Занятие познавательно-творческого характера на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Занятие познавательно-творческого характера на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»

Образовательные цели:

·       Учить понимать смысл загадок; продолжать учить отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

·       Познакомить детей старшего дошкольного возраста с одним из весенних праздников северных народов - Вороний День.

·       Совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов Севера.

Развивающие задачи:

·       Развивать связную речь детей, обогащать их словарь;

·       Развивать интерес к жизни пернатых;

·       Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память (коммуникация, физическая культура).

Воспитательные задачи:

·       Воспитывать любовь к родной культуре, традициям;

·       Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым;

·       Продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).

·       Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

·       Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            ТЕМА: «ВОРОНИЙ ДЕНЬ — ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ЖИЗНИ»

Занятие познавательно-творческого характера на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»

Образовательные цели:

  • Учить понимать смысл загадок; продолжать учить отвечать на вопросы (познание, коммуникация).
  • Познакомить детей старшего дошкольного возраста с одним из весенних праздников северных народов - Вороний День.
  • Совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов Севера.

Развивающие задачи:

  • Развивать связную речь детей, обогащать их словарь;
  • Развивать интерес к жизни пернатых;
  • Развивать логическое мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память (коммуникация, физическая культура).

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к родной культуре, традициям;
  • Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым;
  • Продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).
  • Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.
  • Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

Предварительная работа:

  • Беседа на темы: «Приметы весны»; «Перелётные птицы»;
  • Познавательное занятие на тему «Перелётные птицы»;
  • Рассматривание иллюстраций о птицах;
  • Наблюдение за птицами во время прогулок;
  • Знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изготовить дерево - береза, для завязывания ленточек, чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.

Дети входят в зал под народную (стилизованную) музыку ханты и манси.                        Ведущая  (Акань) в одежде ханты.

На стене солнце

Ведущий: Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Акань:      Здравствуйте все, кто  пришел  к нам сюда

                   В край озер и болот, в край Югорской земли.

                   А сейчас мы хотим  поздороваться с вами

                   по хантыйскому обычаю.            

                   Нужно три раза поклониться и повернуться к солнцу

              (Ведущий и дети трижды кланяются,   поворачиваются к солнцу).

Ребенок 1.

               Знаю я не понаслышке

               О сибирской стороне

               В ней приветливой не слишком

               Довелось родиться мне.

Ребенок 2.

                 Климат очень здесь серьезный

                 То метели, то жара,

                 И морозы поморозней.

                 И поветреней ветра.    (дети сели)

                       (фонограмма птиц.   Последнее крик вороны).

Ведущий:  Ребята, вы слышите  пение птиц? Но громче всех кричит ворона.

Ворона – первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. У коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. А  в день прилёта ворон, ханты отмечают весенний праздник «Ворна хатл» или «Вороний день»!                                                 

                                              Влетает Ворона 

Ворона:   Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы  гнездо свить и вывести птенцов, весну пробудить

Ведущий: Здравствуй, Ворона! Это очень хорошо.

Ведущий: Весну мы вместе позовем, хоровод заведем.

                                           Хоровод о весне.   (дети сели)

Ведущая: Ребята, у нас сегодня праздник. Мы будем играть и веселиться.

Ворона:  А где наши ловкие и смелые мальчишки? Мужчины  - ханты занимаются оленеводством.   мы поделимся на две команды и  будем перетягивать канат , и    посмотрим кто из вас ловкий и смелый.          

           Игра    «Кто - кого» (Дети играют 2 раза).

Ведущий: Молодцы ребята! Показали свою удаль, смекалку, сноровку. Мужчины занимаются  охотой и рыбной ловлей, женщины и девочки у

народов ханты и манси собирают  грибы, ягоды и орехи.  И сейчас девочки будут собирать шишки. Посмотрим, кто больше соберет. Игра  «Сбор шишек» (проводится игра 2 раза)

                                         (дети сели)                

Ворона: В нашем краю  живут разные птицы. Я сейчас узнаю, знаете ли вы этих птиц.

1. Скачет бойко по дорожке…

Подбирает с земли крошки,

Не боится голубей,

Что за птичка …?  (Воробей).

2.       Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

3.        Всё хлопочет и вертится

          Всё свистит и суетится

         Ей на месте не сидится

Называется …….(Синица)

 4.       Я по дереву стучу

Червячка найти хочу

Хоть он скрылся под корой

 Всё равно он будет мой (Дятел)

5.      Как лиса среди зверей

Эта птица всех сильней

Прячется в высоких кронах

А зовут её ….(Ворона).

Ведущая:  Ребята, ворона любит собирать разные веточки и палочки и мы с вами сейчас…поиграем с палочками. ..

                                  «Игра с палочками»

На березке возле дома

Строила гнездо ворона

Охраняет днем и ночью

Мамой стать ворона хочет.

Хрипло птенчики кричат,

Клювы их    в гнезде торчат

Скрыла их густая крона

Проживает здесь ворона.

                                (дети сели)

Ведущий: Ребята, мы живем на севере, где очень долго длится зима. А когда наступает весна и появляется солнышко, мы все ему рады! А вот и солнышко к нам пришло!

                                     (Выходит ребенок – солнышко)

Солнышко: Я весь мир обогреваю

                     И усталости не знаю,

                     Улыбаюсь я в оконце,

                   А зовут меня все – солнце!

Подвижная игра «Хейро»

играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят стихи. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга.

Хейро-хейро-лучики сияют

Хейро-хейро – всех нас согревают

          И тебя и меня хейро согревает

И тебя и меня хейро согревает

Солнце: Я сейчас побегу, всех вас догоню  

Ведущий: Солнышко, мы тебя хотим порадовать и вместе с ребятами поиграем на музыкальных инструментах. ( мальчики бьют в бубны, девочки играют на дудочках)

Ворона :  Мы вороны громко каркаем и начинаем вить гнезда, чтобы вывести птенцов, а мои воронята уже появились на свет. Вот они.

Ведущий: А можно нам с твоими воронятами поиграть (куклотерапия) 

Вот под елочкой зеленой,

Скачут весело вороны

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают,

В своих гнездах засыпают:

Кар-кар-кар!

Ворона: Ребята, птенцы уже на свет появились, А гнезда для них нет.

Ведущая: Ребята, поможем вороне свить гнездо для ее воронят.

Дети: Да, поможем!

                    Продуктивная деятельность- дети из веточек делают гнездо для воронят  .

Ворона: Благодарит за гнездо. Вместе с детьми садит воронят в гнездо.             А теперь я хочу с вами потанцевать.

                                                   Танец  с вороной.

Ведущий: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

Звучит народная музыка манси

Ворона: Каждый год весной в апреле месяце я  приношу детям  угощение- калачи- символ солнца, благополучия! Вот и сегодня принесла вам  угощение!

Ворона угощает детей и гостей калачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вороний день - праздник весны, любви и встреч!"

Непосредственно образовательная деятельность познавательно-творческого характера для детей и родителей подготовительной к школе группы направленная на развитие кругозора и расширение знаний о народных...

Познавательно-творческий проект в старшей группе детского сада "Праздник Светлой Пасхи"

В проекте отображена работа по ознакомлению детей с историей, традициями и православным смыслом празднования христианского праздника ПАСХА...

Познавательно-творческий проект "Слава армии родной в день ее рождения"

Познавательно-творческий проект "Слава армии родной в день ее рождения"...

Познавательно-творческий проект во средней группе «Животные и птицы весной»

Актуальностьреализации проекта:Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Домашние питомцы очень важны в жизни человека, ж...

Конспект тематического занятия в средней группе на тему: "Первый день весны"

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие....

Конспект занятия на тему «1 Мая — праздник весны и труда»

Цель:расширить, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда.Задачи:прививать интерес к труду, рабочим профессиям;показывать важность труда;воспитыв...

«ОСЕНЬ В ПОЭЗИИ, МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ» ИЗ ЦИКЛА интегрированных занятий познавательно-творческого характера «ВРЕМЕНА ГОДА»

Подобные циклы можно провести и по другим временам года. Во время прогулок следует организовывать наблюдения за осенними явлениями в природе, беседы в ходе интегрированных занятий по ИЗОдеятельности, ...