Главные вкладки

    Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
    консультация на тему

    Варлашова Инга Анатольевна

    Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deyatelnost_opytov.docx18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опытническая деятельность как форма  воспитания экологической культуры старших дошкольников.

    Воспитатель МАДОУ №  5 »  МОРЯЧОК»  г. ГЕЛЕНДЖИКА

    Варлашова Инга Анатольевна

    Проблема экологического образования в настоящее время в эпоху надвигающейся  экологической  катастрофы  ,  является одной из наиболее актуальных  и трудно разрешимых проблем. Необходимость целенаправленного осуществления экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста, очевидна. Задача состоит в том, что бы заложить основы научных знаний о природе, обеспечить первичное осознание единства человека  и природы. Развить потребность в восприятии красоты природы, способствовать  проявлению чувства  добра , сочувствия  ,заботы ,по отношению к растениям, животным и к окружающей неживой природе ,сформулировать навыки экологического поведения  в природе.

    В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО

     Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

    Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием ,видя зелёную траву ,слушая щебетанье птиц и стрекотания кузнечиков, ощущая запах цветов. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними , причинную  зависимость .Умение « видеть» не даётся с рождения , оно постепенно воспитывается. Рассматривая ,обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребёнок одновременно развивает своё мышление и речь.

     « Если хотите научить ребёнка логически мыслить , ведите его в природу»-советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.

    Проблемой экологического образования занимались многие педагоги :С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Н.Н. Кондратьева и другие.

     В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа . Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

    В результате диагностики детей я выяснила , что теоретические знания у детей есть, но не все дети могут успешно применять свои знания на практике.

     Я , поняла , что огромное значение в экологическом воспитании имеет опытническая деятельность детей. Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами

    Истинно развивающей средой является та , в которой ребёнок может самостоятельно действовать.

    В уголках природы,наряду с участком детского сада, которые являются базой для ознакомления детей с природой , дети работая под руководством воспитателя, ухаживая за растениями и животными , ведя календари природы, дневники наблюдений, пробрели знания и личный индивидуальный опыт .Источником этих знаний и опыта здесь традиционно выступают: наблюдения, (показ обьектов  обьяснения  воспитателем) элементарная деятельность.  Позиция ребёнка здесь в целом пассивна. Чтобы ребёнок стоял в активной позиции, в группе я организовала «лабораторию природы  » где дети могли заниматься самостоятельной опытнической деятельностью, конечно под присмотром воспитателя.

    В работе  я использую элементарные опыты.

    Песок и глина
    Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. 

    Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
    Вывод: Песок – сыпучий материал. 

    Могут ли камни менять цвет?

    Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

    Вывод: Мокрый камень темнее.

    Опыт .  Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка,  и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

    Вывод: От большого камня круги  шире, чем от маленького

    Магнит

     «Притягивает – не притягивает»

    Показать простейшие действия  с магнитом , как он действует на разные предметы.

    Вывод:  К  магниту притянулись все  железные предметы . Значит, магнит притягивает железные предметы.

     Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.  И  т. д.

    Оснащение детской лаборатории:

    • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
    • Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
    • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
    • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
    • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
    • Красители: пищевые красители, акварельные краски;
    • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
    • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

    Так же использую стихи и загадки. Непосредственно образовательная деятельность проводится в увлекательной для детей  «Поможем фиксикам», « Мы исследователи», « Экспедиция   в загадочную страну» В конце опыта, наблюдения необходимо , чтобы дети, обсуждая выполненную работу  пришли  к выводу  своих знаний. Знания , полученные в ходе опытнической и экспериментальной деятельности , дети охотно используют и в повседневной жизни: цветы нельзя поливать горячей водой, много воды вредно, так  как  могут погибнуть корни. На собрании  родителей  я познакомила с консультацией  « Зелёный доктор на окне »» Маленькие хитрости для проведения наблюдений  и экспериментов  в природе  и дома»

    Усваивается все  опыты прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

    Наш процесс познания творческий  и наша задача – поддержать и развивать ребёнка , так  как исследования предоставляет ребёнку  самому найти ответы на вопросы « КАК» и удовлетворить  свою любознательность


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

    Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

    «Воспитание экологической культуры старших дошкольников»

    Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...

    Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"

    В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....

    Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников

    Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брат...