Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему

Коноплева Инна Владимировна

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Юный патриот»

для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

 

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному саду, родной улице начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Важным аспектом патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование представлений о семье, родном городе, крае, стране. Ознакомление с животным и растительным миром страны, в которой ты проживаешь; с традициями русского народа; ознакомление с символикой государства и государственными праздниками – это и есть формирование первоначальных представлений о родной стране.

Актуальность внедрения программы внеурочной деятельности заключается в том, что у детей не хватает знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, они часто равнодушны к товарищам по группе. Также недостаточно сформирована работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Поэтому важно как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Программа кружка – это возможность в воспитании у дошкольников простых чувств, которые в будущем должны достигнуть наивысшей цели – воспитание патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Программа основана на современных подходах к развитию и воспитания дошкольника. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

-    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;

-    Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;

Целью программы кружка является воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • расширение представлений о родной стране, её столице, государственных праздниках;
  • чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • воспитание чувство гордости за свою страну, любви к ней

Реализация программы предполагает осуществление непосредственно образовательной деятельности в кружке «Юный патриот».

Методы работы:

  • наглядный
  • словесный
  • игровой
  • практический

В процессе работы кружка запланированы следующие формы работы: беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных композиций, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, целевые прогулки. Создание проектов, макет русской избы, аппликаций, проведение праздника день семьи, рисование.

Материально – техническое обеспечение:

  • дидактические и наглядные пособия;
  • компьютер;
  • репродукции картин;
  • художественная литература;
  • Символика России, глобус.

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – до 25 минут, проводится во второй половине дня еженедельно.

Ожидаемый результат:

  1. Дети имеют первоначальные знания о родном городе; знакомы с историей города, названиями улиц, имеют представления об известных людях. Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; дорожат своей семьей, домом.
  2. Имеют представление о месте работы родителей, значимости их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
  3. Знакомы со своей нацией, языком, традициями (гордятся своим народом, его достижениями); знают столицу нашей Родины – Москву (ее историю, достопримечательности; знакомы с несколькими крупными  городами страны и показывают их на карте России; имеют представления о флаге, гербе, гимне России).
  4. Знакомы с особенностями природы родных мест, флорой и фауной (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней).
  5. Знакомы с предметы декоративно-прикладного искусства, с произведениями устного народного творчества.

План программа реализации внеурочной деятельности

«Юный патриот»

  Дата

       Тема

         Задачи

           Содержание

Сентябрь

1неделя

2 неделя

3,4 неделя

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

1,2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

1,2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май

1,2 неделя

3 неделя

Мониторинг

«Моя семья»

«История моего детского сада» 

«Моя улица, мой дом родной». 

 

«Малая родина.

«Знаменитые земляки»

Тайны прошлого:
«Урал: по следу мамонта»

«Мой Пермский край»

«Водные объекты Пермского края»

Путешествие с городовичком по столице Пермского края»

«Конкурс знатоков малой Родины»

«Мир вокруг нас»

«Народы нашей страны»

«Наша Родина - Россия»

«Главный город нашей страны»

«Голубые реки России»

«Русский лес- чудесный лес!»

«Государственные символы России»

«Что значит быть гражданином России?» 

«Богатыри земли русской»

«Знаменитые россияне»

«Наши защитники в мирные дни»

«Знаменитые спортсмены».

«Мама – первое слово»

«Труд взрослых в родном городе»

«Масленица»

«Русские народные промыслы». 

«Как жили славяне»

«Народные игры»

«День Победы».

Мониторинг

Определить первоначальные знания детей.

Формировать чувство любви к своим близким. Дать представление о том, что взрослые работают, чтобы содержать свой дом, детей.

Познакомить детей с историей детского сада «Остров сокровищ»; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад.

Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад, закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами городских зданий, жилых домов их назначением.

Уточнить представления детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения «малая родина».

Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками ВОВ; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Познакомить с историей возникновения пермского края, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать интерес к истории родного края.

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире Пермского края; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства.

Познакомить с названием рек, обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Пермского края, формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины

Познакомить детей с историей возникновения города Перми; познакомить с символами родного края (герб, флаг).   Воспитывать уважительное отношение к родному городу. 

Закрепить знания детей о Пермском крае, родном городе.

Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России;
Воспитывать в детях гражданско –патриотические чувства.  

Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, расширять представления об окружающем мире. Доказать сходство всех детей независимо от их национальности.

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, закрепить символику России, воспитывать чувство любви к своей Родине.

Уточнить знания детей о столицы РФ; формировать представления о Москве как о главном городе России; побуждать детей восхищаться ее красотой; воспитывать гражданско- патриотические чувства. 

Познакомить детей с названиями крупных рек России. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. 

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. 

Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн.

Уточнить представления детей о России как о родной стране. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». 

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей

Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

Продолжать формировать знания детей о подвигах людей, совершающих в наши дни; закреплять знания о службе в армии; познакомить с качествами личности героев; воспитывать желание приходить на помощь людям. 

Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям.

Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства.

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина».

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.

Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. 

Систематизировать знания детей о жизни людей, продолжать знакомить с предметами быта, русскими национальными костюмами.

Продолжать знакомить детей с обычаями русского народа, познакомить с народными играми. Воспитывать уважение к традициям.

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.

Рассматривание семейных альбомов; беседы с детьми о членах их семьи, профессии родителей, об их обязанностях по дому.  
Изготовление генеалогического древа.  
 

Рассматривание видео слайдов строительство детского сада; составление фотоальбома: «История моего детского сада»; изготовление поделки «Остроша» - хранителя острова. 

Детско- родительские проекты по теме: «Моя улица, мой дом родной».

Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсия по родному городу».

Выставка «Город будущего»

Экскурсия в библиотеку;
просмотр презентации: «Улицы героев».
 

Совместное посещение краеведческого музея. Составление рассказов: «Что я видел в краеведческом музеи». Выставка рисунков «Древний Урал»  

Познакомить детей с назначением «Красной книги»; составление «Красной книги» Пермского края.

Беседа о водных ресурсах Пермского края, рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей;

Просмотр видеоролика «Город Пермь»; выставка рисунков «Пермяк – соленые уши»

Разгадывание кроссворда и загадок по теме: «Мой Пермский край»;

Работа с глобусом, беседы о разных странах и их жителях; Выставка коллекций магнитов.
 

 

Беседы о детях разных национальностей; просмотр видео- слайдов «Мы живем в одной стране»; чтение литературных произведений;
Подвижные игры разных народов.

 

Беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; изготовление коллективной аппликации «Российский флаг». 

Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы; просмотр видеофильма.

Детско- родительский проект по теме: «Отдых у реки».

Экскурсия в парк, составление рассказов «Мое любимое животное»

Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ; рассматривание герба на монетах, на документах;
Прослушивание гимна РФ.

Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России.

Чтение былин.

Выставка рисунков: «Богатыри земли русской» Рисование по пословицам и поговоркам.

Просмотр мультфильма: «Щелкунчик»; Организация коллекции книг российских авторов: «Моя любимая книга».

Праздник «День защитников Отечества»

Беседы о российском спорте, рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка «Мой любимый вид спорта».

 

Разучивание стихов, инсценировок, изготовление подарков для мам и бабушек.
Фотовыставка «Вот какие наши мамы!»  

Составление рассказов о труде родителей; фотовыставка «Мама и папа на работе».

Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.

Беседы о русских народных промыслах;  русские народные подвижные игры;
Выставка в группе народных игрушек.
Подбор материала о народно – прикладном искусстве.

Изготовление макета «Русская изба»

Игротека «Во саду ли, в огороде»

Экскурсия к монументу Славы», возложение цветов.
Посещение музея.
Рисование: «День Победы».

Справка по результатам работы

Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод: планомерная и систематическая работа по воспитанию духовно-нравственной личности, значительно влияет на развитие дошкольника в целом. Происходит развитие мыслительных процессов, ребенок учится анализировать, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные способности. Отмечается положительная динамика в формировании доброжелательного отношения к родным людям, сверстникам. Обогатились представления детей о стране, городе. Расширился кругозор о народных традициях.

На основе использования различных методов и приемов у детей появился интерес к получению новых знаний. Вовлечение родителей в процесс воспитания, позволил активизировать их деятельность, принимать активное участие в проектах, выставках, организовывать экскурсии, пополнять коллекционный материал.

Я считаю, что воспитание патриотических чувств у детей необходимо начинать с раннего возраста. Увлечение детей историей страны позволит им в дальнейшем пополнять свои знания новым учебным материалом. А главное, зарождающие в детстве ростки патриотизма, помогут вырасти ребенку: уважающей себя личностью, умеющим ценить и уважать людей, историю страны, быть гражданином России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста

Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...