«Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)
учебно-методический материал на тему

Сотникова Инна Николаевна

Профориентация – в настоящее время является важным  

направлением работы образовательных учреждений.  

Закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_pechat_konsultatsiya.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

«Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».

(консультация для педагогов и родителей)

Профориентация – в настоящее время является важным

направлением работы образовательных учреждений.

Закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется

должного внимания этой проблеме.  Причина этому,

отсутствующая программа профориентации детей.

Поэтому основная масса выпускников школ  не имеет даже

примерного представления о том, кем хочет стать, какую

профессию получить,  кем работать после окончания

техникума или института, профессию зачастую детям выбирают

родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок,

даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений,

 может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно.  Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации  о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

     

                  Профориентация дошкольников – это новое,

                    малоизученное направление в психологии и педагогике.                                    

                           Что такое профессиональная ориентация? Это система

                          мероприятий, направленных на выявление личностных

                          особенностей, интересов и способностей у каждого человека для  

                        оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее

                         соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается

                         не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже

                          проявля как личность. У него проявляются способности,

                          наклонности, определенные потребности в той или иной

                         деятельности.

                          Зная психологические и педагогические особенности ребенка в

                          детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том

                          или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка,

                         дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной

                         области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников

это новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром

происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда

дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой

 информации узнают о разных профессиях.

В зависимости от способностей, психологических особенностей

темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему

ценности труда у детей формируется система знаний

 о профессиях, интересы и отношение к определенным видам

деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

                                    Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы                      

                                далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело

                                вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы

                                наши

                                - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень  

                                важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

                               - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

                               - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с                

                               помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

                              - были готовы трудиться сами —  по причине, что это им

                                нравится и интересно, и потому, что это надо;                          

                              - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками,  

                               трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы

                               свои трудовые способности.

Работа по ранней профориентации дошкольников  может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях , активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Наша задача состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

Информационная копилка "Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников"

Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников....

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников

Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....

Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников (консультация для педагогов)

laquo;Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - ин...

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.

В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....