Доклад "Краеведение - основа воспитания патриотизма"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Хряпина Наталья Наджмеддиновна

В данном докладе рассказывается об опыте работы по реализации нами регионального компанента Основной образовательной программы ДОУ. Воспитателям ДОУ мы хотели показать свои основные направления в работе по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_-_osnova_vospitaniya_patriotizma.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение – основа воспитания патриотизма

   Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии,  и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий   по Солнечногорью.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.

В качестве задач определено следующее:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
  • воспитывать уважение к культуре других народов;
  • формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

  • приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
  • создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
  • практические действия с предметами;
  • музыкально-театрализованная деятельность;
  • самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
  • целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному  краю, России.

Уголки краеведения в группах.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

  • Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
  • Художественная литература: стихи о родном крае.
  • Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
  • Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
  • Совместные работы из бросового и природного материала.
  • Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

  • Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
  • Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
  • Листки активности “Мое настроение”,  “Моя улица”, “Моя семья”
  • Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
  • Аудио диски о природе родного края.
  • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

  • Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
  • Художественная литература (стихи, рассказы).
  • Флаг, гербы и другая символика района, города, России.
  • Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Край родной, навек любимый”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. 

   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
  2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
  4. Познакомить с бытом и традициями русского  народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

 В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.

       В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство надо начинать с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

       С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей надо познакомить с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.

       В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим  с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

       Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

       На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”,  “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

       Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства). 

Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.

В этом году деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Формирование интереса к истокам родного края ,как основы воспитания патриотизма»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать...

Краеведение – основа воспитания патриотизма

 Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии,  и...

Проект "Центр краеведения – основа воспитания патриотизма"

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею....

Статья "Краеведение - основа воспитания патриотизма"

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца гражданственности и патрио...

Статья "Концептуальные основы воспитания патриотизма в ДОУ"

Статья "Концептуальные основы воспитания патриотизма в ДОУ"...

КРАЕВЕДЕНИЕ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

             Моделирование образовательной развивающей среды по краеведению «Моя малая Родина – Белогородчина» включает дидактические игры, ...