Программа кружка "Юные краеведы"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Конюхова Светлана Леонидовна

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского муниципального района

 Омской области

Программа

 кружка в подготовительной  группе

«Юные краеведы»

                                                           Подготовила воспитатель

                                                           высшей  квалификационной категории:

                                                           Конюхова С.Л.

Список детей посещающих кружок:

  1. Никитушкина Маша
  2. Кравченко Степа
  3. Моисеенко Саша
  4. Рюмин Денис
  5. Сивоха Маша
  6. Сивоха Даша
  7. Герасева Аня
  8. Давыдов Максим
  9. Лында Маша
  10. Богомаз Маша
  11. Кочубей София
  12. Бобырь Кирилл
  13. Шевченко Ваня
  14. Минасян Лариса                                                                                        

Цель:

-Углубление знаний детей по истории родного поселка, города Омска.

- Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи:

Формировать интерес к истории родного поселка, его культуре, природе;

Развивать умение ориентироваться в предметах материальной культуры, истории;

Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью;

Воспитывать любовь к своей малой Родине Полтавке.

Методы обучения:

- Объяснительно-наглядный;

- Репродуктивный;

- Частично-поисковый;

- Проблемный.

Формы проведения занятий:

- Беседы, игры

-Наблюдения

- Моделирование, проектирование

- Художественно-творческая деятельность

-Экскурсии, целевые прогулки, посещение музея

- Детский досуг, викторины

- Оформление в группе мини-музея

Используемая литература:

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М – 2005г.
  2. Борцова Л.В. «Маленький житель Омского Прииртышья» Омск – 2015г. Рабочая тетрадь, методические рекомендации.
  3. Гордеева Е.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград -  2007г.
  4. Дыбина О.В. «Что было до …» М – 2010г.
  5. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» Волгоград – 2013г.
  6. Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» М- -2014г.
  7. Халикова Э.А. «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет» Волгоград – 2013г.

Содержание работы кружка

1 БЛОК: «В прошлое старинных вещей»

Тема

Задачи

Материал

1

«Теремок»

Продолжать знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; воспитывать восхищение мастерством человеческих рук.

Иллюстрации (строительство домов, избы), картины с изображение сосны, ели и березы

2

«В  прошлое часов»

Знакомство с историей часов; Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи названием и способом употребления; Воспитывать уважение к труду человека.

Картинки с изображение разных видов часов: механические, электронные, песочные электрические

3

«Из прошлого ложки»

Познакомить с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать в речи новые слова; Способствовать развитию интереса и ремеслам.

Ложка – заготовка, расписная, алюминиевая, металлическая, краски, кисти, вода

4

«Матушка печка, укрась своих деток»

Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; Прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

Иллюстрации из сказок с изображением печки, имитация угла избы: клубок, поленья, нитки

5

«Путешествие в прошлое куклы»

Побудить детей к пониманию назначения куклы; закрепить умение определять материал (дерево, солому, пластмассу). Помочь осознать, что люди заботятся о них, создавая игрушки.

Набор кукол, изображение куклы по точкам, лист бумаги на каждого ребенка

6

Что такое «Вифлеемский ящик?»

Продолжать знакомство с прошлым кукольного театра; Рассказать о Вифлеемском ящике (строении, внешнем виде, назначении); Развивать интерес к рукотворному миру.

Макет Вифлеемского ящика, иллюстрации

7

«Путешествие в прошлое книги»

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как преобразилась под влиянием творчества человека; Воспитывать бережное отношение к книгам.

Красочно оформленные книги, картинки с изображением печатных станков, береста, старинные книги

8

«Сия прялка изрядна - хозяюшка нарядна»

Углублять знания о народных видах женского рукоделия – прядением и плетением; Активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, вышивка, шитье

Предметы старины – вышивка, пояски, прялка, веретено, шерсть, лен, вата

9

«Народная игрушка – деревянная игрушка»

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева; Побуждать детей восхищаться предметами старины

Народные игрушки из различных материалов: глина, дерево, тряпки, солома, иллюстрации игрушек

10

«Потешный промысел наших предков»

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать глиняную игрушку и деревянную; воспитывать уважительное отношение к творениям человеческих рук

Игрушки: каргопольская, дымковская, филимоновская, матрешка; запись р.н.и. «У дедушки Трифона»

11

«Светит да не греет»

Формировать представление о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампочка). Обогащать словарный запас новыми словами

Иллюстрации и картинки с изображением прошлых лапочек; спички, светильник

12

Тематический праздник «Ярмарка ремесел»

Продолжать знакомить с традициями русского народа, с обычаем проводить ярмарки, воспитывать уважение к труду мастеров; вызвать гордость за свои умения

Поделки в народном стиле для продажи на ярмарке, платки, народные музыкальные инструменты

2БЛОК: «Растительный и животный мир»

13

«Глиняный человек»

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке; познакомить с глиной, ее использованием в быту

Глиняные игрушки, плоскостное изображение горшка

14

«Красная книга»

Познакомить детей с красной книгой. Создать условия, способствующие развитию познавательных интересов детей. Воспитывать экологическую культуру дошкольника

Презентация о красной книге Омской области, виды растений и животных занесенных в нее

15

«Деревья и кустарники»

Углублять знания детей о видах деревьев растущих у нас в поселке. Закреплять знания детей о том, чем нам полезны деревья, их применение. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять

Иллюстрации различных деревьев, их спилы. Плакат «Правила поведения в лесу»

16

«Травянистые растения»

Познакомить детей с травянистыми растениями нашего района, занесенными в красную книгу. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к  ней, беречь природу и защищать ее

Методическое пособие «Лечебные травы»; гербарий травянистых растений. Презентация редких видов растений

17

«Животные нашего поселка»

Познакомить детей с животными занесенными в Красную книгу. Развивать элементы экологического сознания, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей среде. Воспитывать гуманное отношение к животным

Презентация «Тигр», «Олень». Фотографии животных обитающих у нас. Раскраски

18

«Подводный мир»

Закреплять знания детей о  рыбах и млекопитающих обитающих в наших водоемах. Углублять знания об их питании, размножении. Воспитывать бережное и гуманное отношение к водному миру поселку

Иллюстрации: окунь, карась, щука, ондатра. Раскраски разных видов рыб

19

«Станция по борьбе с вредителями растений»

Познакомить детей со станцией и ее работниками (профессия) по борьбе с вредителями растений. Рассказать какие методы применяют по борьбе с вредителями (биологические, химические). Воспитывать бережное отношение к природе нашего поселка

Фотография станции, иллюстрации некоторых вредителей и борьбы с ними

20

Экскурсия в музей

Продолжать знакомить с профессиями людей работающих в музее; с внутренним оформлением выставки «Животные и растения Полтавского района». Воспитывать любознательность, активность

Экспозиция музея

«Животные и растения Полтавского района»

21

Игры на закрепление пройденного материала

Закрепление знаний детей о растительном и животном мире Полтавского района и применение этих знаний на практике. Воспитывать уважительное отношение в игре друг к другу

Дидактическая игра «Узнай по описанию», «Редкие исчезающие животные»

22

Экспонат из музея

Углублять знания детей об экспонатах музея. Развивать умения передавать в рисунке впечатления от увиденного в музее. Воспитывать уважение к людям работающих в музеях

Альбомные листы, карандаши, фломастеры. Фотоальбом «Историко – краеведческий музей»

3БЛОК: «Полезные ископаемые»

23

«Знакомство с Краевечком»

Познакомить детей с героем Краевечком, с условными знаками, принятыми в тетради. Способствовать формированию познавательного интереса к природе родного края

Иллюстрация Краевечка. Рабочие тетради

24

Песок

Познакомить детей с полезными ископаемыми (песок). Углублять знание детей  о свойствах песка через экспериментальную деятельность. Воспитывать интерес к окружающему миру

Песок, стеки, баночка, лупы, резиновая трубочка, воронки

25

«Глина»

Познакомить детей с полезными ископаемыми (глина). Углублять знание детей  о свойствах глины через экспериментальную деятельность. Воспитывать интерес к окружающему миру

Глина, стеки, баночка, лупы, резиновая трубочка, воронки

25

«Минеральные соли»

Познакомить детей с полезными ископаемыми (минеральные соли). Углублять знание детей  о свойствах солей через экспериментальную деятельность, знания об использовании соли в быту. Воспитывать интерес к окружающему миру

Иллюстрации с изображением добычи солей, продукты, получаемые из соли

27

«Нефть»

Продолжать знакомить детей с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения об использовании нефти в быту, уметь перечислять их

Иллюстрации с изображением добычи нефти, макет земли в разрезе, игрушка крот, продукты, получаемые из нефти

28

«Известковые породы»

Продолжать знакомить детей с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения об использовании извести  в быту, уметь перечислять их

Иллюстрации добычи известковых пород, предметы получаемые из нее

29

«Природный газ»

Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми (природный газ) ; дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту) ; формировать экологически грамотное поведение в быту и природе

Набор «Полезные ископаемые»; ноутбук, конверт с вопросами.

30

«Лечебная грязь» озера Эбейты

Познакомить детей с озером Эбейты. Создать условия, способствующие развитию познавательных интересов детей. Воспитывать экологическую культуру дошкольника

Презентация озера Эбейты, иллюстрации рачков находящихся на гране исчезновения

31

Экскурсия в лес

Познакомить с характерными признаками весны, упражнять в различении 3-4 деревьев в весеннем лесу, уточнить знания о жизни насекомых и птиц

Иллюстрации деревьев, птиц и насекомых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружковой работы по программе «Юные краеведы» в старшей группе Тема: «Народная игрушка кукла-самоделка»

Задачи:Художественное творчество:·         Вызвать желание  изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;·...

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"

С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"

С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомление детей с национальной культурой искусства народов Крайнего Севера используюется дополнительная образовательня программа "Юный к...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед » Туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности (вид деятельности - краеведение) является модифицированной  и предполагает изучение малой родины обучающимися....

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед »

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности (вид деятельности - краеведение) является модифицированной  и предполагает изучение малой родины обучающимися....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

ПРОЕКТ-ПРОГРАММА «Юный краевед»

Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая дошкольников на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы те...