Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
консультация

Ишмуратова Виктория Равильевна

        «Краеведение – основа воспитания патриотизма» Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Воронежу.

 Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vika.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад для воспитателей на педсовете по теме:

«Краеведение – основа

воспитания патриотизма»

        «Краеведение – основа воспитания патриотизма» Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Воронежу.

 Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.  

В качестве задач определено следующее:                                                                                                                                                                                   - научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;                                                                                                                         - пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;

 - воспитывать уважение к культуре других народов;                                                                                                                                                             - формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;                                                                                                                - пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;                                                                                                                                                                                                              - развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми.

При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:                                                                                                                      - приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;                                                                                                                                                            - создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;                                                                - практические действия с предметами;                                                                                                             - музыкально-театрализованная деятельность;                                                                                                                            - самостоятельная элементарно-поисковая деятельность.

 Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:                                                                                - хорошая освещенность в дневное и вечернее время;                                                                                                       - целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала.                                                                                        

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России. Уголки краеведения в группах.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

 Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).                                                                                           - Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

- Художественная литература: стихи о родном крае.                                                                                         - Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.                                                                                                             - Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.                                                                               - Совместные работы из бросового и природного материала.                                                                  - Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).                                                                                             - Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”                                                                                                                                                   - Папки - передвижки: «Праздники нашего района».                                                                                      - Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”                                                                            - Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т. д. ).                                                                              - Аудио и видеокассеты о природе родного края.                                                                                                       - Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).                                                                                            - Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).                                                                                                                  - Художественная литература (стихи, рассказы).                                                                                                - Флаг, гербы и другая символика города, района, России.                                                                                - Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.  

  Выставки  фоторабот родителей и детей “Мы живем в Воронеже”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:                                                                1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;                                                                         2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;                                                                                                                           3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;                                                          4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

    В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.  

   Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

   Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

    В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.  В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае, детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства). Традицией в детском саду стало   приглашение ветеранов на празднование Дня Победы. В этом учебном году основной методической темой работы нашей группы стала тема, связанная с патриотическим воспитанием дошкольников: «Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста об истории своего государства, традициях и культурном наследии России». Поэтому и деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной в этом году. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение – основа воспитания патриотизма

 Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии,  и...

Проект "Центр краеведения – основа воспитания патриотизма"

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею....

Статья "Краеведение - основа воспитания патриотизма"

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца гражданственности и патрио...

Доклад "Краеведение - основа воспитания патриотизма"

В данном докладе рассказывается об опыте работы по реализации нами регионального компанента Основной образовательной программы ДОУ. Воспитателям ДОУ мы хотели показать свои основные направления в рабо...

Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны».

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.К сожалению, современные де...

Методическая разработка: Консультация для воспитателей «Краеведение – основа воспитания патриотизма».

Консультация для воспитателей «Краеведение – основа воспитания патриотизма»....