"Встреча с Байанаем"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель:   обогащать и расширять знания детей о национальных видах спорта

               Республики Саха (Якутия).   

 

Образовательные задачи:

- закрепление двигательных навыков, полученных на занятиях по физкультуре;  

- закрепление умения вести диалог с педагогом: отвечать на поставленные вопросы не перебивая друг друга и взрослого, читать схему;

- закрепление правил передвижения в помещении.  

Развивающие задачи:

- развитие коммуникативных способностей; мышления, внимания; логики,

- развитие ловкости, выносливости, быстроты, силы.

 Воспитательные задачи:

- приобщение к физической культуре народа Саха через нетрадиционные народные игры, - поощрение чувства товарищества, решительности, мужества, силы, уверенности в себе.

- воспитание бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Физическая культура.             

Оборудование: мешочки с песком, кегли с изображением животных, 2 пары лыж, 2 рюкзака, «костер, сложенный из палочек с лампой внутри», игры В.В. Воскобовича: «Нетающие льдинки», «Лепестки», «Волшебная восьмерка 2-3», «Умные стрелочки», развивающая среда «Фиолетовый лес».

Технические средства: экран, проектор, USB.

Участники: мальчики подготовительных групп, Бэргэн-инструктор по физкультуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baay-bayanay_pokaz.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:   обогащать и расширять знания детей о национальных видах спорта

               Республики Саха (Якутия).   

Образовательные задачи: 

- закрепление двигательных навыков, полученных на занятиях по физкультуре;  

- закрепление умения вести диалог с педагогом: отвечать на поставленные вопросы не перебивая друг друга и взрослого, читать схему;

- закрепление правил передвижения в помещении.  

Развивающие задачи:

- развитие коммуникативных способностей; мышления, внимания; логики,

- развитие ловкости, выносливости, быстроты, силы.

 Воспитательные задачи:

- приобщение к физической культуре народа Саха через нетрадиционные народные игры, - поощрение чувства товарищества, решительности, мужества, силы, уверенности в себе.

- воспитание бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Физическая культура.              

Оборудование: мешочки с песком, кегли с изображением животных, 2 пары лыж, 2 рюкзака, «костер, сложенный из палочек с лампой внутри», игры В.В. Воскобовича: «Нетающие льдинки», «Лепестки», «Волшебная восьмерка 2-3», «Умные стрелочки», развивающая среда «Фиолетовый лес».

Технические средства: экран, проектор, USB.

Участники: мальчики подготовительных групп, Бэргэн-инструктор по физкультуре.

Ход праздника:

1 часть. Вводная.

 В спортивном зале стоит экран. Мальчики в спортивной форме выходят в колонне по одному на площадку. Праздник открывает знатный охотник Бэргэн (инструктор по физкультуре).

Примечание: Бэргэн - якутский охотник, соблюдающий все обычаи и традиции охоты, эталон ловкости и меткости.

Бэргэн: Дорогие дети! Ноябрь месяц по якутскому календарю называют месяцем «Байаная – духа Охоты».

Поэтому сегодня мы отправимся с вами на охоту, выберем лучших охотников. Но пойдем мы не в обычный, а в сказочный фиолетовый лес.   Для этого нам нужно рассмотреть маршрут – на экране схема маршрута (использованы игры В. В. Воскобовича: «Волшебные веревочки», «Лепестки», «Нетающие льдинки». «Умные стрелочки», развивающая среда «Фиолетовый лес») – мальчики в колонне по одному двигаются по периметру зала.

(дети читают схему маршрута на экране)

  • имитация ходьбы на лыжах, широким шагом  - сугробы из игры «Лепестки»
  • ходьба между «деревьями» (ходьба между ориентирами «змейкой») - деревья из развивающей среды «Фиолетовый лес»
  • прыжки с льдинки на льдинку (прыжки с правой ноги на левую по дискам) – геометрические фигуры из игры «Нетающие льдинки»
  • имитация в ходьбе оленя (бег широким шагом, руки скрестив над головой) – фигурка  оленя
  • бег  налево (направо) по команде («Ветер») – игра «Умные стрелочки»
  • ходьба в колонне по одному. Перестроение в круг.

(на экране красные стрелочки маршрута  изменили цвет на зеленый: маршрут пройден)

2 часть. Основная.

Бэргэн: У всех диких животных, рыб, птиц есть по якутским поверьям свой дух (иччи) - хозяин. Это хозяин тайги Баай-Байанай. Он бережёт лес от разорения, браконьеров. Удачу    в охоте дает только тем охотникам, кто соблюдает правила поведения в лесу. Добрый охотник, прежде чем начать на охоту, всегда попросит милости, удачи у хозяина тайги Байаная.

 И мы сейчас тоже попросим удачи.    

(Берген  разводит огонь в «костре, сложенном из палочек с лампой внутри» и проводит обряд: угощает духа охоты и огня кумысом)

Примечание: обряд угощения духа охоты проводится до начала охоты, с целью задобрить духа, попросить удачи.

Бэргэн: Кушай, кушай Байанай!

               Зверя, птицу пригоняй! (дети повторяют 2-3 раза)

Примечание: Байанай - дух охоты народа Саха.

(на экране видеопоказ встречи с Байанаем)

Байанай:                         Ух! Ух! Ух!

                                   Я таёжный, древний дух

                                   Возьми зверя, возьми птицу

                                   Хоть медведя, хоть лисицу!

                                   Но всегда знай свою меру!

                                   Вы знаете, какие обычаи и законы есть у охотников?

(на экране появляются схемы-карточки - ответы детей)

 - обычай угощать огонь

- обычай оставлять в зимовке - еду, спички, дрова,

- обычай самоограничения в охоте и рыбалке (не стрелять много дичи, не ловить много рыбы)    

- обычай угощения соседей дарами природы, добычей;  

- обычай взаимопомощи, дружбы и товарищества;  

Байанай: Молодцы, охотники! Я доволен!

Бэргэн: Спасибо тебе, Байанай!

Представляем тебе будущих охотников.

Команды: «Куобах» и «Бэрэ»

Бэргэн: Запомните, пожалуйста основные правила соревнований:

- быть честным и справедливым в состязаниях;

- стремится доводить борьбу до конца;

- не зазнаваться, одержав победу в состязаниях;

- не печалиться в случае проигрыша.

Берген: За каждое заработанное очко вы будете получать шишку (дети считают шишки и выкладывают результат на игре «Волшебная восьмерка 2»

Бэргэн: Слушайте, правила первого этапа: «Ты сначала побеги, свою удаль покажи!»

1 эстафета: «Самый быстрый охотник»

- бег до ориентира взять дощечку (игра В.В.Воскобовича «Волшебная восьмерка»3) и обратно на финише построить охотничий домик

Бэргэн: Правила второго этапа: « Покажи свой меткий глаз, будешь лучшим ты сейчас!»

2 эстафета: «Меткий охотник» (метание мешочка с песком в цель - кегли                                 с изображением животных)

Бэргэн: Молодцы! Продолжаем состязания лучших охотников.

Бэргэн: Запоминай правила третьего этапа: «Свою удаль покажи, как олень ты поскачи!»    

3 эстафета: Прыжки «Ыстанга-олень» (три прыжка в длину с места широким шагом)

Бэргэн: Выполняй правила четвертого этапа: «Свою силу покажи, что охотник, докажи!»    

4 турнир: элементы борьбы «Хапсагай» (якутская игра «Сильный Боотур)

На полу чертятся на расстоянии 3 м две параллельные линии. Между ними становятся два мальчика. Они кладут руки друг другу на плечи. По сигналу начинается борьба: каждый старается вытеснить противника за черту.

Бэргэн: запоминай правила пятого этапа «Свою ловкость покажи, что охотник покажи»        

5 эстафета «Соколиный бой» Мохсоцол охсупуута (якутская народная игра)

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги.

Правила игры: Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом.

Бэргэн: Слушай правила шестого этапа: «Свою гибкость покажи, что везде в лесу пролезешь покажи»        

6 эстафета «Водопой из проруби» - ойбонтонуулааьын (якутская народная игра)

Положение в широкой стойке, руки за спиной. Не сгибая ноги, наклониться, поднять с пола, захватив ртом берестяную посуду. Победу присуждают тому, кто поднял предмет с пола и принял исходное положение.

Бэргэн:   А теперь возвращаемся домой с добычей.  

(на экране появляются охотники с добычей)

7 большая эстафета: бег на лыжах с рюкзаком на спине до ориентира и  обратно.

Итог  подводит Бэргэн (показывает результаты на игре «Волшебная восьмерка 2»)

Рефлексия.

Бэргэн:  Молодцы ребята! Вот и заканчивается наш праздник - соревнования охотников. Послушаем  хозяина, духа охоты – Байаная.

(на экране видеопоказ встречи с Байанаем)

Байанай: Поздравляю сильных, ловких, выносливых, сообразительных участников соревнования! Вы все приняты в ряды будущих охотников.  Я буду всегда рад видеть вас в моём лесу. Тайга - дом для многих животных и птиц.  Тайга кормит, одевает и дарит тепло человеку. С древних времён люди дружат с природой и вы, дети, будьте друзьями природы! В подарок я вам принес  кедровые шишки.  

(на экране появляется корзинка с шишками)

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Байанай бырааhынньыгын сценарийа

Сыала: Байанай ыйыгар анаан ыытыллыбыт улэни тумуктээьин . Саха киьитин торут       дьарыга булт  туьунан о5олор билиилэрин  чинэтии, обугэлэр угэстэрин, булт с...

Проект «Байанай – дух охоты»

Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.Участники проекта: воспитатель, дети, родители, пдо по якутскому языку.Возраст детей: 5-6 лет.Продолжительность: ноябрь (1 неделя...

Байанай кунэ

Байанай кунугэр а5алар уолаттарын кытары таайалларыгар аналлаах оонньууОоньууну Антонова Е.Н. онордо...

Сценарий утренника посвященный дню «Байанай» Тема: «Лесное происшествие.

Данный сценарий посвящен к празднованию дня "Байанай".  "Байанай" - (якут. Байанай, Бай Байанай) — дух-хозяин природы, покровитель охотников в...

В гости к Байанаю на якутском языке

Байанайга ыалдьыттыыбыт.Сыал/сорук:Оҕо ойуур, булт туһунан билиитин улахан киһитэ суох бэйэтин баҕатынан дьарыктаныы көмөтүнэн хатылааһын.• Көрдөөн булуу ньыматын, толкуйдуур дьоҕуру, ситимнээхти...

Проект «Байанай – дух охоты»

Тип и вид проекта: творческий, групповой.Участники проекта: воспитатель, дети, родители.Возраст детей: 6-7 лет.Продолжительность: месяц ноябрь.Актуальность: Отношение человека к правилам поведения в п...