Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности «Юный патриот» для детей старшего дошкольного возраста
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Коноплева Инна Владимировна

    Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx38.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа внеурочной деятельности

    «Юный патриот»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Пояснительная записка

    Что мы Родиной зовем?
    Дом, где мы с тобой растем
    И березки у дороги,
    По которой мы идем
    Что мы Родиной зовем?
    Солнце в небе голубом.

    И душистый, золотистый

    Хлеб за праздничным столом
    Что мы Родиной зовем?
    Край, где мы с тобой живем.
    В. Степанов

     

    Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному саду, родной улице начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Важным аспектом патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование представлений о семье, родном городе, крае, стране. Ознакомление с животным и растительным миром страны, в которой ты проживаешь; с традициями русского народа; ознакомление с символикой государства и государственными праздниками – это и есть формирование первоначальных представлений о родной стране.

    Актуальность внедрения программы внеурочной деятельности заключается в том, что у детей не хватает знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, они часто равнодушны к товарищам по группе. Также недостаточно сформирована работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

    Поэтому важно как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

    Программа кружка – это возможность в воспитании у дошкольников простых чувств, которые в будущем должны достигнуть наивысшей цели – воспитание патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

    Программа основана на современных подходах к развитию и воспитания дошкольника. Задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса.

    Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

    -    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;

    -    Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);

    - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;

    Целью программы кружка является воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине.

    Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

    • воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу;
    • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
    • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
    • расширение представлений о родной стране, её столице, государственных праздниках;
    • чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
    • воспитание чувство гордости за свою страну, любви к ней

    Реализация программы предполагает осуществление непосредственно образовательной деятельности в кружке «Юный патриот».

    Методы работы:

    • наглядный
    • словесный
    • игровой
    • практический

    В процессе работы кружка запланированы следующие формы работы: беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных композиций, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, целевые прогулки. Создание проектов, макет русской избы, аппликаций, проведение праздника день семьи, рисование.

    Материально – техническое обеспечение:

    • дидактические и наглядные пособия;
    • компьютер;
    • репродукции картин;
    • художественная литература;
    • Символика России, глобус.

    Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – до 25 минут, проводится во второй половине дня еженедельно.

    Ожидаемый результат:

    1. Дети имеют первоначальные знания о родном городе; знакомы с историей города, названиями улиц, имеют представления об известных людях. Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; дорожат своей семьей, домом.
    2. Имеют представление о месте работы родителей, значимости их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
    3. Знакомы со своей нацией, языком, традициями (гордятся своим народом, его достижениями); знают столицу нашей Родины – Москву (ее историю, достопримечательности; знакомы с несколькими крупными  городами страны и показывают их на карте России; имеют представления о флаге, гербе, гимне России).
    4. Знакомы с особенностями природы родных мест, флорой и фауной (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней).
    5. Знакомы с предметы декоративно-прикладного искусства, с произведениями устного народного творчества.

    План программа реализации внеурочной деятельности

    «Юный патриот»

      Дата

           Тема

             Задачи

               Содержание

    Сентябрь

    1неделя

    2 неделя

    3,4 неделя

    Октябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Ноябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Декабрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    январь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Февраль

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Март

    1,2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Апрель

    1,2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Май

    1,2 неделя

    3 неделя

    Мониторинг

    «Моя семья»

    «История моего детского сада» 

    «Моя улица, мой дом родной». 

     

    «Малая родина.

    «Знаменитые земляки»

    Тайны прошлого:
    «Урал: по следу мамонта»

    «Мой Пермский край»

    «Водные объекты Пермского края»

    Путешествие с городовичком по столице Пермского края»

    «Конкурс знатоков малой Родины»

    «Мир вокруг нас»

    «Народы нашей страны»

    «Наша Родина - Россия»

    «Главный город нашей страны»

    «Голубые реки России»

    «Русский лес- чудесный лес!»

    «Государственные символы России»

    «Что значит быть гражданином России?» 

    «Богатыри земли русской»

    «Знаменитые россияне»

    «Наши защитники в мирные дни»

    «Знаменитые спортсмены».

    «Мама – первое слово»

    «Труд взрослых в родном городе»

    «Масленица»

    «Русские народные промыслы». 

    «Как жили славяне»

    «Народные игры»

    «День Победы».

    Мониторинг

    Определить первоначальные знания детей.

    Формировать чувство любви к своим близким. Дать представление о том, что взрослые работают, чтобы содержать свой дом, детей.

    Познакомить детей с историей детского сада «Остров сокровищ»; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад.

    Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад, закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами городских зданий, жилых домов их назначением.

    Уточнить представления детей о родном городе; закрепить и обобщить знания детей о символике города; формировать понимание выражения «малая родина».

    Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками ВОВ; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

    Познакомить с историей возникновения пермского края, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать интерес к истории родного края.

    Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире Пермского края; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства.

    Познакомить с названием рек, обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Пермского края, формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины

    Познакомить детей с историей возникновения города Перми; познакомить с символами родного края (герб, флаг).   Воспитывать уважительное отношение к родному городу. 

    Закрепить знания детей о Пермском крае, родном городе.

    Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России;
    Воспитывать в детях гражданско –патриотические чувства.  

    Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей, расширять представления об окружающем мире. Доказать сходство всех детей независимо от их национальности.

    Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, закрепить символику России, воспитывать чувство любви к своей Родине.

    Уточнить знания детей о столицы РФ; формировать представления о Москве как о главном городе России; побуждать детей восхищаться ее красотой; воспитывать гражданско- патриотические чувства. 

    Познакомить детей с названиями крупных рек России. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. 

    Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. 

    Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн.

    Уточнить представления детей о России как о родной стране. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин». 

    Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей

    Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну; сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

    Продолжать формировать знания детей о подвигах людей, совершающих в наши дни; закреплять знания о службе в армии; познакомить с качествами личности героев; воспитывать желание приходить на помощь людям. 

    Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям.

    Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства.

    Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина».

    Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы; познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.

    Закреплять интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. 

    Систематизировать знания детей о жизни людей, продолжать знакомить с предметами быта, русскими национальными костюмами.

    Продолжать знакомить детей с обычаями русского народа, познакомить с народными играми. Воспитывать уважение к традициям.

    Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.

    Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.

    Рассматривание семейных альбомов; беседы с детьми о членах их семьи, профессии родителей, об их обязанностях по дому.  
    Изготовление генеалогического древа.  
     

    Рассматривание видео слайдов строительство детского сада; составление фотоальбома: «История моего детского сада»; изготовление поделки «Остроша» - хранителя острова. 

    Детско- родительские проекты по теме: «Моя улица, мой дом родной».

    Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсия по родному городу».

    Выставка «Город будущего»

    Экскурсия в библиотеку;
    просмотр презентации: «Улицы героев».
     

    Совместное посещение краеведческого музея. Составление рассказов: «Что я видел в краеведческом музеи». Выставка рисунков «Древний Урал»  

    Познакомить детей с назначением «Красной книги»; составление «Красной книги» Пермского края.

    Беседа о водных ресурсах Пермского края, рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей;

    Просмотр видеоролика «Город Пермь»; выставка рисунков «Пермяк – соленые уши»

    Разгадывание кроссворда и загадок по теме: «Мой Пермский край»;

    Работа с глобусом, беседы о разных странах и их жителях; Выставка коллекций магнитов.
     

     

    Беседы о детях разных национальностей; просмотр видео- слайдов «Мы живем в одной стране»; чтение литературных произведений;
    Подвижные игры разных народов.

     

    Беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; изготовление коллективной аппликации «Российский флаг». 

    Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы; просмотр видеофильма.

    Детско- родительский проект по теме: «Отдых у реки».

    Экскурсия в парк, составление рассказов «Мое любимое животное»

    Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ; рассматривание герба на монетах, на документах;
    Прослушивание гимна РФ.

    Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России.

    Чтение былин.

    Выставка рисунков: «Богатыри земли русской» Рисование по пословицам и поговоркам.

    Просмотр мультфильма: «Щелкунчик»; Организация коллекции книг российских авторов: «Моя любимая книга».

    Праздник «День защитников Отечества»

    Беседы о российском спорте, рассматривание фотографий знаменитых спортсменов, фотовыставка «Мой любимый вид спорта».

     

    Разучивание стихов, инсценировок, изготовление подарков для мам и бабушек.
    Фотовыставка «Вот какие наши мамы!»  

    Составление рассказов о труде родителей; фотовыставка «Мама и папа на работе».

    Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.

    Беседы о русских народных промыслах;  русские народные подвижные игры;
    Выставка в группе народных игрушек.
    Подбор материала о народно – прикладном искусстве.

    Изготовление макета «Русская изба»

    Игротека «Во саду ли, в огороде»

    Экскурсия к монументу Славы», возложение цветов.
    Посещение музея.
    Рисование: «День Победы».

    Справка по результатам работы

    Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод: планомерная и систематическая работа по воспитанию духовно-нравственной личности, значительно влияет на развитие дошкольника в целом. Происходит развитие мыслительных процессов, ребенок учится анализировать, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные способности. Отмечается положительная динамика в формировании доброжелательного отношения к родным людям, сверстникам. Обогатились представления детей о стране, городе. Расширился кругозор о народных традициях.

    На основе использования различных методов и приемов у детей появился интерес к получению новых знаний. Вовлечение родителей в процесс воспитания, позволил активизировать их деятельность, принимать активное участие в проектах, выставках, организовывать экскурсии, пополнять коллекционный материал.

    Я считаю, что воспитание патриотических чувств у детей необходимо начинать с раннего возраста. Увлечение детей историей страны позволит им в дальнейшем пополнять свои знания новым учебным материалом. А главное, зарождающие в детстве ростки патриотизма, помогут вырасти ребенку: уважающей себя личностью, умеющим ценить и уважать людей, историю страны, быть гражданином России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

    Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

    Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

    Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

    Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

    Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

    Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста

    Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....