печатных станков, береста, старинные книги |
8 | «Сия прялка изрядна - хозяюшка нарядна» | Углублять знания о народных видах женского рукоделия – прядением и плетением; Активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, вышивка, шитье | Предметы старины – вышивка, пояски, прялка, веретено, шерсть, лен, вата |
9 | «Народная игрушка – деревянная игрушка» | Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; Побуждать детей восхищаться предметами старины | Народные игрушки из различных материалов: глина, дерево, тряпки, солома, иллюстрации игрушек |
10 | «Потешный промысел наших предков» | Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать глиняную игрушку и деревянную; воспитывать уважительное отношение к творениям человеческих рук | Игрушки: каргопольская, дымковская, филимоновская, матрешка; запись р.н.и. «У дедушки Трифона» |
11 | «Светит да не греет» | Формировать представление о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампочка). Обогащать словарный запас новыми словами | Иллюстрации и картинки с изображением прошлых лапочек; спички, светильник |
12 | Тематический праздник «Ярмарка ремесел» | Продолжать знакомить с традициями русского народа, с обычаем проводить ярмарки, воспитывать уважение к труду мастеров; вызвать гордость за свои умения | Поделки в народном стиле для продажи на ярмарке, платки, народные музыкальные инструменты |
2БЛОК: «Растительный и животный мир» | |||
13 | «Глиняный человек» | Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке; познакомить с глиной, ее использованием в быту | Глиняные игрушки, плоскостное изображение горшка |
14 | «Красная книга» | Познакомить детей с красной книгой. Создать условия, способствующие развитию познавательных интересов детей. Воспитывать экологическую культуру дошкольника | Презентация о красной книге Омской области, виды растений и животных занесенных в нее |
15 | «Деревья и кустарники» | Углублять знания детей о видах деревьев растущих у нас в поселке. Закреплять знания детей о том, чем нам полезны деревья, их применение. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять | Иллюстрации различных деревьев, их спилы. Плакат «Правила поведения в лесу» |
16 | «Травянистые растения» | Познакомить детей с травянистыми растениями нашего района, занесенными в красную книгу. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, беречь природу и защищать ее | Методическое пособие «Лечебные травы»; гербарий травянистых растений. Презентация редких видов растений |
17 | «Животные нашего поселка» | Познакомить детей с животными занесенными в Красную книгу. Развивать элементы экологического сознания, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей среде. Воспитывать гуманное отношение к животным | Презентация «Тигр», «Олень». Фотографии животных обитающих у нас. Раскраски |
18 | «Подводный мир» | Закреплять знания детей о рыбах и млекопитающих обитающих в наших водоемах. Углублять знания об их питании, размножении. Воспитывать бережное и гуманное отношение к водному миру поселку | Иллюстрации: окунь, карась, щука, ондатра. Раскраски разных видов рыб |
19 | «Станция по борьбе с вредителями растений» | Познакомить детей со станцией и ее работниками (профессия) по борьбе с вредителями растений. Рассказать какие методы применяют по борьбе с вредителями (биологические, химические). Воспитывать бережное отношение к природе нашего поселка | Фотография станции, иллюстрации некоторых вредителей и борьбы с ними |
20 | Экскурсия в музей | Продолжать знакомить с профессиями людей работающих в музее; с внутренним оформлением выставки «Животные и растения Полтавского района». Воспитывать любознательность, активность | Экспозиция музея «Животные и растения Полтавского района» |
21 | Игры на закрепление пройденного материала | Закрепление знаний детей о растительном и животном мире Полтавского района и применение этих знаний на практике. Воспитывать уважительное отношение в игре друг к другу | Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Редкие исчезающие животные» |
22 | Экспонат из музея | Углублять знания детей об экспонатах музея. Развивать умения передавать в рисунке впечатления от увиденного в музее. Воспитывать уважение к людям работающих в музеях | Альбомные листы, карандаши, фломастеры. Фотоальбом «Историко – краеведческий музей» |
3БЛОК: «Полезные ископаемые» | |||
23 | «Знакомство с Краевечком» | Познакомить детей с героем Краевечком, с условными знаками, принятыми в тетради. Способствовать формированию познавательного интереса к природе родного края | Иллюстрация Краевечка. Рабочие тетради |
24 | Песок | Познакомить детей с полезными ископаемыми (песок). Углублять знание детей о свойствах песка через экспериментальную деятельность. Воспитывать интерес к окружающему миру | Песок, стеки, баночка, лупы, резиновая трубочка, воронки |
25 | «Глина» | Познакомить детей с полезными ископаемыми (глина). Углублять знание детей о свойствах глины через экспериментальную деятельность. Воспитывать интерес к окружающему миру | Глина, стеки, баночка, лупы, резиновая трубочка, воронки |
25 | «Минеральные соли» | Познакомить детей с полезными ископаемыми (минеральные соли). Углублять знание детей о свойствах солей через экспериментальную деятельность, знания об использовании соли в быту. Воспитывать интерес к окружающему миру | Иллюстрации с изображением добычи солей, продукты, получаемые из соли |
27 | «Нефть» | Продолжать знакомить детей с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения об использовании нефти в быту, уметь перечислять их | Иллюстрации с изображением добычи нефти, макет земли в разрезе, игрушка крот, продукты, получаемые из нефти |
28 | «Известковые породы» | Продолжать знакомить детей с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения об использовании извести в быту, уметь перечислять их | Иллюстрации добычи известковых пород, предметы получаемые из нее |
29 | «Природный газ» | Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми (природный газ) ; дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту) ; формировать экологически грамотное поведение в быту и природе | Набор «Полезные ископаемые»; ноутбук, конверт с вопросами. |
30 | «Лечебная грязь» озера Эбейты | Познакомить детей с озером Эбейты. Создать условия, способствующие развитию познавательных интересов детей. Воспитывать экологическую культуру дошкольника | Презентация озера Эбейты, иллюстрации рачков находящихся на гране исчезновения |
31 | Экскурсия в лес | Познакомить с характерными признаками весны, упражнять в различении 3-4 деревьев в весеннем лесу, уточнить знания о жизни насекомых и птиц | Иллюстрации деревьев, птиц и насекомых |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружковой работы по программе «Юные краеведы» в старшей группе Тема: «Народная игрушка кукла-самоделка»
Задачи:Художественное творчество:· Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;·...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомление детей с национальной культурой искусства народов Крайнего Севера используюется дополнительная образовательня программа "Юный к...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед » Туристско-краеведческой направленности
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности (вид деятельности - краеведение) является модифицированной и предполагает изучение малой родины обучающимися....
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед »
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности (вид деятельности - краеведение) является модифицированной и предполагает изучение малой родины обучающимися....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ПРОЕКТ-ПРОГРАММА «Юный краевед»
Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая дошкольников на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы те...