Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию.
картотека (подготовительная группа) на тему

Соловей Юлия Анатольевна

Картотека дидактических игр

по нравственно-  патриотическому воспитанию 

для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kartoteka_patrioticheskih_igr.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию Подготовила: Воспитатель Соловей Ю.А. г. Выкса. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводиться на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей. « Мой адрес…» Цель : формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города (поселка, деревни), номер дома, квартиры, телефона ,этаж; развивать внимание, память; воспитывать любовь к своему дому и семье. Материал : мяч Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. «Наш детский сад ». Цель: формировать представление детей о детском саде, его сотрудниках, знания обязанностей работников детского сада; развивать ориентировку в пространстве (умение ориентироваться по плану); воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, любовь к детскому саду. Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. План дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада. По плану дети ориентируются в пространстве. МБДОУ детский сад № 27 «Сказка»

Слайд 2

«Моя Родина» Цель: формировать представления детей о Родине, столице нашей страны; развивать кругозор, связную речь; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. Материал: иллюстрации, фотографии, книги о Родине, стихи, пословицы, поговорки. Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают. «Малая Родина» Цель: формировать представления детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Выксы; развивать внимание, память, кругозор детей; воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу. Материал: иллюстраций, фотографий города Выксы и Нижегородской области Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают. «Хорошо или плохо» Цель: формировать представление детей о значение слов «простите, извините»; воспитывать дружеские взаимоотношения, уважительное отношения к окружающим, справедливость и честность; развивать умение извиняться, признавать свою вину или уметь отстаивать свою правоту, способствовать развитию самоконтроля. Материал: настольная игра «Хорошо и плохо» Ход игры: Во время игры, объяснить как нужно себя вести в той или иной ситуации, способствовать находить причинно-следственные связи, и что можно делать в данной ситуации, применяя вежливые слова. «Путешествие по маршруту добра» Цель: формировать представления детей о том, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения окружающих; воспитывать дружеские отношения, доброжелательность к окружающим людям; способствовать развитию умения детей соблюдать правила поведения, этикета. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

Слайд 3

« Флаг России» Цель: способствовать формированию представлений детей о флаге своей страны, закрепить основные цвета флага, что они обозначают; развивать внимание, память, кругозор детей, связную речь; воспитывать патриотизм, уважение к символике страны. Материал : настольная игра «Собери флаг». Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России. « Герб России» Цель: формировать знания детей герба своей страны, что изображено на гербе; развивать внимание, память, кругозор детей; воспитывать уважительное отношение к символике страны, патриотические чувства. Материал : Настольная игра «Собери герб». Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки. «Найди флаг» Цель: способствовать формированию знания флага своей страны; развивать знания основных цветов флага, что они обозначают; воспитывать патриотические чувства, уважение к символике стран. Материал: картинки с изображением разных флагов Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный «Найди герб России, Нижегородской области, города Выкса» Цель: способствовать формированию знаний герба своей страны, города, области, что они обозначают; развивать внимание, память, логическое мышление, кругозор детей; воспитывать патриотизм, уважительное отношение к символике страны, области, города. Материал ;картинки с изображением разных гербов Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный.

Слайд 4

«Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; развивать доброжелательность, уважительное отношение к домашнему труду; воспитывать желание оказывать помощь в выполнении домашних обязанностей. Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома. «Моих родителей зовут…» Цель : Способствовать развитию знания детьми имени и отчества родителей, дедушек , бабушек; формировать представление о родственных связях; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение к старшему поколению. Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. « Кто и в какой стране живет?» Цель : формировать знания детей о мире, людях которые населяют его, формировать умения употреблять суффик -ец ; развивать кругозор детей, любознательность, связную речь, логического мышления; воспитывать толерантное отношение ко всем национальностям на планете Земля. Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его называют: Китай-китаец, Африка-африканец и т.д. «Моя семья» Цель: формировать представление о себе, как о члене семьи; развивать представления семьи в жизни человека, способствовать развитию желания рассказывать о членах своей семьи; воспитывать чувство гордости за свою семью, любовь к близким и дорогим людям. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями, генеалогическое древо семьи. Ход игры : Воспитатель предлагает ребенку рассказать о своей семье с опорой на фотографии.

Слайд 5

«Путешествие по городу Выкса» Цель : формировать представления детей о родном городе, достопримечательностей города, с памятниками культуры; развивать любознательность, кругозор, связную речь; воспитывать любовь к родному городу, патриотизм, бережное отношение к памятникам культуры и произведениям искусства. Материал : альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. «Кто это?» Цель : формировать представления детей о главных людях государства, области, города (президент, губернатор, мер и т.д.), значимости их труда для страны, области, города; развивать кругозор, память, внимание, связную речь; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Материал: портреты известных соотечественников Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. «Наш микрорайон». Цель: формировать представления детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада; развивать пространственное воображение, кругозор, связную речь; воспитывать любовь к малой родине. Материал : фотографии и иллюстрации, макет микрорайона Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада «Путешествие по планете Земля» Цель: формировать представление детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Развивать кругозор детей, любознательность. Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты, глобус.

Слайд 6

«Страны и народы" Цель: Формировать представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них. « Малая красная книга » Цель: формировать знания детей о редких растениях и животных , птицах нашей области занесенных в «Красную книгу». Развивать любознательность, представление о «Красной книге», для чего она нужна. Воспитывать любовь и бережное отношение к родине, родному краю , чувство ответственности. Материал : «Красная книга Нижегородской области», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных, растений, птиц, насекомых и т.д. Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них. «Подбери наряд кукле» Цель: формировать представление детей о национальной одежде; развивать любознательность, кругозор детей; воспитывать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю. Материал: кукла картонная, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов» Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду. «Скажи какой» Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальностях своей Родины; развивать речь, логическое мышление; Воспитывать толерантность к другим национальностям. Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..

Слайд 7

«Из чего построен дом» Цель: формировать и совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, развивать умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное, воспитывать уважительное отношение к окружающим. Материал: Изображение разных жилищ человека Ход игры : стекло- стеклянный, Камень-каменный….. « Жилище человека» Цель: формировать знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны; воспитывать любовь к родному дому, Родине; развивать кругозор детей, внимание, память, связную речь. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…. «Мои права» Цель: формировать представления детей в области правовых знаний; развивать кругозор детей, внимание, память, связную речь; воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим людям. Материал: Набор сюжетных картинок «Права детей» Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

Слайд 8

« Узнай о ком я говорю» Цель: формировать понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства; воспитывать уважение к мнению другого человека; способствовать развитию умения детей осмыслить различия и сходство между людьми. Материал Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель : формировать представление детей об устном народном словотворчестве; развивать речь, память, логическое мышление; воспитывать доброжелательность, уважение к товарищам при ответах. Материал: Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. « Народные промыслы» Цель: развивать представления детей о народных промыслах; воспитывать интерес к русским традициям; формировать умение детей узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества, сувениров, узоров. Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел Дети называют «Собери узор». Цель: формировать представление детей о народных промыслах; воспитывать интерес к русским традициям; развивать умение узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов. Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

Слайд 9

«Скажи какая» Цель: формировать представление детей о Родине, навыки подбора определений к слову; развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать патриотические чувства. Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисована на ней и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д «Составь семейку Цель: развивать логическое мышление, память , речь; формировать навыки подбора однокоренных родственных слов; воспитывать доброжелательность, умение выслушать товарища. Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д. Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать, "Кому что нужно для работы?" Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Материал карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры Повару - поварешка. « Отгадай профессию» Цель: развивать знания детей о профессиях; формировать умения разделять профессии на мужские и женские; воспитывать уважительное отношение к труду. Материал: разрезные картинки с изображением людей разных профессий. Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия, собирают её.

Слайд 10

«Путешествие по Москве - столице нашей Родины» Цель: формировать представление детей о столице нашей Родины – Москве; развивать представления детей о достопримечательностях Москвы, внимание, память, связную речь; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине и её столице. Материал: картинки и фото с изображением достопримечательностей Москвы. Ход игры Воспитатель рассказывает о достопримечательностях Москвы, предлагает детям собрать разрезные картинки. « Какие праздники ты знаешь ?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память; формировать знания детей о праздниках (народные, государственные, религиозные); воспитывать и прививать правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. Литература 1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997. 2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998 3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991 4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996. 5. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002, 6. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003. 7. Линкольн. М. Первооткрыватели. Путешествия. Космос. — М: Рос-мэнД997. 8. По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. - М: Терра,1997. 9. Помни род свой. - Тольятти: 13.. Серия «Что есть что». Время. Флаги. - Слово, 1990. 10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993. 11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982 12. ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения для развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.

Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

подборка дидактических игр по нравственно-  патриотическому воспитанию...

"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию"

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Предлагаемые игры и упражнения можно проводит...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию....