Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников
классный час

Клева Елена Владимировна

Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon partnerskaya_d-t_pedagogov_detey_i_roditeley.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей

как эффективная форма работы

по ранней профориентации дошкольников

Воспитатель:  Клева Е. В.,

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 28

пос. Разумное

Белгородского района

Белгородской области»

В настоящее время вопрос о ранней профориентации детей встал достаточно остро, поскольку огромное число представителей современной молодежи вступают во взрослую жизнь, так и не определившись, какому роду деятельности они хотели бы себя посвятить. Отсюда – массовое «скитание» из профессии в профессию, нелюбовь к делу, которым занят, и, как следствие, тотальная нехватка квалифицированных специалистов буквально во всех сферах деятельности.

К сожалению, профориентации подрастающего поколения в российских школах долгое время уделялось мало внимания. Детей начинали знакомить с профессиями лишь в старших классах, причем перечень предлагаемых профессий был ничтожно мал и знания о них давались слишком поверхностно и эпизодически. Даже сегодня в штате многих средних образовательных организаций отсутствуют специалисты, которые отвечали бы за данный фронт социально-педагогической работы. В то время как, по мнению ведущих педагогов и психологов, осуществлять профориентационную работу с детьми следует как можно раньше.

Дошкольное детство – как раз тот самый период, когда ребенок активно знакомится с окружающим миром и исследует его. Дошкольник интересуется самыми разными видами деятельности, познает мир человеческих отношений и примеривает на себя всевозможные социальные роли.

Ребенок 5-7 лет стремится поступать как взрослый, подражая ему буквально во всем. Не удивительно, что именно в этом возрасте дети охотнее всего заражаются мечтой о своей будущей роли в трудовой и общественной жизни. Поэтому ознакомление старших дошкольников со спектром востребованных в обществе профессий является одной из важнейших задач социализации ребенка.

Благодаря ранней профориентации в условиях детского сада ребенок осознает, что такое труд и зачем он нужен, признает неоспоримое развитие науки и техники, начинает гордиться трудовыми достижениями своих близких и человечество в целом. И через все это глубже проникает в мир взрослых, понимая и принимая его.

ФГОС дошкольного образования учитывает актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его результатах и роли в общественной и частной жизни. Однако следует помнить, что дошкольная профориентация вовсе не гарантирует окончательного и бесповоротного выбора профессии. Раннее самоопределение дошкольников носит преимущественно ознакомительный характер. И миссией педагогов ДОУ является лишь поверхностное информирование воспитанников о разнообразном мире современных, в том числе рабочих специальностей с учетом их социальной значимости.

Более того, в современных отечественных дошкольных учреждениях существует целый ряд проблем ранней профориентации воспитанников:

  • традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями уже не вызывают у современных детей активного познавательного интереса;
  • не отработана система ознакомления дошколят с миром профессий;
  • не разработана программа по профориентации детей;
  • мало методических разработок по данной тематике (сборники стихов о профессиях, наборы предметных картинок, отдельные конспекты занятий – вот, пожалуй, и все, чем располагают воспитатели);
  • нет нацеленности на современный рынок труда;
  • нет преемственности в работе детского сада и школы в ранней профориентации воспитанников;
  • недостаток или отсутствие технических средств (ИКТ) для качественного ознакомления дошкольников с актуальными на сегодняшний день профессиями;
  • недостаточно развиты партнерские отношения педагогов с родителями и общественными организациями с целью профессионального ориентирования подрастающего поколения.

В результате мы наблюдаем следующую картину: в сюжетно-ролевых играх дошкольники отражают лишь очень узкий круг взрослых профессий (врач, продавец, парикмахер, строитель, механик, повар, полицейский, пожарный, художник, актер). Да и сами педагоги, как правило, имеют весьма скудные представления о современных, востребованных и перспективных профессиях, что также негативно сказывается на детских впечатлениях.

В целях восполнения пробелов в этой области наряду с традиционными формами и методами профориентации дошкольников (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры, демонстрации, беседы, продуктивная деятельность, экскурсии и проч.) ведущие педагоги и психологи рекомендуют использовать целый ряд инновационных форм воспитания детского интереса к профессиям и труду:

  • творческое моделирование и проектирование;
  • просмотр слайд-шоу, фильмов о профессиях;
  • мультимедийные презентации;
  • КВНы, викторины;
  • виртуальные экскурсии;
  • создание мастерских («Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»);
  • проектная деятельность («Поиграем в профессии»);
  • изготовление лэпбуков;
  • поздравление родителей с профессиональными праздниками;
  • выпуск настенных газет и альбомов, посвящённых профессиям («Моя мама – шеф-повар (стилист, журналист, директор магазина)», «Мой папа – строитель (юрист, ювелир, спасатель, менеджер)», «Профессии наших родителей» и т. д.);
  • планирование и проведение тематических недель;
  • интерактивные игры;
  • совместный с детьми труд (акции «Посади дерево», «Наша клумба») и т. д.

Многое из перечисленного выше педагоги нашего ДОУ успешно используют в своей ежедневной работе. И все же, как показала практика, воспитательно-образовательная деятельность по вопросам ранней профориентации старших дошкольников оказывается наиболее результативной, если осуществляется при активной поддержке семей наших воспитанников.

Согласно статье 18 «Закона об образовании», первым источником знаний для ребенка являются его родители, на которых возложена важная миссия по закладке основ физического, нравственного и интеллектуального развития дошкольника.

Бесспорно, семья – это основа для формирования детского мировоззрения. Именно в ней у ребенка закладываются первые впечатления о работе, вырабатывается положительное или негативное отношение к труду в целом. Так или иначе, дети осведомлены о том, чем заняты близкие им люди, и видят мир профессий глазами взрослых – со всеми его плюсами и минусами.

При этом любой из домочадцев, имеющий опыт работы в определенной сфере, может сыграть роль эксперта и подробно ознакомить ребенка с особенностями своей профессиональной деятельности, рассказать о ее преимуществах и даже показать результаты своего труда. А заодно упомянуть о том, какими качествами должен обладать представитель определенной сферы деятельности и какие «подводные камни» могут ожидать человека, выбравшего данную специализацию.

«Погружение» в трудовой мир вместе с взрослым, которому ребенок безгранично доверяет, оставляет неизгладимый след в памяти у малыша и может повлиять на выбор его будущей профессии. Особенно, если дать информацию об определенной специальности в положительном ключе. А уж если взрослый сможет подкрепить свой рассказ познавательной экскурсией на свою работу, то «урок» подарит ребенку яркие впечатления на всю жизнь.

Заметим, что работа педагога в данном направлении вовсе не предполагает перекладывания образовательно-воспитательной функции только на членов семей воспитанников. Педагог в данном случае не только информационно дополняет багаж «семейной» профориентации, но и грамотно направляет профориентационную деятельность родителей, повышает их педагогическую грамотность.

Работая в данном направлении, педагоги нашего ДОУ отмечают, что наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями дошкольников являются:

  • оформление информационных родительских уголков, где содержатся четкие рекомендации по ранней профессиональной ориентации дошкольников в семье, а также папок-передвижек и буклетов с советами по ознакомлению детей с актуальными профессиями;
  • родительские собрания («С какими профессиями нужно знакомить детей?» и т. д.);
  • семинары-практикумы («Знакомим детей с миром профессий»);
  • тематические досуги с участием родителей («Кем лучше быть?», «Моя любимая работа»);
  • проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий;
  • участие родителей в беседах (рассматривание принесенных ими спецодежды, рабочих инструментов, фото- и видеоматериалов, живой рассказ родителей о своих специальностях);
  • экскурсии, проводимые родителями на их рабочих местах (парикмахерская, пекарня, пищевой рынок, станция техобслуживания, обувная мастерская и т. д.).

Помимо перечисленных выше форм работы с родителями наши педагоги:

  • разработали и успешно реализовали проект «Поиграем в профессии», в рамках которого ребята подготовительных групп в игровой форме познакомились с такими профессиями как: стилист, косметолог, менеджер по продажам, повар-кондитер, ювелир, специалист по рекламе, журналист и др.;
  • организовали непосредственное участие в проекте родителей воспитанников, которые выступили в качестве приглашенных экспертов в рамках тематической «Недели родительских профессий»;
  • при активном участии семей воспитанников оформили семейные газеты и альбомы «Профессии наших родителей»;
  • совместно с родителями организовали и провели познавательные экскурсии на рабочие места родителей наших дошкольников, где мамы и папы выступили в роли экскурсоводов;
  • в качестве итогового мероприятия подготовили и провели в ДОУ КВН, с помощью которого подготовишки смогли обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе реализации проекта.

В заключение хочется напомнить, что для детей очень важно, что рядом с ними находится взрослый, который всегда поможет, подскажет. Это ощущение придает ребенку уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

А если в деле ранней профориентации дошкольников взрослые – педагоги и родители – идут в правильном направлении и действуют сообща, результат определенно будет положительным. И общество, наконец, получит новое поколение молодых людей, которые точно знают, кем они хотят быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

«Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Профориентация – в настоящее время является важным  направлением работы образовательных учреждений.  Закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. ...

Консультация для педагогов « Проектная деятельность в детском саду – это наиболее эффективная форма работы с дошкольниками»

Проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками прое...

«Использование интерактивных форм работы для ранней профориентации дошкольников» (квест –игры, кейс-технологии)

Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитан...

«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранн...

Буклет «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы по ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

     Первый этап профориентационной работы ребёнок проходит именно в детском саду, приобщаясь к которой принимает мир взрослых с его проблемами, успехами и решениями....

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.

В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....