«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»
статья

Каликанова Ольга Александровна

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologiya_tekst.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Доклад на тему:

«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»

Автор:

 Воспитатель первой

квалификационной категории

Каликанова О.А

                                                                   

п.г.т. Стройкерамика

2021г.

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.

Одной из эффективных технологий формирования у дошкольников представлений о профессиях является кейс-технология, в основе которой стоит игровая деятельность.

Название кейс - технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (игры, задания, иллюстрации, фото, мнемокарты, перфокарты и др.)

Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.

Кейс помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Кроме того хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ. Кейс-метод подразумевает постановку проблемы, а главное предназначение кейс-метода – развивать способность самостоятельно вычленять и исследовать различные проблемы из предложенной ситуации, находить их решения из множества вариантов и работать с информацией.

Виды кейсов: печатный кейс; мультимедиа кейс; видео кейс.

Типы кейсов: «Кейсы-инциденты» (фото-кейсы и кейсы-иллюстрации, кейсы-драматизации, кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений); «Кейсы-вариации и догадки» (серия опорных картинок, предметные картинки, кейсы наоборот, кейсы-варианты развития событий и др.)

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности в сюжетной или дидактической игре. В процессе работы, вы можете пополнять кейс новыми видами профессий, которые заинтересуют детей, а также новыми дидактическими играми.

Главные составляющие кейса

1.проблема, предполагающая несколько вариантов ее решения (фото, сюжет которого отражает какую либо проблему).

2. вспомогательная информация (текст к кейсу, который описывает совокупность событий).

3.задание (правильно поставленный вопрос, в котором должна быть мотивация на решение проблемы.)                                                                                      

 4. Рефлексия.       

Каждый кейс-это источник разнообразных игр и заданий, проблемных ситуаций. По теме «Профессии» можно использовать следующие:

  • Перфокарты, с уже заложенными вопросами про ту или иную профессию.
  • Перфокарты для детей более младшего возраста (подбери действия)
  • Мнемосхемы «Расскажи о профессии»
  • Д/игра «Узнай профессию» (в форме разрезных картинок)
  • Д/игра «Узнай профессию» (по предметам, по загадкам)
  • Д/игра «Четвертый лишний!»
  • Д/игра «Кому что нужно? (Орудия труда)»
  • Д/игра «Оденемся на работу»
  • Д/игра «Кто что делает?»
  • Д/игра «Исправь ошибку»
  • Д/игра «Определи профессию по результату труда»
  • Лото «Профессии»
  • Словесная игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
  • Д/игра «Подбери подходящее слово» (личностные качества человека которые помогают в профессии)

Для работы с кейсом по теме профессий можно использовать следующий алгоритм

1. Как называется профессия?

2. Где работают люди данной профессии (место работы)?

3. Какая у них форменная одежда?

4. Материалы для труда?

5. Какие орудия труда использует?

6. В чём заключаются трудовые действия?

7. Какие личностные качества человека помогают в профессии?

8. Какой результат труда данной профессии?

9. В чём заключается польза труда для общества?

В конце игры необходимо провести рефлексию или дидактическую игру «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Так же возможно проведение рефлексии по мнемотаблице (по схеме), где дети обобщают свои знания о профессиях и высказывают свое личное мнение (отношение) к игре.

Кейс-игры можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы. Проводить игру можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Также дети могут использовать кейс в свободной деятельности.      

Заключение:

Умелое использование кейс - технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в ранней профориентации у детей. Дает возможность:

-обогатить знания и представления детей о некоторых видах профессий и о результатах профессиональной деятельности посредством дидактических игр;

-формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению;

-обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «Профессии»;

-способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации;

-способствовать воспитанию умения работать в

коллективе;

-развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников

Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....

«Использование интерактивных форм работы для ранней профориентации дошкольников» (квест –игры, кейс-технологии)

Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитан...

Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.

В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развити...

Буклет «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы по ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

     Первый этап профориентационной работы ребёнок проходит именно в детском саду, приобщаясь к которой принимает мир взрослых с его проблемами, успехами и решениями....

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.

В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....

Кейс-технология, как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению

Презентация на тему " Кейс-технология, как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"...