Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Наталья Владимировна Карпова

 

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. 

Основной целью детско–взрослых проектов в ДОУ являлось развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей по формированию экологической воспитанности.

Цель данного направления в работе с родителями – вовлекать их  в разнообразные виды деятельности по экологическому воспитанию, способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию бережного отношения детей к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

Карповой Натальи Владимировны

      Воспитателя МБДОУ ДС №328

Проектная деятельность как форма

воспитания экологической культуры

старших дошкольников


Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому на первом родительском собрании мы, прежде всего, выяснили, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания  детей, советовали обращать внимание детей  на красоту окружающей природы. Ведь во время наблюдений расширяются кругозор, внимание, любознательность, мышление. Совместно мы обсудили наиболее эффективные методы работы в этом направлении и остановились на проектном методе, так как проектная деятельность:

  1. непосредственно связана с жизнью, интересными событиями;
  2. предполагает широкий спектр видов деятельности;
  3. позволяет учитывать  желания и интересы детей к разным видам деятельности;
  4. дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
  5. позволяет развивать познавательный интерес к этой области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

С родителями были обсуждены и формы участия. Это:

  1. Помощь детям в исследовательской или информационной части проекта (участие в работе «Клуба Знатоков»);
  2. Помощь в практической деятельности;
  3. Эмоциональная поддержка ребенка.

В течение года нами были разработаны и реализованы следующие проекты:

«Птицы», «Лес», «Север», «Африка-это интересно»,  «Морские чудеса

Все проекты носят межпредметный характер. Эта особенность проектной деятельности соответствует целостному характеру восприятия дошкольниками окружающего мира. В основе работы лежит система занятий по экологии, окружающему миру,  художественно – творческой и речевой деятельности.

 В процессе работы реализуется программа этих предметных областей, формируются обобщенные учебные навыки: работа по словесной инструкции, выполнение действий на основе самостоятельного планирования, совместное планирование и деятельность.

 Активно происходит становление детского коллектива.

В рамках проектов в единстве представлены труд, игра, искусство и учебный процесс

Подготовительные этапы были связаны с подбором  необходимых материалов, составлением развернутого плана и созданием активизирующей среды, соответствующей целям данного проекта.

Благодаря стараниям родителей мы имеем обширную библиотеку детской художественной и развивающей литературы.

   Мы руководствовались тем, что цели проекта и условия определяют и виды      

  деятельности его участников. Так как птицы-представители ближайшего  

    окружения дошкольников, есть возможность наблюдения, исследования и       экологической деятельности. Соответственно планируются и формы работы: целевые прогулки, наблюдения, заготовка корма и зимняя подкормка птиц.

 На территории нашего детского сада растут разнообразные деревья,

много зелени, что позволяет нам круглый год наблюдать, собирать гербарии, трудиться и играть в окружении красоты.

        

  При изучении тем: «Север», «Морские чудеса», «Лес» и «Африка- это интересно» посещение зоопарка, дельфинария осуществляется с родителями. Дети отражают свои впечатления в книге рассказов «Челябинский зоопарк», «Зима в лесу», «Осеннее настроение».

Больше внимания уделяется детской продуктивной деятельности, в том числе, созданию игры «Зоопарк», макетов климатических зон и экосистем, поделок, стенгазет «Север», «Живой мир пустыни»», «Африка-это интересно», «И летом, и зимой берегите лес родной», «Все на свете нужны».

Большой интерес для детей представляет экспериментально – поисковая деятельность. В содержание проектов включены самые разнообразные опыты.

Во всех проектах использовались наиболее значимые и интересующие детей виды деятельности:

  1. Досуговые игры « Поле чудес», «Страна Кроссвордия».
  2. Игра «Что? Где? Когда?»
  3. «Клуб Знатоков»

        Лето представляет самые широкие возможности для наблюдений, игр, труда, сбора лекарственных растений, природного материала. В конце учебного года мы проводим консультации для родителей:

  1. «Учимся наблюдать за изменениями в природе»
  2. «Давайте поиграем»
  3. «Читаем вместе»

Летом мы вместе с детьми представляем родителям альбом и информационный стенд «Зеленая аптека».

Огромное внимание уделяется различным видам игровой деятельности детей. Это сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия, подвижные и дидактические игры, игра «Живая планета».

При изучении и закреплении тем нами широко используется аудиосопровождение к занятиям Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

  1. «Кто живет в реке и озере?»
  2. «Какие птицы гнездятся по берегам рек и озер?» (голоса водоплавающих птиц).
  3. «Какие животные приспособились к зиме?» (какие звуки не услышишь зимой в лесу)  
  4. «Какие голоса принадлежат хищным животным»?

Такие занятия, как: «Путешествие в осенний лес», «Как животные приспособились к зиме», « Как поссорились март и февраль», «Путешествие в весенний лес», «Пищевые цепочки в лесу»  проводились со звуковым сопровождением и играми.

Материалы детской аудиоэнциклопедии помогают детям больше узнавать о жизни животных разных климатических зон, о временах года, чудесных растениях, произрастающих в различных уголках земли.

В процессе работы над проектами подводим детей к выводу о том, что мы - люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода,  свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих. Мы стараемся показать детям, как деятельность человека изменяет состояние экологической обстановки в России и во всем мире.

 Детьми постоянно пополняется самодельная  Красная Книга России, Урала.

Для взрослых участников проектов – педагогов и родителей – основными критериями успешной работы  явились: неугасающий интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться. Видим, как природоведческая деятельность способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру у детей. В процессе двухлетней совместной работы и родители убедились, что их участие в жизни группы необходимо их собственному ребенку и им самим.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимой ежегодно, позволяют сделать вывод о том, что выбранные мной методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников»

Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...

Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брат...

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников...

Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....