Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Сабирьянова Гульнара Габдрашитовна

Формирование у детей интереса к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_kult._rb_-_podgot.gr_.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

      Детский сад №1 «Ромашка» МР Учалинский район   Республики  Башкортостан

     

                                                                            Утверждаю:                                                                  

 Заведующий  МАДОУ Д/С «Ромашка» № 1

                                             МР Учалинский район РБ

_____________________ Фазлуллина Ф.Ф.

                                                                                                           

                 Конспект открытого мероприятия:      

                  ООД по познавательному развитию                                    

       в  подготовительной группе № 10 «Божья коровка»

   на  тему: « Знакомство  детей  старшего  дошкольного  

           возраста  с  культурой  башкирского народа.»                                                    

                                                     

                                                 Воспитатель первой категории

                                                                Сабирьянова Гульнара Габдрашитовна

 

   

                                                                 Учалы – 2015

Интеграция образовательных областей:

-  социально-коммуникативное развитие - ( нравственное и патриотическое воспитание);

-  познавательная область - ( приобщение к социально-культурным ценностям);

-  речевое развитие - ( развитие речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи.);

-  художественно-эстетическое развитие – ( приобщение к искусству( к музыке), музыкальная деятельность( слушание, пение, музыкально-ритмические движения.));

-  физическое развитие – ( физическая культура – ( подвижные игры.)).

Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям.

Задачи:

Образовательные:

-  расширять представления детей  о Башкирии, как о родном крае, как о том  месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского  народа;

-  познакомить детей с творчеством Мустая Карима;

-  продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа ( с легендами );

-  продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;

-  продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными  инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

Развивающие:

-  развивать память, сообразительность, находчивость;

-  развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;

-  обогащать словарный запас и расширить кругозор;

-  развивать двигательную активность .

Воспитательные:

-  воспитывать патриотические чувства,  любовь к национальной культуре;

-  формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;

-  формировать чувства толерантности.

Предварительная работа: 

-  проведение НОД: «Наша Родина – Башкортостан!», «Символика Башкирии: гимн, герб, флаг», «Наш город», «Башкирский поэт – Мустай Карим»;

-  рассматривание фотографий, иллюстраций о музыкальных инструментах ,  чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае, башкирских сказок;

-  прослушивание башкирских мелодий, исполненных на народных инструментах;

-  проведение праздника: «Край мой родной, Башкортостан!»;

-  экскурсии в библиотеку, музей, по достопримечательностям  родного города;

Словарная работа: культура, традиции, поэт, портрет, легенда, кубыз, домра, курай, кубызист, домрист, кураист, озон кой, кыска кой.

Индивидуальная работа:

-  с Аидой и Данилом продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливого произнесения слов и словосочетаний в рассказывании легенд;

-   с Анжелой, Ильей К. и Самирой над выразительным чтением стихотворения «Родина»;

-   с подгруппой детей над совершенствованием диалогической речи: умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

-  с Алиной, Амалией, Раилем и Тимуром над развитие навыков пения с инструментальным сопровождением;

-   с подгруппой детей над формированием умения двигаться по кругу и  в хороводах, ритмично выполнять движения, простейшие перестроения;

-   с подгруппой детей над закреплением правил народных игр и умением выполнять действия взятой на себя роли, согласовывая слова с игровыми действиями.

Демонстрационный материал: презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», сборник башкирских народных легенд и сказок, народные музыкальные инструменты (кубыз, домра, курай), головные уборы для девочек и мальчиков, маски: волк, козлята, платок.

Оборудование: мультимидийный проектор, указка.

Методы и приемы:

Словесные:  беседа, вопросы, исправления, дополнения, оценка ответов, объяснение, загадки, художественное слово.

Игровые: народные п/и: «Курай», «Наза эбей».

Наглядные:  презентации: «Природа Башкортостана», «К 100-летию Мустая Карима», «Легенда о семи девушках», «Музыкальные инструменты Башкир», народные музыкальные инструменты (кубыз, домра, курай).

Инновационный метод: презентации.

                                                       

                                       Ход образовательной  деятельности:

   Дети  под  музыку  входят  в зал  и  становятся  полукругом .

  -  Ребята , сегодня  к  нам  пришли  гости .  Давайте  их  поприветствуем .

 - Ребята , сегодня  у  нас  необычное ,  праздничное  мероприятие . Мы  поговорим  о  культуре нашего края,  вспомним, что  мы  о  нем  знаем.

-   В какой республике мы с вами живем?

-   Столица республики Башкортостан?

-   Кто такой Салават Юлаев?

-   Как называется наш город?

-   Каждый из нас Башкортостан называет своей Родиной. Но свою родную республику надо уметь любить, какой бы национальности ты не был.

                                    Песня:  «Башкортостан – Родина моя!»

-   Ребята, давайте внимательно посмотрим на этот портрет.  Это знаменитый поэт Башкортостана – Мустай Карим. В этом году наша республика празднует 100-летие со дня его рождения. И чтобы поближе познакомиться послушаем его стихотворение.

                                  Стихотворение : «Родина» М.Карим.

Мы рассказать хотим о том, как мы живем в краю родном.                          
Мой край, родной Башкортостан, ты лучше всех далеких стран.                     
В такой чудесной стороне живу, и счастлив я вполне.                                                                                

Ты славен лесом, криком птиц.  Кумысом славных кобылиц.                  
Горы, реки и поля-все это Родина моя!                                   
Вот двор, где есть друзья. Вот школа, дом, семья.                           
                                                                                                                                                                          Вот рой пчелы, вкус меда, и добрая душа народа.                                                                             Здесь вырос мой отец и дед, и я здесь буду жить, учиться!                     
Чтобы тебе, мой край родной, так скоро пригодиться.        
                                                                                                                                                      Башкортостан - надежда наша. Как я люблю тебя!                       
В твой день рождения желаю: цвети Республика моя!

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с легендами башкирского народа. Послушайте легенду о семи девушках.

    «В одном селении жили семь сестер красавиц. И были они самыми красивыми и желанными невестами. Никто не мог отличить одну красавицу от другой, так они были похожи и лицом, и станом, и характером.  

    Однажды красавиц похитил злой хан, желая взять их в жены. Но они ему отказали и решились бежать из плена.

    Хан догнал убежавших девушек у подножья горы, у самого обрыва. И тогда башкирские красавицы сбросились со скалы  погибли, сохранив свою честь и достоинство.»

-  Сейчас наши девочки  исполнят танец посвященный этой легенде.

                                                  Танец: «Семь девушек.»

-  Танцы  башкирского народа передавались из поколения в поколение. Без них не обходился ни один праздник, потому, что башкиры , ребята , очень  музыкальный  народ . Они  отличные  танцоры , певцы  и  музыканты .

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.

-  Про курай написано много стихов, песен, сказок и легенд. Послушайте, ребята, легенду о курае.

«Однажды джигит бродивший в лесу услышал дивную мелодию. Это был голос сухого курая, под дуновением ветра издавал мелодию. Тогда джигит срезал его стебель и стал дуть в него. Так он научился играть на курае знакомые мелодии и сочинять новые напевы.»

-  Ребята, теперь вы знаете, как появился курай. И с тех пор башкирский народ играет на нём свои задушевные мелодии.

-  У башкир очень много народных игр, в которые играли дети раньше и играют теперь.                                                                                                                                                

                                                          Игра: «Курай.»

-  А сейчас мы узнаем на каких  музыкальных  народных  инструментах еще  играли  башкирские  музыканты .                  

                        Презентация: «Музыкальные инструменты Башкир»

                              1.        Лицом  повёрнут  к  твоему  лицу ,

        Дёрнешь  его  за  язычёк –

        Назад он прыгнет .  ( Кубыз .)

                              (Показ музыкального инструмента).

-  Дети, это самый древний башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз. Это металлическая дуга с язычком посередине. Когда на нём играют, звучит мелодия.  Послушайте игру на кубызе, её вам исполнит наш гость.

                                                   (Игра на кубызе).

-  На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Кубыз).

-  Как называют музыканта игравшего на кубызе? (Кубызист).  

                                 2.Только тронешь – запоёт,

                                     Людям радость принесёт.

                                     У неё звенит струна,

                                     Голосом поёт она.  (Домра)

                                (Показ музыкального инструмента).

-  На этом инструменте играют и женщины и мужчины. Он сделан из дерева имеет грушевидную форму. Послушайте звучание инструмента.

                                                 (Игра на домре).

-  На каком музыкальном инструменте играл музыкант? (Домра)

-  Как называют музыканта игравшего на домре? (Домрист)

                                    3.Дитя во поле растёт,

                                       Принесёшь домой, поёт.

                                       Я на нем пять дырок сделал,

                                       Начал дуть да подувать.  (Курай)

                                    (Показ музыкального инструмента).

- Он похож на дудочку. Изготавливают его из стебля сухого растения, который называется – курай. Вырезается из стебля тонкая трубка, на ней проделывают пять отверстий и инструмент готов.

                                    (Звучит мелодия курая – озон  кой).

-  Ребята, на каком музыкальном инструменте сейчас играли? (На курае)

-  Как называют музыканта игравшего на курае? (Кураист)

-  Какое у вас теперь настроение?(Грустное) А грустное оно потому, что мелодия протяжная, долгая, а называется она озон кой .

-  Курай гордость башкирского народа. На нем очень любят играть башкиры. А как красиво и мелодично он звучит. Давайте еще послушаем звучание курая.

                                    (Звучит мелодия курая – кыска кой).

-  Какое у вас теперь настроение?(Веселое) А веселое  оно потому, что мелодия быстрая, веселая, а называется она кыска кой .

-  А теперь послушаем как все эти инструменты звучат вместе.

                         Ансамбль башкирских народных инструментов.

        Игра: «Наза эбей.»

-  Народные игры создавались веками, поэтому мы не должны их забывать, т.о. сохраняя традиции башкирского народа.

Как  мы нарядны и красивы,

Как весело – посмотри,

Давайте вместе мы попляшем,

Взялись за руки, раз, два, три.

Звучит башкирская мелодия

И не устоишь на месте.

                                               «Парный башкирский танец.»

Великую землю, любимую землю.                                  

Где мы родились и  живём.                                               

 Мы Родиной светлой,

 Мы Родиной милой.                                       
Мы Родиной нашей зовём.    

Мы дети Родины, своей большой страны. 
Мы всех счастливей, всех сильней,                                
Покуда вместе мы!
                                       

                                         Песня : «Башкортостан – ильгенам»

- Вам  понравился  наш  праздник ?

-  Как зовут знаменитого башкирского поэта, написавшего  стихотворение «Родина», которому в этом году исполняется 100лет?

-  С какими легендами башкирского народа вы сегодня познакомились?  

-  С какими башкирскими народными музыкальными инструментами вы сегодня  познакомились? (Кубыз, домра, курай)

-  Как называется мелодия протяжная, долгая? (Озон кой)

-  Как называется мелодия быстрая, веселая? (Кыска кой)

-  В какие башкирские народные игры вы играли?

 - Ребята , раз  мы  родились  живём  в  Башкирии , мы  должны  знать  свою  культуру , свой  язык , свои  обычаи  и  традиции . Пусть  всегда  будет  мир  и  дружба  в  этом  удивительном  краю . Здесь  хватит  места  для  всех  на родов .

 - А теперь, ребята , поблагодарим  наших  гостей за то, что они нашли время прийти к нам и дали возможность услышать живое звучание башкирских народных инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваПроведение праздника "Шумбрат, Мордовия! ", посвященного 1000-летию единения мордовс...

Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваВ нашем садике была объявлена выставка поделок к 1000-летию мордовского народа. Я с детьми изготовила мо...