Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
материал (подготовительная группа) на тему

Коршунова Нина Николаевна

Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_st.podgot._gruppa.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №6«Солнышко»

Согласовано:                                                                                 Утверждаю

На Педагогическом Совете                                                        Заведующий Е.Ф. Пересыпина

Протокол №                                                                                  _________________________

от «28» сентября 2016 г.                                                от «___» _______2016 г.

                                                                                                     Приказ №_________________

                                                                           

Программа

профессионально-личностного саморазвития педагога  

Коршуновой Нины Николаевны  

на   2016-2019 учебные года

Методическая тема:

Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности».

г. Семёнов


                                          «Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,

                                        Мир природы с безграничным богатством явлений,

                                                   с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

                                                                   вечный источник детского разума.»

                                                                                         В. А. Сухомлинский

Актуальность

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: Обеспечение собственного  профессионального образования, которое позволит с помощью познавательно – исследовательской деятельности повысить уровень экологических знаний детей, развитие их познавательного интереса и любознательность.

Задачи:

1.Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;

2.Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

3.Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

4.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

5.Проанализировать родительский опрос по данной проблеме, при помощи анкетирования, и удовлетворить его;

6.Создать (обогатить) РППС по данному направлению;

7.Обучить  детей познавательно - исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними;

8. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме.

Основные направления реализации программы:

1.Расширение образованности.

2.Повышение педагогической и психологической компетентности.

3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)

4.Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат

Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:

1.Повышению интереса к работе;

2.Росту компетентности;

3.Росту уровня профессиональных навыков и умений;

4.Повышению уровня самоорганизации;

5 Повышение компетентности в вопросах по  воспитанию экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности;

6.Развитие потребности у детей к познавательно – исследовательской деятельности;

7.Повышению ответственности и качества своего педагогического труда;

8.Обобщению  опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ и округа.

План индивидуальной  работы по самообразованию:

1. Изучение нормативных документов;

2. Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;

3. Повышение квалификации;

4.  Изучение запросов родителей;

5. Создание образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

6. Оформление собственных методических наработок в форме информационно-педагогических модулей;

7. Практическое применение передовых педагогических технологий и собственных разработок по данному направлению;

8. Подготовка доклада и презентации из опыта работы по теме профессионального саморазвития.

Модель «Моего - я»:

-Достигнуть успеха в том, что мне нравится.

-Внести конструктивный вклад в общее дело.

-Строить свои отношения на доверии.

-Развивать творческие способности.

-Культивировать смелость.

-Заботиться о здоровье.

-Не терять веру в себя.

-Мыслить позитивно.

-Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Реализация программы:

Реализация программы по самообразованию рассчитана на  2016-2019 учебный год, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Срок

 Мероприятие программы

Форма предоставления результата

1 этап – информационно-аналитический. 2015-2016  учебный год                                                                      Цель: изучить проблему,  определить формы предоставления результатов работы.

Сентябрь 2016г.

Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по ознакомлению детей с экспериментальной деятельностью.

Самоанализ, отбор необходимой литературы.

Октябрь 2016 г.

Разработка перспективного плана.

Программа профессионально-личностного саморазвития.

Ноябрь 2016г.

Анкетирование родителей: «Детское экспериментирование в семье».

Аналитическая справка по результатам анкетирования.

Декабрь 2016 г.

Разработка опытов и экспериментов для детей.

Опыты и эксперименты

Январь 2017 г.

Проведение тематических консультаций, для  создания  условий способствующих  взаимодействию педагога и родителей по вопросам воспитания экологической культуры дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности.

Создание презентаций по ознакомлению детей с познавательно – исследовательской деятельностью.

Консультации на тему: «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством познавательно – исследовательской деятельности».

Презентация « Познавательно – исследовательская деятельность».

Февраль 2017

Ознакомление родителей с  организацией пространственно – предметной среды.

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Март 2017 г.

Разработка практических материалов для родителей.

Буклеты, памятки, брошюры, справочные материалы.

Апрель 2017 г.

.Пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой.

Дидактические игры, художественная литература.

Май 2017г.

 Подготовить консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

 

2 этап – основной . 2017-2018 уч. год                                                                                                                 Цель: внедрить в работу подготовленный материал.  

Сентябрь 2017г.

Разработка перспективно – тематического плана по ознакомлению детей с  

познавательно – исследовательской деятельностью.

Перспективно - тематический план по работе с детьми.

Октябрь 2017г.

Создание и поддержание регулярно обновляемого мини-сайта воспитателя.

Электронный сайт – свидетельство

Ноябрь 2017 г.

Приобщение семьи к сотрудничеству с детским садом.

Привлечь родителей  к  оформлению группового тематического альбома «Птицы зимой».

Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая».

Декабрь 2017 г.

Организовать с детьми  экскурсию в зимний парк «Наблюдение за птицами».

Фотоотчет: « Наблюдение за птицами»

Январь 2018 г.

Проведение тематических консультаций для  создания  условий способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагога и родителей по вопросам экологического

 развития детей в условиях семьи.

Консультации на тему: «Организация исследовательской деятельности детей в семье»

Февраль 2018г.

Привлечь родителей к изготовлению поделок в «Мини-музей в групповой комнате».

Выставка поделок из природного материала.

Март 2018 г.

Проведение тематических консультаций для педагогов.

Выступление на педагогическом совете «Формы работы с родителями по приобщению к экологической культуре».

Апрель 2018 г.

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Май 2018 г.

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка « Юные исследователи».

3 этап – заключительный                                                                                                     Цель: подвести итоги и представить опыт проделанной работы.

Сентябрь2018г.

Организация  практической деятельности по данной теме.

Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Октябрь 2018г.

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования  nsportal.ru.

Свидетельство о публикации.

Ноябрь 2018г.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

Обобщить опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Декабрь 2018 г.

Оформить практический материал (консультации, доклады, анкеты и т.д.).

Обобщить опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Январь 2019 г.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов.

Февраль 2019г.

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Выступление на педсовете.

Март 2019 г.

Оформление аттестационного портфолио.

Аттестационный лист

Апрель 2019 г.

Доклад и презентация по теме: «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Отчет из опыта работы.

Май 2019г.

Отчёт о проделанной работе по теме программы самообразования на итоговом педсовете.

Представления результатов работы по теме саморазвития на педагогическом совете ДОУ.

Изучение методической литературы

1.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2.Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3.Дыбина О.В. и др. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2005.

5.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: Сфера, 2004

6. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». М: 2011

7.Смирнов Ю.И. Воздух: «Книжка для талантливых детей и заботливых родителей». СПб., 1998.

8.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Меньщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

9. С. Н. Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

10. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

11. А.  И. Иванова   «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.

12. С. Н. Николаева «Юный эколог».2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...

Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»

Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых   игр»...

Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе исследовательской деятельности

На летних каникулах для детей и родителей был объявлен сбор природного материала для будущих занятий в детском саду. Дети и родители откликнулись с удровольствием. в начале учебного года одним из ребя...