Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»
учебно-методический материал
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»
"Если сегодня мы будем учить так, как
учили вчера, мы украдем у наших детей завтра"
Джон Дьюи (американский философ и педагог)
Цель мероприятия: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
Задачи:
- Повышать методический уровень педагогов в применении технологии проектирования в работе по раннему профессиональному самоопределению дошкольников;
- Развитие творческой инициативы педагогов.
Педагогам предлагается разделиться на четыре группы, вытянув листок с названием профессии, и занять место за определенным столом (на столах стоят таблички со следующими профессиями: фотограф, художник, космонавт, железнодорожник).
- Теоретическая часть.
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.
Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).
Проект - в переводе с греческого – это путь исследования, т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна | Старшая группа |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Вторая младшая группа |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Средняя группа |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Вторая младшая группа |
Классификация проектов
По составу участников | Индивидуальный Подгрупповой Семейный Парный Групповой |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
Способы разработки проектов:
- Системная паутинка по проекту;
Дальнейшее развитие содержания и формы реализации проекта получают в ходе составления плана «Паутинка». Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
- "Модель трёх вопросов"
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Полезно будет придумать с детьми разные символы - сбора информации.
- Образ "Семь мы" (по Заир-Бек) "
(по Заир-Бек) Заир-Бек Елена Сергеевна доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург)
- Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
- Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
- Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
- Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
- Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
- Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
- Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
- Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Этот приём является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ мышления. «Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» Основателем техники «Мыслительных карт» является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Согласно методике Тони Бьюзена, эффективность мыслительных процессов можно повысить, подключив к процессу правое полушарие и разбавив монотонное логическое восприятие информации наглядными образами и ассоциациями. Для этого Тони Бьюзен использует ментальные карты – визуальное изображение проблемы, которую нужно решить или предмета, который нужно запомнить. В результате получаем «карту мышления» - визуальное отображение собственного представления о предмете или проблеме. На такой ментальной карте хорошо видны все главные аспекты проблемы, пробелы в понимании вопроса, ассоциативные связи, а главное – она отображает не результат, а сам процесс мышления.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги могут организовать воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Под проектом подразумевается комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Результатом работы может быть: решение проблемы, составление альбома, стенгазеты, книги, презентации, праздник и т.д.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. Проектный метод можно использовать при организации работы в детском саду по раннему профессиональному самоопределению дошкольников. А также можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Особенностью проектной деятельности дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, является метод проектов так как:
- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию;
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.
А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!
Образовательная деятельность по Программе ранней профориентации для детей дошкольного возраста имеет следующие целевые ориентиры:
- развитие познавательного интереса, развитие общих способностей детей;
- формирование начальных и максимально разнообразных представлений о профессиях;
- формирование у ребенка эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;
- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование системы отношений и нравственных установок к труду (положительное отношение к труду, общественная значимость труда, ценность труда для человека, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда);
- предоставление возможности использования детьми дошкольного возраста своих сил в доступных видах деятельности.
- популяризацию профессионализма в любой сфере труда.
В дошкольном образовательном учреждении может реализовываться проект «Лаборатория профессий», которая включает игровые модули «Мастерская», «Больница», «Магазин» и др., направленные на ознакомление с различными профессиями, а также наборы инструментов, спецодежда, конструкторы ЛЕГО, имитирующие рабочий процесс профессии.
Получая знания о различных профессиях, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
- Практическая часть.
- Игра «Профессия»
«На экране появляется слайд со словом «Профессия». Вам необходимо на каждую букву, написать название профессии. (Например: «повар», «радист», «офицер», «фокусник», «егерь», «стоматолог», «слесарь», «инспектор», «ямщик»).
Педагоги зачитывают, какие профессии они подобрали на каждую букву.
- Задание - «Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе».
Итак, а теперь мы предлагаем вам вспомнить и назвать задачи по каждой возрастной группе.
Первая младшая группа | Способствовать развитию интереса к труду. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.) |
Вторая младшая группа | Развивать интерес к труду взрослых в детском саду (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая) |
Средняя группа | Формировать представление об отдельных профессиях взрослых (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия» |
Старшая | Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. |
Подготовительная | Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи, и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий. |
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
- Работа в группах – разработка проектов.
(На каждый стол раздаются бланки, педагогам предлагается поработать в группах по разработке проектов по заданным профессиям поэтапно. Затем группы обмениваются заполненными таблицами и вносят дополнения в графе «Примечания»). Далее каждая группа представляет свой проект, проводим анализ, идет обсуждение.
- Игра «Угадай профессию»
(Для игры приглашаются 2-3 участника, которые должны угадай профессию по наводящим вопросам, заранее известную аудитории)
- Игра «Головоломка»
Необходимо разобраться в словах, в названии которых скрыта профессия.
РВАЧ = В- - - (медработник)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)
Итак, дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
- Рефлексия: педагогам предлагается отметить на общей системной паутинке свое отношение к прослушанной теме, практической работе на семинаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...
Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников
Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....
«Кейс-технология как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников»
Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранн...
Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.
В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развити...
Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей, как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников.
В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации обучающихся....
Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»
Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции...