"Вороний день - праздник весны, любви и встреч!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Мусинова Людмила Юрьевна

Непосредственно образовательная деятельность познавательно-творческого характера для детей и родителей подготовительной к школе группы направленная на развитие кругозора и расширение знаний о народных праздниках с учетом регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marsh_parkov-2013.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида                

                  Детский сад «РОСИНКА» п. Пионерский Советского района ХМАО-ЮГРА

                                                                         

                                                               

               

              ВСТРЕЧА В СЕМЕЙНОМ  КЛУБЕ «МАМА — ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»

                                                               КОНСПЕКТ            

               НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                 ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ  

         ТЕМА: «ВОРОНИЙ ДЕНЬ — ПРАЗДНИК ВЕСНЫ, ЛЮБВИ И ВСТРЕЧ!»

                                             

                                    (в подготовительной к школе группе)

 

   

       

       

          Автор:  Мусинова Людмила Юрьевна  -  учитель-логопед высшая кв. категория      

                                                                         

                                                                           2013 год

                                                                                         

Занятие познавательно-творческого характера для детей и родителей подготовительной группы детского сада на тему: «Вороний день - праздник весны, любви и встреч»

Интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, художественное творчество.

Ведущая образовательная область: «Коммуникация».

Цель (с детьми): Познакомить детей подготовительной группы с одним из весенних праздников северных народов, создание образа вороны через рисование.

Цель (с родителями): Формировать положительное отношение к занятиям в д/с через совместную деятельность с детьми.

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

-Знакомить детей подготовительной группы с праздником «Вороний день»; с обычаями народов

 Севера.

-Развивать кругозор детей.

-Прививать интерес к национальным обычаям народа ханты.

-Развивать культуру  свободного речевого общения с взрослыми и детьми.

-Воспитывать у детей бережное отношение к птицам;уважительное отношение к праздникам  

 коренных народов Севера.

Образовательная область «Физическая культура»

-Формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной

  деятельности.

-Развивать морально-волевые качества личности, умение управлять эмоциональной сферой,    

 формирующихся в процессе совместных игр.

Образовательная область «Социализация»

-Формировать умение детей участвовать в коллективных мероприятиях, оказывать взаимопомощь

  друг другу, соблюдать общепринятые нормы и правила взаимоотношений между участниками  

  процесса.

Образовательная область «Художественное творчество»

-Способствовать развитию манипулятивной деятельности, укреплению мышц рук через рисование.

-Совершенствовать умение создавать образ вороны через изображение рисунка птицы.

-Развивать творческое воображение.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Словарная работа: закрепить слова — хейро, ягушка, малица, саламат, аракшан.

Задачи: (с родителями)

-Вовлечение родителей в непосредственно образовательную деятельность с детьми.

-Приобщение к истокам народной культуры Севера.

-Познакомить с традициями народа ханты, манси (с элементами и жанрами народного фольклора).

 

Региональный компонент:

-Продолжать знакомить родителей и детей с Красной книгой Югры ; с обитателями заказника «Верхне-Кондинский»

Методы и приемы:

1 Объяснительно- иллюстративный (объяснение, рассказ, картинки).

2. Метод творческих заданий (изображение образа птицы, с использованием разнообразной техники   рисования).

3.Словесный (диалог, речевая игра, пояснение).

4.Игровой (двигательные игры).

Оборудование и материалы:

      1.Конспект занятия;

2.Иллюстрационный материал с примером изображения вороны;

3.Мультимедийная презентация «Красная книга» Югры .

4.Альбом «Хантыйские орнаменты».

5.Бумага, краски, кисточки,салфетки.

6.Диапроектор.

7.Ягоды нашего леса.

8.Плакат «Птицу беречь — природу сберечь!»

Предварительная работа: разработка конспекта занятия, создание мультимедийной презентации «Красная книга» Югры, подборка иллюстраций по занятию (периодической печати, чтение рассказа «Молодая ворона» Хрестоматия, заучивание пословиц и поговорок; создание альбома «Хантыйские орнаменты», агитационного плаката «Птицу беречь — природу сберечь!»).

 

 

                                             Ход занятия:

Логопед: - Ребята, как называется округ в котором мы живем?

Дети: Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе.

Логопед:- Где находиться наш округ?

Дети: На Севере.

Логопед:- Кто коренные жители Севера?

Дети: Ханты, ненцы, манси.

Логопед:- Чем богат наш край?

Дети:.. (ответы)

Логопед:-Что означает «Красная книга» ХМАО- ЮГРЫ?

Дети:...(ответы)

Логопед:-Назовите заповедники Югры.

Дети:.. (ответы)

Логопед:-Сегодня мы поговорим о птицах, которые обитают в Государственном природном заказнике «Верхне-Кондинский».19 видов редких птиц, среди них 3 вида (краснозобая казарка, орлан-белохвост, стерх) занесены в КК РФ, КК ХМАО-Югры, 8 видов (скопа, беркут, большой подорлик, кречет, сапсан, кулик-сорока, филин, серый сорокопут) внесены в КК РФ и ХМАО-Югры, остальные 8 видов (краснозобая гагара, гуменник, обыкновенный турпан, обыкновенный осоед, кобчик, серый журавль, длиннопалый песочник, большой кроншнеп) внесены в КК ХМАО Югры.

                                   

       (рассказ сопровождается показом мультимедийной презентации «Красная книга» Югры)

На обширных болотных массивах заказника наиболее заметны большой кроншнеп, большой веретенник, большой улит, фифи, бекас, дупель, дубровник, луговой конек, серая ворона.

Встретив серую ворону не спешите ее спугнуть. Ворона -  просто птица. Она приносит людям пользу.

С названием этой птицы существует взаимосвязь среди народа ханты и манси.

У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и

передаются из поколения к поколению. Сегодня я расскажу вам о празднике народов Севера «Вороний день».  По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

Дети: Ворона.

                                  (Рассматривание иллюстраций с изображением птицы)

Логопед:- Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь.  Ворона для народов севера всегда была первой птицей, прилетевшей к нам после долгой зимы. Согласно хантыйской легенде, ворона однажды залетела в эти северные края и была удивлена, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все «воронье горло». Ее пронзительное: «кар!», могучей волной прокатилось над северными широтами, отозвавшись эхом в Уральских вершинах. Крик вороны разбудил Землю и человека с которого в этот день  ханты начали вести свою родословную, за что люди навсегда остались признательны вороне.

В 2011 году губернатор Югры Наталья Комарова предложила ввести дату 14 апреля в праздничный календарь округа и праздник «День вороны» стал окружным. И теперь он отмечается повсеместно во вторую субботу апреля. Еще среди народов севера его называют «Вурнга-хатл» или «Урин эква хотал».В Советском районе на территории заказника «Верхне-Кондинский» в Музее под открытым небом «Суеват-Пауль» ежегодно отмечается праздник «Вороний день».

Ребенок: читает стих.  

Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона- первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети- множество забав

Приносит им весенний первый праздник.

Логопед: - Многие народные приметы связаны с этой птицей.

Родители: /рассказывают приметы/

- Весна будет короткой, если первая прилетевшая ворона выберет низкое дерево для отдыха.

- Весна будет долгой, если она предпочтет высокое дерево.

 

Логопед: Накануне праздника, мать говорила детям: «Ложитесь спать пораньше, потому-что завтра надо рано вставать. Кто раньше встанет, пусть сбегает на улицу. Вдруг ворона, летая, что-нибудь принесла в клюве и обронила». Или произносила закличку:- «Бегите скорей на улицу, ворона подарки раздает!». И действительно, дети находили на березе разные вкусности, подарки символизирующие солнце, плодородие.

К вороньему  дню готовятся заранее. Мамы и бабушки заготавливают летом рыбу (солят, вялят, сушат, делают рыбий жир «варку»), заготавливают ягоды, варят варенье.

Игра: «Отгадай ягоду»

(Родителям завязывают глаза. На столе лежат разные ягоды. Они пробуют ягоды и по вкусу определяют, какая это ягода.) Кто больше отгадает название ягод тот и побеждает.

Осенью заготавливают уток, гусей. Все это хранят до весны к празднику Вороньего дня.

Игра: «Узнай по описанию»

(Дети должны по описанию отгадать название птиц .)

Загадки о птицах:

1.На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат...(Цапля).

2.По ночам она летает

Вкусных мышек промышляет

Днем на кочке сидит,

Закрытыми глазами спит... (Сова).

3.Птицы белоснежные

Дружные, верные.

Осенью с нами прощаются,

Весною опять возвращаются... (Лебеди).

4.Буян - мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает... (Воробей).

              5.В воде купался,

  А сух остался... (Гусь).

6.Кар — кар — кар!

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клена

Своим пением … (Ворона).

      Логопед:- Кроме загадок в народном фольклоре живут пословицы и поговорки о птицах. Сегодня мы с вами вспомним «слоганы» о вороне.

     

      Конкурс - эрудитов «Кто больше!» (родители и дети):

     

       - В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

 - В своем гнезде и ворона коршуну глаз выклюет.

 - Ворона летала, да ястребу в когти попала.

 - Знает и ворона, в чем оборона.

 - Сокол с места, а ворона на место.

 - Мала ворона — да рот широк.

 - Метил в ворону, а попал в корову.

 - Народу служить, не ворон ловить.

  - Ворон ворону глаз не выколет.    

 - И черный ворон летает, да невпопад.

 Логопед:- В день праздника мужчины и женщины надевают национальную одежду.

Во что одеваются мужчины народов Севера?

Дети: Малица.

Логопед:-Как называется женская одежда коренных народов?

Дети: Ягушка.

Логопед:-Чем отличается малица от ягушки?

Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.

Логопед:-Чем украшали ягушку?

Дети: Орнаментом.

Логопед:-Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?

(Дети называют орнаменты по образцам и знакомят родителей)

Ребенок: читает стих. хантыйского поэта М. Шульгина

«Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей...»

 

Логопед:-С раннего утра  женщины на священном месте в стойбище - арашкан ( место костра), готовят традиционное национальное угощение – саламат (каша из молотой крупы на бульоне с олениной). Старейшины собираются  вместе для проведения священных обрядов, а молодежь в это время развешивает на деревья круглые бублики, символизирующие солнце. Около какого дерева собираются дети и женщины?

Дети: У березы.

Логопед:-Для чего они там собираются?

Дети: Они приносят цветные тряпочки, ленточки и привязывают на березу.

Логопед: - Зачем они это делают?

Дети: Женщины кланяются дереву и просят о благополучии семьи и здоровье детей.

Логопед:-Чем еще занимаются женщины и дети на этом празднике?

Дети: Поют и пляшут.

Логопед:-Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

                           (звучит музыка народная манси «Оленята» обр.  В.Ударцев.)

Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Хейро», значит солнышко.

Подвижная игра «Хейро»

Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро» т.е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

 

Подвижная игра «Утка и утята»

В этой игре выбирается водящая – мама «Утка», а все остальные дети - утята. На стулья садятся друг против друга две девочки, ноги вытягивают вперед. Носки соединяют, получается «мостик».

«Утка» зовет своих утят поскорее перебраться на тот берег. Утята выстраиваются друг за другом вслед за уткой мамой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот кто заденет, выходит из игры, остальные переходят на другой берег.

«Утка» снова строит своих утят, и они снова перешагивают через «мостик», высота которого превосходит первый мостик (девочки скрещивают ноги и соединяют их).

И так до тех пор, пока на другой берег не перейдут все утята.

Игра - соревнование (для родителей)  «Хват без перехвата».

Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.

Игра - соревнование (для детей) «Перетягивание палки».

Дети садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.

Конкурс — рисунков: «Сказочная птица - ворон»» (рисуют совместно родитель-ребенок)

Подведение итогов конкурса: - «Лучший домик для птиц» (домашнее задание);

                                                    - «Лучший рисунок вороны» (совместная деятельность).

Логопед: - Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

И закончить нашу встречу я бы хотела строками из стихотворения Р.Ругина:

«С той поры, когда в родном селенье

Стал я понимать людскую речь,

Врезалось мне в память наставленье:

Нашу землю вечную беречь!»

               

    (рассматривание агитационного плаката «ПТИЦУ БЕРЕЧЬ — ПРИРОДУ СБЕРЕЧЬ!»)

 

   

   

                                             

                             

 

     

 

 

 

 

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к празднику весны и веселья коренных народов севера ханты и манси "Вороний день"

7 апреля  народы ханты и манси отмечает праздник «Вороний день» - это праздник весны и веселья. В этот день люди вставали рано утром, жарко топили печи, наряжались в красивые наряды, ...

Сценарий к празднику весны "Дружно мы весну встречаем!"

Сценарий для второй младшей группы детского сада....

Сценарий фольклорного праздника «Россыпь народных праздников» (Весна) «Весну встречаем, Зиму провожаем!»

Праздники на Руси любили. Потому что народ умел трудиться. Умел и веселиться. В народе говорили: Примечай будни, а праздники сами придут. Кто хорошо поработает, тот хорошо и попразднует.. Русские праз...

Занятие познавательно-творческого характера на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»

Занятие познавательно-творческого характера на тему: «Вороний день - праздник весны и жизни»Образовательные цели:·       Учить понимать смысл зага...

Сценарий национального праздника народов ханты и манси «Встреча весны - «Вороний день» в подготовительной группе

Сценарий  национального праздника народов ханты и манси«Встреча весны - «Вороний день»в подготовительной группе     Ворона по небу летит,Земля проснулас...

Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народов севера «Вороний день»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «МАЛЫШОК» Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народ...