проект "Бурятия -край родной" (средняя группа)
проект (средняя группа) на тему

Баруткина Евгения Алексеевна

Проект "Бурятия-край родной" (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_srednyaya_gruppa.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11  «Березка» общеразвивающего вида

Проект «Бурятия –край родной»

Средняя группа

Проект составила: воспитатель Баруткина Е.А.

Проект «Бурятия-край родной»

Вид проекта: Познавательно-творческий , групповой.

Продолжительность проекта: Средней продолжительности: 4 месяца (февраль-май)

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), воспитатели, родители детей.

Актуальность проблемы: Каждый дошкольник- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремление угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка для того, чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше  ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.Творческое  начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

 Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это свое  особенное –  рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних березах, звонкие капели на весеннем солнцепеке. И это становится частью того, что зовется любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах. На современном этапе приобщение к региональной  культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края. Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников.  Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема6 многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

 Данный проект способствует приобщению детей 4-5 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому  и культурному наследию своей малой Родины , а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи: Познакомить детей с национальными орнаментами; обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;  развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края; воспитывать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям; формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Риски проекта: 

отсутствие интереса у детей.

Занятость родителей;

Загруженность педагогов.

Описание проекта:

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина» В.А. Сухомлинский.

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с природой, по краеведению.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформления материала, принять активное участие в реализации проекта.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие  принципы воспитания:

-принцип культуросообразности в воспитании, т.е воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

-принцип расширения связей ребенка с окружающих миром, приобщение к культуре родного края;

-принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е  воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального  в том, числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

-принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объект познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями;  знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности

Интернет –ресурсы

Познавательная и художественная литература.

Изоматериалы.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

-освоение проектного метода;

-повышение уровня  педагогической  компетентности, профессиональный рост;

-повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

Для детей:

-умение различать изделия разных народных промыслов;

-знание  и умение узнавать, составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

-знание и умение играть в бурятские и русские народные игры;

-знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

-иметь представления  об истории своего края, поселка, семьи;

-умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

-партнерские  отношения родителей  и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Для педагогов ДОУ:

-возможность  ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Принципы реализации проекта:

  1. Доступность:

-учет возрастных особенностей детей;

-адаптированность  материала.

 2.  Систематичность и последовательность:

-постепенная подача материала от простого к сложному;

-частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность:

-предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность:

-интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

-создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

-мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

-анкетирование родителей о результативности проекта;

-беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

-творческие выставки «Рукавичка», «Мой город Гусиноозерск», «Дом, в котором я живу», «В краю родном».

Проект состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап (Срок реализации: февраль-март)

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование со старшим воспитателем по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап (срок реализации: март-апрель)

Оформление развивающей среды в группе центр по патриотическому воспитанию «Это Родина моя»;

НОД по ОО «Художественное творчество»-«Волшебный орнамент»(рисование  рукавичек)

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы.

Просмотр (на ноутбуке) видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских.

Беседы на тему: «Мы живем в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной город»;

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпененок», «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка», «медведь», «Снег и заяц» и другие;

Продуктивная деятельность: лепка «Животные лесов Бурятии»;

Работа с родителями-сбор и изготовление наглядного и дидактического материала (в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда  русских и бурят»;

Рассказы о быте, жилище, одежде и т.д русских и бурят (дидактическая игра);

Куклы в национальных костюмах ( в сравнении: русские и буряты);

Дидактические игры: «Новоселье», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Кому что нужно?», «Расставь мебель в избе».

Изготовление лэпбука «Все мы жители России».

Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Кто пришел?», «Конь и жеребенок», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Горелки», «Ищем палочку» и другие.

Выставка лучших творческих работ (лепка «Дикие животные Бурятии», рисование «Рукавичка», «Мой Гусиноозерск», «В краю родном»);

Фотовыставка «Наша историческая малая Родина»-г. Гусиноозерск

Заключительный этап (срок реализации: апрель-май)

Совместное творчество детей и взрослых «Родные просторы»,

Викторина с детьми « Что я знаю о родном крае»;

Коллективная работа (коллаж) «Мой город», «Детство»;

Анкетирование родителей о результативности проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "НАША АРМИЯ РОДНАЯ" (средняя группа)

Цели и задачи: дать детям знания об армии, сформировать у них пер­вые представления об особенностях военной службы: солдаты тре­нируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, п...

2014-2015 Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Наша армия родная" средняя группа

Цели и задачи: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодо...

Проект "Навша Армия родная" (средняя группа)

Познакомить детей с военными профессиями и военной техникой. Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях....

Проект: Бурятский язык - мой родной средней и старшей группы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Сценарий праздника к 23 февраля «Наша армия родная» Средняя группа

Цель: способствовать развитию положительных эмоций...

Спортивный досуг «Коми край родной» ( средняя)

Формирование интереса детей и родителей к Коми краю....

Программа кружка дополнительного образования «Юный эколог» для детей 3-5 лет МБДОУ Ремонтненский д.сад «Родничок» средней разновозрастной группы №4 « Семицветик

Цель и задачи программыЦель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окруж...