Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
материал (старшая группа)

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:

Цель:

Формирование экологической культуры у детей через исследовательскую деятельность.

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учереждение Детский сад №10 «Снежинка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостн

Городской семинар «Экологический мост» на тему

«Воспитание экологической культуры у дошкольников»

Доклад  на тему

«Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников»

(из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель МБДОУ д/с №10

высшей категории

Сахипгараева Гульсина

                                                Сайфельбарисовна

г. Октябрьский 2020г.

Экологическое воспитание через исследовательскую деятельность

 Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой –начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность

- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Исследовательская деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

При формировании основ естественно — научных и экологических понятий исследование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:

Цель:

Формирование экологической культуры у детей через исследовательскую деятельность.

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

Направления исследовательской деятельности:

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Правила при организации исследовательской работы:

1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

2. Не сдерживать инициативу детей.

3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

5.Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Существуют следующие этапы исследовательской деятельности:

-Подготовка к экспериментированию.

-С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы.

При оборудовании мини-лаборатории для исследовательской деятельности, учитываются следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;

– достаточность;

– доступность расположения.

В уголке исследовательской деятельности должны быть выделены:

-Место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

-Место для приборов

-Место для хранения материалов (природного, «бросового»)

-Место для проведения опытов

-Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Перечень оборудования для исследовательской деятельности:

-тематические альбомы;

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки : (зимы, весны, осени, «Ткани»).

- Песок, глина; -набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

-материалы для игр с мыльной пеной, красители

- пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

Простейшие приборы и приспособления: -Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

-«бросовый материал»:

веревки, шнурки, тесьма,

катушки деревянные, прищепки, пробки

- персонажные игрушки

Исследовательское обучение предполагает следущее:

- Ребенок совместно с педагогом выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

- Предлагает возможные решения.

- Проверяет решения, исходя из данных.

- Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

- Применяет выводы к новым данным.

- Делает обобщение

Вывод:

Таким образом можно сказать, что в процессе целенаправленного педагогического воздействия исследовательской деятельности, у детей дошкольного возраста формируется экологическая культура - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брат...

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников...

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологичес...

Материал для родительского собрания в старшей логопедической группе «Ягодка» «Исследовательская деятельность как фактор воспитания экологической культуры детей»

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Ягодка» «Исследовательская деятельность как фактор воспитания экологической культуры детей»...