Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников
материал (средняя группа) на тему

Матвеева Наталья Николаевна

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, ели система работы в детском саду сочетается с взаимодействием на детей в семье. Одним из принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей. Наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников

Воспитатель МБДОУ «ЦРР-№2»

Матвеева Н.Н.

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, ели система работы в детском саду сочетается с взаимодействием на детей в семье. Одним из принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей. Наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

Поэтому в качестве эффективного метода экологического воспитания детей дошкольного возраста я выбрала проектную деятельность и тему по самообразованию: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.

Прежде, чем приступить к работе над темой, я наметила цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы;

Создавать условия для формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;

Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

Выявлять особенности образа жизни птиц, животных, насекомых, заботиться о них;

Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе;

Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности.

Выстраивая систему работы по экологическому воспитанию дошкольников, определила основные этапы работы над проектами:

постановка цели;

поиск формы реализации проекта;

разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта;

организация развивающей, познавательной, предметной среды;

определение направлений поисковой и практической деятельности;

организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с родителями и детьми;

работа над частями проекта, его коррекция;

коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Поэтому на первом родительском собрании мы, прежде всего, выясняли, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей, советовали обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Ведь во время наблюдений расширяются кругозор, внимание, любознательность, мышление. Совместно мы обсудили наиболее эффективные методы работы в этом направлении и остановились на проектном методе, так как проектная деятельность:

1.непосредственно связана с жизнью, интересными событиями:

2.предпологает широкий спектр видов деятельности;

3.позволяет учитывать желания и интересы детей к разным видам деятельности;

4.дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;

5. позволяет развивать познавательный интерес к этой области знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

С родителями были обсуждены и формы участия. Это:

  • Помощь детям в исследовательской или информационной части проекта (участие в работе «Клуба Знатоков»)
  • Помощь в практической деятельности;
  • Эмоциональная поддержка ребенка.

В течение года нами были разработаны и реализованы следующие проекты: «Зеленый островок». « Мир цветов». «Природу края береги». « Птицы»

Все проекты носят меж предметный  характер. Это способность проектной деятельности соответствует целостному характеру восприятия дошкольниками окружающего мира. В основе лежит система занятий по экологии, и окружающему миру, художественно – творческой и речевой деятельности.

В процессе работы реализуется программа этих предметных областей, формируется обобщенные учебные навыки: работа по словестной инструкции, выполнение действий на основе самостоятельного планирования, совместное планирование и деятельность.

Активно происходит становление детского коллектива. В рамках проектов в единстве представлены труд, игра, искусство и учебный процесс.

Подготовительные этапы были связаны с подбором необходимых материалов, составлением развернутого плана и созданием активизирующей среды, соответствующей целям данного проекта.

Благодаря стараниям родителей мы имеем обширную библиотеку художественной и развивающей литературы.

Мы руководствовались тем, что цели проекта и условия определяют и виды деятельности его участников. Так как птицы – представители ближайшего окружения дошкольников, есть возможность наблюдения, исследования  и экологической деятельности. Соответственно и планируются и формы работы: целевые прогулки, наблюдения, заготовка корма и зимняя подкормка птиц.

На территории нашего детского сада растут разнообразные деревья, много зелени, что позволяет нам круглый год наблюдать, собирать гербарии, трудится и играть в окружении красоты.

При изучении тем: «Зеленый островок», « Мир цветов», «Природу края береги», «Птицы». В ходе работы над проектами дети вели наблюдения, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились литературными произведениями, сочиняли сказки.

Большой интерес для детей представляет экспериментально – поисковая деятельность. В содержание проектов включены самые разные опыты. Во всех проектах использовались наиболее значимые и интересующие детей виды деятельности:

  • Досуговые игры «Поле чудес» «Страна Кроссворды»
  • Игра «Что? Где? Когда?» «Клуб Знатоков»

Лето представляет самые широкие возможности для наблюдений, игр, труда, сбора лекарственных растений, природного материала .В конце учебного года мы проводим консультации для родителей:

  • «Учимся наблюдать за изменениями в природе»
  • «Давайте поиграем»
  • «Читаем вместе»

Летом мы вместе с детьми представляем альбом и информационный стенд «Зеленая аптека"

Огромное влияние уделяется различным видам игровой деятельности детей. Это сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия, подвижные и дидактические игры, игра «Живая планета». При изучении и закреплении тем нами широко используется аудио сопровождение к занятиям О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию.

  • «Кто живет в реке и в озере?»
  • «Какие птицы гнездятся по берегам рек и озер?(голоса водоплавающих птиц).
  • «Какие животные приспособились к зиме? (какие звуки не услышишь зимой в лесу)
  • «Какие голоса принадлежат хищным животным?»

Такие занятия, как «Путешествие в весенний лес». «Как животные приспосабливаются к зиме».

Материалы детской ауди энциклопедии помогают детям больше узнавать о жизни животных разных климатических зон, о времени года, чудесных растениях, произрастающих в разных уголках земли.

В процессе работы над проектами подводим детей к выводу о том, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих. Мы стараемся показать детям, как деятельность человека изменяет состояние экологической обстановки в России и во всем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников...

Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...

План самообразования "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Метод проектов в экологическом образовании дошкольников актуален, так как по ФГОС дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Дошкольный возрас...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной...