« Роль регионального компонента в социальном развитии дошкольника»
материал (старшая группа) на тему

Доклад к методическому объединению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
             Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
       Купинского района
                  Структурное подразделение детский сад «Золотой улей»
                 ул. Центральная, д.4, д. Новониколаевка, 632748.
                телефон:8(38358)37240, E- majl:novnik@ngs.ru

Доклад

«  Роль регионального компонента в социальном развитии дошкольника»

.

                                                                              Подготовила:

воспитатель разновозрастной

                                                                                                          группы «Пчёлки»

                                                                                 Ковалева Т.А.

2018г.

Содержание.

1.    Введение.

2.    Проблемы краеведения в ДОУ в исследованиях современных учёных.

3.    Цели и задачи реализации регионального компонента у детей старшего дошкольного возраста.

4.    Формы и методы краеведческой работы.

5.    Заключение.

 

1.     Введение.

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства,- именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведение.

Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте.  В дошкольных учреждениях ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей соцкультурной среды - местные историко - культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.

 

2. Проблемы краеведения в ДОУ в исследованиях современных отечественных учёных.

Воспитанию нравственно - патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание.

Выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно региональному компоненту. В своей книге она писала: " Собственно краеведение начинается в детском саду. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребёнка к дальнейшему пониманию живой и не живой природы, а также географии, экологии. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребёнка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни  людей, которые могут дать ребёнку определённые моральные и умственные силы."

К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбова и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотъемлемо от воспитания в  нём гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, деду. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается в восхищении тем, что видим перед собой, чему изумляемся и что вызывает отклик в душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Занятие регионального компонента не только требует знаний в области истории, искусствоведении, литературоведении, природоведении и прочее, но и приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень.

3. Цели и задачи реализации регионального компонента у детей старшего дошкольного возраста.

Программа «От рождения до школы" в старших возрастных группах помогает нам понять возможности и потребности детей этого возраста.

В пять - шесть лет ребёнок по- прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Он с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

В поле внимания педагогов остаются вопросы, связанные с дальнейшим формированием у детей бережного и созидательного отношения к миру.

У детей пяти-шести лет наблюдаются:

·       Стремление расширить познаваемые горизонты действительности, т. е. свой кругозор.

·       Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.

·       Потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учётом местных условий планируется материал по социализации детей посредством краеведения, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определённой системе.

Наиболее целесообразно планировать материал по темам. Широкие, объёмные темы, как правило, соответствуют содержанию программы. Например: «Родная природа", «О народах нашей страны", «О труде".

Темы могут быть различными по объёму познавательного материала, по его сложности, и, следовательно, по длительности изучения.

Работа по  каждой теме включает в себя занятия, игры, труд, свободную деятельность детей, по некоторым темам - праздники. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о своём родном крае, той местности, где они живут, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, способствует воспитанию чувств.

Работу по пополнению знаний о родном крае, родной стране нужно организовать так, чтобы вызвать интерес у детей, развивать любознательность.

В процессе работы по социализации детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

Важнейшим средством педагогического воздействия при социальном развитии чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность. Так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо.

Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. В  результате этого знакомства в детях пробуждаются гуманные и эстетические чувства.

"Потребность в красивом,- говорил В.А.Сухомлинский,- утверждает моральную красоту, рождая нетерпимость и непримиримость ко всему пошлому, уродливому..... Зло и подлинная красота несовместимы."

Нельзя забывать и о людях других национальностей. Воспитание дошкольников в духе дружбы между народами, уважения к трудящимся всех национальностей - одна из задач воспитания подрастающего поколения. Интернациональное воспитание обязательно должно сочетаться с  воспитанием у детей национальной гордости, а также уважения к другим народам родной страны.

Социальное развитие проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми  обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистичная направленность.

Детский сад в работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастие к жизни своего народа. Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и всей нашей страны.

4. Формы и методы краеведческой работы.

В арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят:

·       Беседы педагога с детьми на познавательные темы. Например: о народностях, населяющих наш край, их разнообразии, традициях этого народа, его промыслах. В процессе таких бесед вопросы к детям строятся таким образом, что они помогают детям упорядочить уже имеющиеся представления, уточнять и расширять их. В итоге беседы ребёнок должен осознать, понять закономерности нашего мира, получить новую информацию.

·       Познавательные рассказы педагога, черпаются из своего опыта, интересов и, конечно из книг. Основными формами передачи детям отобранного содержания  считаются: сказочная, юмористическая, приключенческая.

·       Желательно, чтобы книги были красочными, с яркими иллюстрациями, а информация в них передавалась небольшими объёмами. Чтобы увлечь детей познавательными книгами, нужно у них на глазах  найти нужную книгу, чтобы ребёнок получил ответ на свой вопрос.

·       Рассказы - загадки. Главное требование к таким рассказам: их основное содержание должно быть хорошо  знакомо детям. Иначе ребенок не сможет разобраться в ситуации. Эта работа помогает упорядочить накопленные ребёнком представления; определиться в своём отношении к тому или иному объекту, явлению; пополнить имеющиеся у малыша сведения, представления о мире и отношению к нему.

Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребенка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины)- это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.

Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по социологическому развитию дошкольников посредством организации краеведческой работы: - воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, городу, родной улице.

Нами в этом направлении ведётся следующая работа:

·       Формирование  представлений о  своём родном селе, как частице России, об истории возникновения нашего села, основных достопримечательностях, традициях, о ветеранах.

·       Подбираем литературный материал о Новосибирской области, о Купинском районе, планируем оформить альбом со стихотворениями о Родине, о крае, о родной земле; стихотворения местных поэтов о Купинской земле, пословицы и поговорки о труде, Родине. Приобрести художественный материал о родном крае местных художников.

Изготовлен иллюстративный материал по  теме ( карты: Российской Федерации, Новосибирской области, Купино); символика России - это герб, изображение флага, изображение президента РФ - В.В.Путина; гимн в виде записи на диске.

·       Разработаны и изготовлены дидактические игры: "Найди герб Купино", пазлы: "Собери картинку"(с видами достопримечательностей нашего города); "Кто больше назовёт сёл Купинского района","Перечисли улицы Купино и Новониколаевки",Перечисли рабочие профессии нашего села".

·       Составили и провим консультации для родителей:"Я и вся моя семья","Родительский дом- начало начал","Мы - Новониколаевцы","Встреча со старшим поколением "(членов семей наших воспитанников),"Из истории Новониколаеки".

·       Проводим разработанные занятия:"Моё родное село","Как на нашей улице","Труд земледельца" и  др.; беседы:"Районы - наши соседи","День Победы"; экскурсии, целевые прогулки.

·       Организуем игровую деятельность (дидактические и словесные игры).

 

5. Заключение.

Таким образом, под социальным развитием детей старшего дошкольного возраста средствами регионального компонента  понимается развитие его познавательной деятельности.

Знакомство с родным краем, традициями семьи обогащают сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений о большом мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Помогает систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Сформировалось ли к концу дошкольного детства у детей чувство любви к Родине, об этом говорить рано, но  крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории города, края, культуре малой Родины появилось.

Я считаю, что социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента -  не столько передача знаний, сколько воспитание на их основе любви к малой Родине.