Главные вкладки

    Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
    материал (подготовительная группа) на тему

    Коршунова Нина Николаевна

    Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_samorazvitiya_st.podgot._gruppa.docx35.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад №6«Солнышко»

    Согласовано:                                                                                 Утверждаю

    На Педагогическом Совете                                                        Заведующий Е.Ф. Пересыпина

    Протокол №                                                                                  _________________________

    от «28» сентября 2016 г.                                                от «___» _______2016 г.

                                                                                                         Приказ №_________________

                                                                               

    Программа

    профессионально-личностного саморазвития педагога  

    Коршуновой Нины Николаевны  

    на   2016-2019 учебные года

    Методическая тема:

    Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности».

    г. Семёнов


                                              «Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,

                                            Мир природы с безграничным богатством явлений,

                                                       с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

                                                                       вечный источник детского разума.»

                                                                                             В. А. Сухомлинский

    Актуальность

    Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

    Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

    Цель: Обеспечение собственного  профессионального образования, которое позволит с помощью познавательно – исследовательской деятельности повысить уровень экологических знаний детей, развитие их познавательного интереса и любознательность.

    Задачи:

    1.Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;

    2.Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

    3.Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

    4.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

    5.Проанализировать родительский опрос по данной проблеме, при помощи анкетирования, и удовлетворить его;

    6.Создать (обогатить) РППС по данному направлению;

    7.Обучить  детей познавательно - исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними;

    8. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме.

    Основные направления реализации программы:

    1.Расширение образованности.

    2.Повышение педагогической и психологической компетентности.

    3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)

    4.Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

    Прогнозируемый результат

    Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:

    1.Повышению интереса к работе;

    2.Росту компетентности;

    3.Росту уровня профессиональных навыков и умений;

    4.Повышению уровня самоорганизации;

    5 Повышение компетентности в вопросах по  воспитанию экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности;

    6.Развитие потребности у детей к познавательно – исследовательской деятельности;

    7.Повышению ответственности и качества своего педагогического труда;

    8.Обобщению  опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ и округа.

    План индивидуальной  работы по самообразованию:

    1. Изучение нормативных документов;

    2. Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;

    3. Повышение квалификации;

    4.  Изучение запросов родителей;

    5. Создание образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    6. Оформление собственных методических наработок в форме информационно-педагогических модулей;

    7. Практическое применение передовых педагогических технологий и собственных разработок по данному направлению;

    8. Подготовка доклада и презентации из опыта работы по теме профессионального саморазвития.

    Модель «Моего - я»:

    -Достигнуть успеха в том, что мне нравится.

    -Внести конструктивный вклад в общее дело.

    -Строить свои отношения на доверии.

    -Развивать творческие способности.

    -Культивировать смелость.

    -Заботиться о здоровье.

    -Не терять веру в себя.

    -Мыслить позитивно.

    -Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.

    Реализация программы:

    Реализация программы по самообразованию рассчитана на  2016-2019 учебный год, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

    Срок

     Мероприятие программы

    Форма предоставления результата

    1 этап – информационно-аналитический. 2015-2016  учебный год                                                                      Цель: изучить проблему,  определить формы предоставления результатов работы.

    Сентябрь 2016г.

    Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по ознакомлению детей с экспериментальной деятельностью.

    Самоанализ, отбор необходимой литературы.

    Октябрь 2016 г.

    Разработка перспективного плана.

    Программа профессионально-личностного саморазвития.

    Ноябрь 2016г.

    Анкетирование родителей: «Детское экспериментирование в семье».

    Аналитическая справка по результатам анкетирования.

    Декабрь 2016 г.

    Разработка опытов и экспериментов для детей.

    Опыты и эксперименты

    Январь 2017 г.

    Проведение тематических консультаций, для  создания  условий способствующих  взаимодействию педагога и родителей по вопросам воспитания экологической культуры дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности.

    Создание презентаций по ознакомлению детей с познавательно – исследовательской деятельностью.

    Консультации на тему: «Воспитание экологической культуры дошкольников посредством познавательно – исследовательской деятельности».

    Презентация « Познавательно – исследовательская деятельность».

    Февраль 2017

    Ознакомление родителей с  организацией пространственно – предметной среды.

    Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

    Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

    Март 2017 г.

    Разработка практических материалов для родителей.

    Буклеты, памятки, брошюры, справочные материалы.

    Апрель 2017 г.

    .Пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой.

    Дидактические игры, художественная литература.

    Май 2017г.

     Подготовить консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

     

    2 этап – основной . 2017-2018 уч. год                                                                                                                 Цель: внедрить в работу подготовленный материал.  

    Сентябрь 2017г.

    Разработка перспективно – тематического плана по ознакомлению детей с  

    познавательно – исследовательской деятельностью.

    Перспективно - тематический план по работе с детьми.

    Октябрь 2017г.

    Создание и поддержание регулярно обновляемого мини-сайта воспитателя.

    Электронный сайт – свидетельство

    Ноябрь 2017 г.

    Приобщение семьи к сотрудничеству с детским садом.

    Привлечь родителей  к  оформлению группового тематического альбома «Птицы зимой».

    Конкурс среди семей воспитанников на лучшую кормушку для птиц – «Птичья столовая».

    Декабрь 2017 г.

    Организовать с детьми  экскурсию в зимний парк «Наблюдение за птицами».

    Фотоотчет: « Наблюдение за птицами»

    Январь 2018 г.

    Проведение тематических консультаций для  создания  условий способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагога и родителей по вопросам экологического

     развития детей в условиях семьи.

    Консультации на тему: «Организация исследовательской деятельности детей в семье»

    Февраль 2018г.

    Привлечь родителей к изготовлению поделок в «Мини-музей в групповой комнате».

    Выставка поделок из природного материала.

    Март 2018 г.

    Проведение тематических консультаций для педагогов.

    Выступление на педагогическом совете «Формы работы с родителями по приобщению к экологической культуре».

    Апрель 2018 г.

    Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

    Газета для любознательных родителей.

    Май 2018 г.

    Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

    Фотовыставка « Юные исследователи».

    3 этап – заключительный                                                                                                     Цель: подвести итоги и представить опыт проделанной работы.

    Сентябрь2018г.

    Организация  практической деятельности по данной теме.

    Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

    Октябрь 2018г.

    Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования  nsportal.ru.

    Свидетельство о публикации.

    Ноябрь 2018г.

    Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

    Обобщить опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

    Декабрь 2018 г.

    Оформить практический материал (консультации, доклады, анкеты и т.д.).

    Обобщить опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников.

    Январь 2019 г.

    Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

    Картотека опытов и экспериментов.

    Февраль 2019г.

    Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

    Выступление на педсовете.

    Март 2019 г.

    Оформление аттестационного портфолио.

    Аттестационный лист

    Апрель 2019 г.

    Доклад и презентация по теме: «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

    Отчет из опыта работы.

    Май 2019г.

    Отчёт о проделанной работе по теме программы самообразования на итоговом педсовете.

    Представления результатов работы по теме саморазвития на педагогическом совете ДОУ.

    Изучение методической литературы

    1.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

    2.Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

    3.Дыбина О.В. и др. «Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

    4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2005.

    5.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: Сфера, 2004

    6. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». М: 2011

    7.Смирнов Ю.И. Воздух: «Книжка для талантливых детей и заботливых родителей». СПб., 1998.

    8.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Меньщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

    9. С. Н. Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

    10. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

    11. А.  И. Иванова   «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.

    12. С. Н. Николаева «Юный эколог».2002г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

    Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

    Презентация "Развитие экологической культуры в процессе самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

    Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. В этом может вам помочь наша презентация на тему "Развитие экологической культуры в процессе сам...

    Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

    Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...

    Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»

    Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых   игр»...