Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
консультация на тему

Варлашова Инга Анатольевна

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_opytov.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Опытническая деятельность как форма  воспитания экологической культуры старших дошкольников.

Воспитатель МАДОУ №  5 »  МОРЯЧОК»  г. ГЕЛЕНДЖИКА

Варлашова Инга Анатольевна

Проблема экологического образования в настоящее время в эпоху надвигающейся  экологической  катастрофы  ,  является одной из наиболее актуальных  и трудно разрешимых проблем. Необходимость целенаправленного осуществления экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста, очевидна. Задача состоит в том, что бы заложить основы научных знаний о природе, обеспечить первичное осознание единства человека  и природы. Развить потребность в восприятии красоты природы, способствовать  проявлению чувства  добра , сочувствия  ,заботы ,по отношению к растениям, животным и к окружающей неживой природе ,сформулировать навыки экологического поведения  в природе.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО

 Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием ,видя зелёную траву ,слушая щебетанье птиц и стрекотания кузнечиков, ощущая запах цветов. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними , причинную  зависимость .Умение « видеть» не даётся с рождения , оно постепенно воспитывается. Рассматривая ,обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребёнок одновременно развивает своё мышление и речь.

 « Если хотите научить ребёнка логически мыслить , ведите его в природу»-советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.

Проблемой экологического образования занимались многие педагоги :С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Н.Н. Кондратьева и другие.

 В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа . Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

В результате диагностики детей я выяснила , что теоретические знания у детей есть, но не все дети могут успешно применять свои знания на практике.

 Я , поняла , что огромное значение в экологическом воспитании имеет опытническая деятельность детей. Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами

Истинно развивающей средой является та , в которой ребёнок может самостоятельно действовать.

В уголках природы,наряду с участком детского сада, которые являются базой для ознакомления детей с природой , дети работая под руководством воспитателя, ухаживая за растениями и животными , ведя календари природы, дневники наблюдений, пробрели знания и личный индивидуальный опыт .Источником этих знаний и опыта здесь традиционно выступают: наблюдения, (показ обьектов  обьяснения  воспитателем) элементарная деятельность.  Позиция ребёнка здесь в целом пассивна. Чтобы ребёнок стоял в активной позиции, в группе я организовала «лабораторию природы  » где дети могли заниматься самостоятельной опытнической деятельностью, конечно под присмотром воспитателя.

В работе  я использую элементарные опыты.

Песок и глина
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. 

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал. 

Могут ли камни менять цвет?

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

Опыт .  Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка,  и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги  шире, чем от маленького

Магнит

 «Притягивает – не притягивает»

Показать простейшие действия  с магнитом , как он действует на разные предметы.

Вывод:  К  магниту притянулись все  железные предметы . Значит, магнит притягивает железные предметы.

 Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.  И  т. д.

Оснащение детской лаборатории:

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
  • Красители: пищевые красители, акварельные краски;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

Так же использую стихи и загадки. Непосредственно образовательная деятельность проводится в увлекательной для детей  «Поможем фиксикам», « Мы исследователи», « Экспедиция   в загадочную страну» В конце опыта, наблюдения необходимо , чтобы дети, обсуждая выполненную работу  пришли  к выводу  своих знаний. Знания , полученные в ходе опытнической и экспериментальной деятельности , дети охотно используют и в повседневной жизни: цветы нельзя поливать горячей водой, много воды вредно, так  как  могут погибнуть корни. На собрании  родителей  я познакомила с консультацией  « Зелёный доктор на окне »» Маленькие хитрости для проведения наблюдений  и экспериментов  в природе  и дома»

Усваивается все  опыты прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

Наш процесс познания творческий  и наша задача – поддержать и развивать ребёнка , так  как исследования предоставляет ребёнку  самому найти ответы на вопросы « КАК» и удовлетворить  свою любознательность