Статья "Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Призенцова Елена Александровна

Статья "Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eksperimentalno-opytnicheskaya_deyatelnost.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития

познавательных способностей старших дошкольников»

Стандарт дошкольного образования ориентирует нас на реализацию Программы в формах,  специфических для дошкольников данной возрастной группы. Такой формой для детей дошкольного возраста является   познавательная и исследовательская деятельности.  Кроме того, в соответствии со Стандартом, Познавательное развитие предполагает  развитие любознательности, познавательной мотивации, развитие познавательных действий. Нам, практикам дошкольного образования, хорошо известно, что все это успешно развивается у дошкольника в процессе экспериментально-опытнической деятельности.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

- у дошкольников  формируется диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

- развивается   познавательный опыт; поисково-познавательная деятельность; - а также мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- кроме того, это форма  поддержки  детской инициативы, сообразительности,  самостоятельности, любознательности и т.п.

Экспериментально-опытническая деятельность актуальна в работе с дошкольниками. Что такое экспериментально-опытническая деятельность? Серебрякова дает такое определение экспериментально-опытнической деятельности - это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач в процессе непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, т.е. в процессе познания окружающего мира.

  • в  рамках реализации Программы мы организуем с детьми опыты и эксперименты.
  • эксперимент-процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории;
  • опыт - это  наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Между опытами и экспериментами разница не является существенной, но все-таки, они есть. В чем же отличие опыта от эксперимента?

  • Последовательность (эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт закрепить её на практике)
  • Множественность (единичное исследование – эксперимент, множественное - опыт)
  • Цели (при проведении эксперимента перед детьми возникает определённая цель, а опыт может осуществляться спонтанно)

И эксперимент и опыт мы, дошкольные работники, называем экспериментально-опытнической деятельностью. Практика показывает, что и в опытах, и в экспериментировании дети с большим удовольствием принимают участие, проводят разнообразные исследования, необходимо лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Структура эксперимента:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

Требования к объектам центра экспериментирования:

  1. Безопасность для здоровья и жизни детей;
  2. Открытость и доступность;
  3. Разнообразие материала;
  4. Эстетичность;
  5. Соответствие содержания возрасту детей;
  6. Привлекательность материала.

Требования к объектам, используемым в опытах и экспериментах:

  1. Безопасность объектов для детей;
  2. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента;
  3. Объекты, используемые в опытах, должны быть знакомы детям;
  4. Выбранные объекты должны соответствовать возрасту детей.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов, их проведение в режиме дня может быть разным.

Случайные эксперименты – проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе на участке, в центре природы, в группе.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

Плановые эксперименты – к деятельности по экспериментированию воспитатель готовится заранее; определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом.

Эксперимент как ответ на детские вопросы.

К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложные наблюдения.

Самостоятельная исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную ценность опытов. Если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент. Если же требуется значительная подготовка, воспитатель её планирует.

Создание условий для исследовательской деятельности детей  благоприятно сказывается на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети больше задают вопросов о природных объектах и явлениях, о предметах, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы. Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, так как она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования

Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научного содержания, так и игровых....

Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

В статье показана роль исследовательской деятельности в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм исследовательской деятельности в работе с детьми...

Программа по дополнительному образованию культурологической и экологической направленности «Сияние Севера» для детей 5-7 лет как способ развития познавательных способностей старших дошкольников.

Статья освещает совместную работу эколога и психолога по развитию познавательных способностей старших дошкольников на культурологическом материале, с экологической направленностью....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии - исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавател...

Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития познавательных способностей старших дошкольников»

Презентация Педагогический мастер-класс «Экспериментально-опытническая деятельность как форма развития  познавательных способностей старших дошкольников»...