Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры старших дошкольников
    картотека (подготовительная группа) на тему

    Подборка дидактических игр для старших дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_didakticheskikh_igr.docx392.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская ФедерацияВсё для детского сада - Ноутбуки и планшетные компьютеры

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    г. Советский

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Светлячок» г. Советский»

    Игра “Пищевые цепочки на лугу”

    Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

    Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

    растения - гусеница - птица

    злаковые травы - грызуны - змеи

    злаковые травы - мышь - хищные птицы

    трава - кузнечик - луговые птицы

    насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

    тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

    травы (клевер) - шмель

    Игра “Пищевые цепочки водоёма”

    Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

    Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

    комар - лягушка - цапля

    червячок - рыбка - чайка

    водоросли - улитка - рак

    ряска - малёк - хищная рыба

    Игра “Пищевые цепочки в лесу”

    Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

    Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

    растения - гусеница - птицы

    растения - мышка - сова

    растения - заяц - лиса

    насекомые - ежи

    грибы - белки - куницы

    лесные злаки - лось - медведь

    молодые побеги - лось - медведь

    Игра “С чем нельзя в лес ходить?”

    Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

    Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда… Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

    Что в корзинку мы берем.

    Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

    Научить различать плоды по месту их выращивания.

    Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

    Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

    Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

    Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

    Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

    Угадай, что в мешочке?

    Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

    Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

    Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

    Выбери нужное.

    Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

    Материалы: предметные картинки.

    Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

    Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

    Где снежинки?

    Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

    Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

    Ход игры: 

    Вариант № 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

    Во время движения по кругу произносятся слова:

    Вот и лето наступило.

    Солнце ярче засветило.

    Стало жарче припекать,

    Где снежинку нам искать?

    С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

    Наконец, пришла зима:

    Стужа, вьюга, холода.

    Выходите погулять.

    Где снежинку нам искать?

    Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

    Вариант № 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

    Вывод делается из ответов на вопросы:

    - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

    С какой ветки детки?

    Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их  по принадлежности к одному растению.

    Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

    Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

    Сложи животное.

    Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

    Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

    Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

    Что из чего сделано?

    Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

    Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

    Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

    Угадай - ка.

    Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

    Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

    Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

    Съедобное – несъедобное.

    Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

    Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

    Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

    Цветочный магазин.

    Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

    Материалы: лепестки, цветные картинки.

    Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

    Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

    Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

    Полезные – неполезные.

    Цель: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

    Материалы: карточки с изображением продуктов.

    Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

    Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

    Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

    Узнай и назови.

    Цель: закрепить знания лекарственных растений.

    Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

    Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

    Назовите растение

    Цель: уточнять знания о комнатных растениях.

    Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

    -  Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

    - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

    Кто где живёт

    Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

    Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

    Береги природу.

    Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

    Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

    Цепочка.

    Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

    Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

    «Волшебный поезд»

    Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

    Материал. Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

    Ход игры

    Играют две команды (в каждой по 4 ребенка «проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед каждой командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.

    Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом- зверей, во втором – птиц, в третьем- насекомых, в четвертом- земноводных ) так, чтобы окне был один пассажир.

    Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

    Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

    «Зоологическая столовая»

    Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания животных и способах группировки их по этому признаку.

    Материал. На каждую команду- лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).

    Ход игры

    Играют две команды по 3-5 человек.

    Воспитатель. Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные- за зеленым, всеядные -за синим.

    Команда которая первая разместит животных правильно, станет победителем.

    «Лесной многоэтажный дом»

    Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

    Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.

    Ход игры

    1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

    2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

    Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

    «Кто рядом живет»

    Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

    Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш)- по количеству детей; обручи красного, зеленого, синего цвета.

    Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

    Ход игры

    В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

    Воспитатель. Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!»  обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема- в синем.

     После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание : «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяются несколько раз.

    «Живые цепочки»

    Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

    Материал. Маски (шапочки)животных и растений.

    Примечание. Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).

    Игра поводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес-это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

    Ход игры

    Играют  две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок- растения, второй- растительноядного животного, третий- хищника. Игра проводится в несколько этапов.

    Воспитатель. По команде «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

    Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.

    На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

    На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается, какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

    Если дети легко справляются  с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.

    Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»

    Цель: Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.

    Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки

    Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»

    Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

    Правила игры: Детям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.

    Дидактическая игра «Угадай какая птица?»

    Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.

    Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных

    Природа и человек. 
    Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
    Материалы: мяч.
    Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
    «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
    «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
    Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
    Выбери нужное.
    Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
    Материалы: предметные картинки.
    Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
    Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
    Где снежинки? 
    Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
    Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
    Ход игры:
    Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
    Во время движения по кругу произносятся слова:
    Вот и лето наступило.
    Солнце ярче засветило.
    Стало жарче припекать,
    Где снежинку нам искать?
    С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
    Наконец, пришла зима:
    Стужа, вьюга, холода.
    Выходите погулять.
    Где снежинку нам искать?
    Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
    Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
    Вывод делается из ответов на вопросы:
    - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
    С какой ветки детки?
    Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
    Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
    Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
    Когда это бывает?
    Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
    Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
    Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
    Весна.
    На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
    С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
    Лето.
    И светла, и широка
    Наша тихая река.
    Побежим купаться, с рыбками плескаться…
    Осень.
    Вянет и желтеет, травка на лугах,
    Только зеленеет озимь на полях.
    Туча небо кроет, солнце не блестит,
    Ветер в поле воет,
    Дождик моросит.
    Зима.
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Звери, птицы, рыбы.
    Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.
    Материалы: мяч.
    Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
    Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
    Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
    Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
    Сложи животное.
    Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
    Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).
    Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
    Что из чего сделано?
    Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
    Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
    Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
    Угадай - ка.
    Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
    Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
    Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
    Съедобное – несъедобное.
    Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
    Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
    Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
    Цветочный магазин.
    Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
    Материалы: лепестки, цветные картинки.
    Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
    Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
    Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
    Чудесный мешочек.
    Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
    Материалы: мешочек.
    Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.
    Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
    Полезные – неполезные.
    Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
    Материалы: карточки с изображением продуктов.
    Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
    Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
    Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.
    Узнай и назови.
    Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений.
    Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
    Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
    Назовите растение
    Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.
    Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
    Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
    - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
    - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
    Кто где живёт
    Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.
    Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
    Летает, плавает, бегает.
    Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.
    Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
    Береги природу.
    Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.
    Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
    Цепочка.
    Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
    Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
    Что было бы, если из леса исчезли…
    Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
    Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
    - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
    Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
    Узнай птицу по силуэту.
    Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
    Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
    Живое – неживое.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

    Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

    «Воспитание экологической культуры старших дошкольников»

    Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...

    Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"

    В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....

    Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников

    Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников...