Наглядно-дидактическое пособие «Казаки. Казачья хата»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Человек не может жить без духовной опоры и нравственных ориентиров. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Они обращаются к своим корням, поэтому проблема, возрождения казачества,  не теряет своей актуальности.  Именно казачество, в основе которого лежат идеи православия, единства, равенства, безграничной любви к Родине, может помочь нам воспитать детей более нравственно крепких и сильных, толерантных и справедливых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.p._kazaki_kaz.hata_.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядно-дидактическое пособие  «Казаки. Казачья хата»

Актуальность

Человек не может жить без духовной опоры и нравственных ориентиров. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Они обращаются к своим корням, поэтому проблема, возрождения казачества,  не теряет своей актуальности.  Именно казачество, в основе которого лежат идеи православия, единства, равенства, безграничной любви к Родине, может помочь нам воспитать детей более нравственно крепких и сильных, толерантных и справедливых. А для этого мы и наше подрастающее поколение должны хорошо знать историю нашего края и традиции Кубанского казачества.

Проблема

Беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний о казачестве, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое об историческом прошлом родного края. Если конспекты занятий и дидактических игр по данной теме можно найти, используя методическую литературу, интернет ресурсы, то наглядность всегда оставалась проблемой для воспитателей. Распечатанные картинки не вызывают у детей столь глубокого интереса и эмоционального отклика, как те пособия к которым можно прикоснуться и поиграть. Поэтому  было разработано  дидактическое пособие для старших дошкольников «Казаки. Казачья хата».

Цель использования пособия:

Формирование у детей знаний об истории, культуре, традициях кубанского казачества.

Задачи:

Знакомить с историческим прошлым Кубани, жизнью и бытом казаков.

Развивать желание больше узнать о своей малой родине.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за прошлое.

        Описание:

        Дидактическое пособие «Казаки. Казачья хата» имеет практическую направленность и удобно в проведении дидактических игр в НОД и в самостоятельной игровой деятельности.

        В пособие входят:

  • Казак, одетый в казачью форму: черкеску (с нашивками для газырей), пояс с имитацией серебряных наконечников, кинжал, бешмет, синие шаровары с красными  лампасами, красный башлык, папаху, черные кожаные сапоги и бурку.
  • Казачка одета в нарядную кофту  с басочкой, красную яркую юбку, расшитую цветами и фигурной тесьмой (как украшали когда-то казачки свои наряды), нижнюю юбку – «спидницу», из белого ситца с вышивкой, на ногах красные кожаные полусапожки, на голове лента, её наряд дополняют платок и тулуп.  Вся одежда легко снимается с кукол и одевается, для того, чтобы дети могли лучше рассмотреть и поиграть, закрепляя названия казачьей одежды.
  • Миниатюрный макет         казачьей хаты, стены побелены, крыша покрыта соломой, передняя стена отсутствует, чтобы дети могли лучше рассмотреть внутренние убранства хаты. Центральное место, как и положено, занимает печь, около неё ухват и кочерга.  На печи находится лежанка с подушкой и лоскутным одеялом. Рядом с печкой стоит стол, застеленный белой вышитой крестиком скатертью. На столе стоят чугун, в котором казаки варили кашу и борщ, и крынка для хранения молока. В углу комнаты – кровать, укомплектованная периной, простынкой, лоскутным одеялом, подушками и покрывалом, вышитыми в стиле кубанского казачества. Рядом с кроватью висит люлька для младенца – зыбка. В ней находится малыш, завёрнутый в одеяльце и кружевной уголок. Здесь же, рядом с кроватью стоит сундук для хранения одежды. Внутри все выглядит красиво и нарядно. Стены в комнате украшены старинными фотографиями, вышитыми рушниками, на полу лежат коврики и дорожки.

Дидактическая игра «Одень казака и казачку».

Цель: учить различать одежду кубанских казаков, её назначение, название.

Оборудование: куклы - казак и казачка, предметы одежды.

Варианты игр.

1 вариант. Воспитатель читает описание одежды. Дети отгадывают её название и подбирают соответствующий предмет одежды. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

2 вариант. Воспитатель раздает предметы одежды. Дети должны назвать её, рассказать об особенностях и назначении.

Описание мужского казачьего костюма

Казаки носили бешмет из тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др. Иногда на груди пришивали небольшие карманы. Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах– сапоги.

Черкеска шилась из черного сукна. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.  Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.

Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки.

Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи, которыми укутывали в непогоду шею. 

Описание женского казачьего костюма

Женский костюм состоял из юбки и кофты, назывался «парочка». Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, на манжетах. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, бисером.

 Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.

Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

На голове красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах. Зимой казачки носили – тулуп.

Занятие по нравственно – патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

 «Традиции и быт родного края» с использованием дидактического пособия «Казачья хата».

Программные задачи:

- познакомить детей с казачьей хатой, ее убранством, предметами быта;

-  прививать интерес к традиционной культуре кубанских казаков;

Оборудование: макет кубанской казачьей хаты.

Словарная работа: казаки, хата, рушник, ухват, кочерга, чугун, крынка, зыбка.

Ход занятия.

Вступление:

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Основная часть:

Воспитатель:

Издавна на Руси жили казаки. Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки - казаки на Кубани.

Обживая земли, казаки строили себе жилье: мазанки, хаты.

(Дети подходят и рассматривают макет хаты)

Хаты строили из самана, обмазывали глиной с обеих сторон. Хата внутри и снаружи белилась. Белый цвет – символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол обмазывался глиной.

         Как вы думаете, что было внутри?                             (ответы детей)

В  каждой хате была русская печь, на ней не только готовили еду, она являлась символом благополучия в доме, семейного тепла. Сверху на печи была лежанка, где спали дети и старики, потому что это было самое тёплое место в хате.

(Дети рассматривают  макет печи). 

 Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол. «Стол – то же, что в алтаре Престол», а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви.                        

Ребята, а что вы любите кушать?                   (ответы детей)

На Кубани угощали блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

А вот какой чугун, в котором варили ароматный борщ и вкусные каши.

 (рассматривание макета чугуна). Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.  Особенно казаки любим тыквенную кашу с молоком, которое хранили в крынке. Это глиняный кувшин. Молоко там не прокисало много дней. (Рассматривание крынки).

А как вы думаете, зачем нужно это приспособление?    (Ответы детей)

(рассматривание  ухвата)

 Это ухват. С его помощью можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым можно было разгрести в печи жар – это кочерга.                      

(Рассматривание макета кочерги).

        В  хате располагалась кровать.  На ней перина, лоскутное одеяло, вышитые покрывало и подушки.

В семье казака всегда было несколько детей и новорожденного ребенка укачивали в подвесной люльке, которую вешали около кровати. Эта люлька называлась - зыбка.

        Одежду казаки хранили в сундуках.  (Воспитатель показывает сундук).

Стены в комнатах белили, на пол стелили коврики, дорожки, которые сами хозяйки ткали, шили. Все выглядело красиво и нарядно. Стены в комнате украшены старинными фотографиями, вышитыми рушниками.

Чего только не было в  казачьей хате, но каждое приспособление имело свое место и значение, к нему очень бережно относились.

Закрепление:

Дидактическая игра:  «В хате или в доме».

Воспитатель произносит названия предметов казачьей хаты и современного дома, а дети отвечают, где можно встретить этот предмет в современном доме или хате.

 (Слова: телевизор, ухват, диван, печь, кочерга, чайник, крынка, кастрюля, чугунок, шкаф, сундук, полотенце, рушник, кроватка, зыбка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ№15 станицы Новоивановской Новопокровского района Краснодарского края Опыт работы Кравченко Л.В. по теме «Музей «Казачья хата» в ДОУ как средство приобщения дошкольников к русской и кубанской культуре»

Внедрение регионального компонента «Совместная деятельность с детьми по ознакомлению с Кубанью»  имеет важное значение в воспитании у подрастающего поколения нравственно-патриотически...

ЦОР"Кубанская казачья хата"ЧАСТЬ 1

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С БЫТОМ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ...

ЦОР "Кубанская казачья хата"ЧАСТЬ 3

знакомство с бытом казаков...

ЦОР "Кубанская казачья хата"ЧАСТЬ 2

знкомство детей с бытом кубанских казаков...

Мастер-класс "Казачья хата"

Мастер-класс по аппликации "Казачья хата"...