Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.
статья

Понкратьева Алёна Васильевна
В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развитие ребенка как личности. Для того чтобы каждый ребенок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения - профессии родителей и людей хорошо им знакомых, чей труд они наблюдают изо дня в день. И в качестве основного средства реализации задач профессиональной ориентации выступает проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.

В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развитие ребенка как личности. Для того чтобы каждый ребенок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения - профессии родителей и людей хорошо им знакомых, чей труд они наблюдают изо дня в день. И в качестве основного средства реализации задач профессиональной ориентации выступает проектная деятельность.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.                                                                                                                     Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Знакомство с трудовыми отношениями начинается с младшего дошкольного возраста. Дети слушают сказки, общаются с родителями и воспитателями, смотрят адаптированные для них передачи о разных профессиях.

Отмечу, что на формирование системы знаний о профессии, интересов и отношение к определенным видам деятельности, влияют психологические особенности ребенка – его темперамент, характер, а также внутрисемейные отношения.

В дошкольном возрасте ребенок очень любознателен, он активно узнает окружающий мир, его законы и ценности. В связи с этим свойством детского характера, образовательная среда дошкольного учреждения должна строиться с учетом развития познавательного интереса к трудовой сфере взаимоотношений.

По словам Л. С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка.

Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, в основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих знаний является важным звеном социальной адаптации ребенка.

Задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе».

Первая младшая группа

Способствовать развитию интереса к труду.  Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.)

Вторая младшая группа

Развивать интерес к труду взрослых в детском саду  (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая)

Средняя группа

Формировать представление об отдельных профессиях взрослых (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»

Старшая

Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.

Подготовительная

Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и  благополучной жизни страны, семьи, и каждого человека,  о разнообразии и взаимосвязи видов  труда и профессий.

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

     Тип проекта

Содержание

  Возраст детей

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна

Старшая группа

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Вторая младшая

группа

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Средняя группа

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Вторая младшая

группа

Классификация проектов

 

 По составу участников 

Индивидуальный 

Подгрупповой 

Семейный 

Парный Групповой 

 

     По содержанию 

Монопроекты (одна образовательная область) 

Интегративные (две и более образовательные области) 

По продолжительности 

Краткосрочные (1-4 недели) 

Среднесрочные (до 1 месяца) 

Долгосрочные (полугодие, учебный год) 

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные 

Исследовательские 

Творческие  

Проектно-ориентированные 

Способ разработки проектов:

Как и любой другой проект начинаем с подготовительного этапа. Сюда входят:

- Донести до участников проекта важность темы;

- Определение и обсуждение со всеми участниками проектов поэтапного плана работы;

-Анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию;

- Поиск партеров

-Создание банка идей и предложений;

- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проектов;

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

- Организация мини-музеев

- Создание серии мини-игр по темам.                                                                                                        

В ходе реализации проекта могут быть использованы: дидактические игры, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, беседы, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, проблемно - игровые ситуации, рисование, конструирование, аппликации, лепка, подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика и т.д

На завершающем этапе могут быть проведены игры- викторины, итоговые мероприятия.                           Целью которых является обобщить и закрепить полученные за время проекта знания детей. Создать условия для развития творческих, исследовательских умений.                                        По итогу дети награждаются дипломами, памятными медальками участников проектов.

Итак, дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников

Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....

Статья «Метод проектов как эффективная форма организации исследовательской деятельности в ДОУ»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок – дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает что &ndash...

«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранн...

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.

В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....