Опыт работы на тему:" Краеведение-основа воспитания патриотизма у дошкольников"
проект

Новикова Светлана Олеговна

опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchyonnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» г.Сельцо

Обобщённый педагогический опыт

Новикова Светлана Олеговна

Тема:

«Краеведение - основа воспитания патриотизма у дошкольников»

Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе стало отправной точкой к проведению углубленной краеведческой работы в нашем детском саду. Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине - родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей дошкольного возраста  является их ознакомление с историей родного края, их малой Родины,  а в  рамках подготовки к празднованию великой даты – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание чувства патриотизма у детей приобретает особое значение. В связи с этим выбранная тема приобретает особую актуальность.

Таким образом, ведущая цель моей работы – создание педагогических условий для воспитания у дошкольников любви к своей малой Родине и уважения к ее истории посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность дошкольников.

Краеведение –  одно из самых мощных средств воспитания у детей дошкольного возраста любви к родине. Оно воспитывает сознательную любовь к родному краю, как к части нашей Родины, связывает воспитание с повседневной жизнью детей, воспитывает нравственные качества.

Для достижения цели, мною были поставлены  следующие задачи:

-воспитывать патриотическое чувство гордости за родной город Сельцо, свою «малую» родину;

-познакомить детей с символами г.Сельцо (гербом, флагом, гимном);

-формировать у детей чувство восхищения своей малой родиной, неповторимостью её облика, красотой улиц, площадей, парков, скверов города.

- создавать у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре, родном крае

-формировать бережное отношение к памятным местам малой Родины;

-воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне в канун 75- летнего юбилея;

-привлечение родителей к патриотическому воспитанию дошкольников в семье.

Новизна моего опыта заключается в создании системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию у детей любви к малой Родине, формированию нравственно - ценностного отношения к ней через знакомство с историей родного города, его традициями и культурным наследием, в накоплении справочного материала о великих людях города Сельцо.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём: через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, т.е. виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. С детьми в комплексе проводятся

занятия, целевые прогулки и экскурсии по памятным местам нашей малой родины, беседы, тематические праздники, используем чтение художественной литературы, просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, постановка музыкальных спектаклей нравственно-патриотического  содержания, сюжетно-ролевые  и дидактические игры, вечера-встречи с интересными людьми.

Бесценное влияние на патриотическое воспитание дошкольника имеет семья. Поэтому работа с родителями в нашем детском саду строится на принципах взаимодействия. Сотрудничество с родителями проявляется в организации информационно-просветительской работы, разработке консультации для родителей, проведении родительских собраний, привлекаем их к сбору краеведческого и познавательного материала, к подготовке праздников, развлечений в детском саду, оформлении тематических выставок и фотогазет.  Так же в нашей старшей  группе 1 раз в неделю функционирует работа детско-родительского клуба «Растим патриотов».

В рамках работы детско-родительского клуба совместно с детьми и родителями реализуются проекты:генеалогическое древо моей семьи, фотовзгляд малая родина, создаются мини-экспозиции мемориал «вечный огонь» и т.д.

Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к культуре, помогает знакомить детей с окружающим миром.

Дети, получая знания по краеведению, стремятся удивить родных,  с удовольствием и интересом делятся новыми впечатлениями дома.

Для достижения поставленных задач нами организуется совместная работа не только с родителями, но и с учреждениями социума нашего города сельцо. Дети с удовольствием посещают  историко-краеведческий музей Героя Советского Союза В.А. Лягина, сотрудничают с филиалом детской городской библиотеки, городским домом культуры. Так же воспитанники нашей группы являются активными участниками международного проекта «Посткроссинг между детскими садами» в результате чего дети обмениваются историей, традициями своей малой родины с воспитанниками других городов России.

Немало важную роль играет предметно-развивающей среда для дошкольника. В нашей группе организован центр нравственно-патриотического воспитания, с помощью которого мы знакомим детей с символикой, традициями, памятными местами нашей малой родины и т.д., а так создан мини-музей «Изба», где детям предоставлена практическая возможность познакомиться с жизнью, бытом и обычаями русского народа. Посещение музея помогает ребятам прикоснуться к истории прошлого, они узнали о жизни простых людей, увидели предметы быта, которыми они пользовались, узнали, как и почему предметы домашнего обихода так назывались.

Я постоянно работаю над преобразованием предметно-пространственной среды. Мной разработаны пособия, дидактические игры. Макеты памятных мест города, которые позволяют сделать процесс познания ярким и увлекательным.

Технологичность педагогического опыта заключается в том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений могут использовать в своей работе, как весь опыт работы, так и отдельные элементы. Элементы опыта моей работы применяют в практической деятельности педагоги нашего детского сада.

Результат моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая краеведческая работа по патриотическому      воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту родного города Сельцо, его культуру и природу, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.       

У детей формируется познавательный интерес к исследованию родного края, расширяется представление об окружающем мире. В соответствии с ФГОС я стараюсь систематизировать знания детей, подвести их к самостоятельным обобщениям. Стало понятно, что дети любят свой край, свою «малую» родину и хотят, чтобы она стала еще лучше. Считаю ,что работа даст хорошие всходы - вырастет маленький гражданин своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Консультация "Формы и методы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе с родным городом". Уровень ДОУ 2018 г.

Цель: закрепить и обобщить  знания педагогов о формах и методах работы по воспитанию патриотизма у дошкольников на основе ознакомления с родным городом....

Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Краеведение – основа воспитания патриотизма»

      «Краеведение – основа воспитания патриотизма» Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование з...

Выступление из опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников на примере подвига народа» 18.06.2021 г.

У педагогической общественности  давно сформировалось убеждение, что православные традиции должны  широко применяться в образовательном процессе. Необходимо, чтобы в беседах с дошкольниками ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...