Модель формирования положительного отношения детей к истокам бурятской народной культуры.
проект

В эпоху глобальных перемен, когда поиск новых путей социально - политического и социально - экономического развития страны вольно или невольно ведёт к стиранию, к забвению национальных культур, традиции, обычаев, актуальной для общества становится проблема сохранения национального наследия народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект85.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Дульдургинский детский сад «Чебурашка»

Проект

«Модель формирования положительного отношения детей к истокам бурятской народной культуры»

Автор проекта:

Дамдинжапова Цыпелма Чимитдоржиевна, воспитатель,

I категория, стаж 29 лет

Пояснительная записка

           В эпоху глобальных перемен, когда поиск новых путей социально- политического и социально- экономического развития страны вольно или невольно ведёт к стиранию, к забвению национальных культур, традиции, обычаев, актуальной для общества становится проблема сохранения национального наследия народов.

На современном этапе развития общества и активных процессов модернизации  образования, в современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего края.

Наш современник академик Лихачёв Д.С. отмечал: « Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Большое значение здесь имеет опыт прошлого, приобщение детей к истокам малой родины, формирование патриотических чувств. Всё это обеспечивает связь поколений, способствует гармоничному развитию личности. Решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Поэтому в содержание образования включается региональный компонент, отражающий историю, культуру и традиции бурятского народа.

Новизна  проекта заключается в  создании модели формирования у детей положительного отношения к истокам культуры бурятского народа.

Актуальность.

Актуальность представляемой инновации обусловлена недостаточностью накопления социального опыта жизни у детей о своём селе, крае, усвоение национальных ценностей, слабым знанием родного языка, взаимоотношений, принятых норм поведения и приобщения к миру культуры своего народа. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Каждый культурный человек должен хорошо знать свой родной край, язык, традиции и обычаи своего народа.

К.Д.Ушинский в статье « Родное слово» утверждал, что язык каждого народа создан самим народом.

Проблема.

Современное молодое поколение бурятского народа слабо владеет родным языком, не знает обычаи, традиции, историю и культуру своего народа. Это очень серьезный вопрос, который требует неустанного внимания и компетентного подхода к её разрешению.

Тип проекта: познавательно - практический
Продолжительность: долгосрочный
Срок реализации проекта: с сентября 2017 по май 2020 года
Участники проекта:

- дети от 4 до 7 лет, родители и педагоги ДОУ.

Основные направления работы с детьми:

 - совместная деятельность взрослого и ребенка;

 - самостоятельная деятельность ребенка.

Автор проекта

 МБДОУ « Дульдургинский детский сад « Чебурашка» Дамдинжапова Цыпелма Чимитдоржиевна, воспитатель

Тема.

« Модель формирования положительного отношения детей к истокам бурятской народной культуры»

Цель проекта:

Создание модели формирования положительного отношения детей к истокам бурятской народной культуры.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования положительного отношения детей к историко-национальной культуре бурятского народа;

2. Способствовать формированию основ к народной культуре;

3. Создать и апробировать модель формирования положительного отношения детей к истокам народной культуры;

4. Приобщать дошкольников к системе духовных и культурных ценностей бурятского народа, почитанию национальных традиций, родного языка, культуры посредством разных видов деятельности.

Принципы
реализации
проекта.

- принцип  культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

 - принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребёнка к культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов.

- принцип  опоры на эмоционально – чувствительную сферу ребёнка, т.е. создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Ожидаемый
результат.

Для детей:

- знание родного языка, с учётом возрастных особенностей детей;

- знание и умение играть в бурятские народные игры;

- знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

- умение различать изделия бурятского народа среди промыслов других народов;

- знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты;

- иметь представления об истории и природе  своего округа, села, семьи.

Для педагога:

- освоение проектного метода;

- повышение уровня педагогической компетентности и профессионального роста;

- повышение качества работы посредством разных видов деятельности в работе с детьми;

- активное применение  родного языка в работе с детьми.

Для родителей:

- организация тесного сотрудничества с родителями воспитанников;

- формирование взаимопонимания и взаимоотношения между родителями, детьми и педагогами.

Предмет исследований.

Процесс формирования положительного отношения детей к истокам бурятской народной культуры.

Этапы реализации
проекта.

I этап – Организационный: (сроки сентябрь- октябрь 2017г.)

- изучение методической литературы по теме;

- подбор диагностических материалов  по выявлению уровня развития детей по вопросам приобщения положительного отношения к истокам бурятской культуры;

- разработать модель формирования положительного отношения детей к истокам бурятской культуры.

II этап Практический:(сроки ноябрь 2017г. - май 2020г.)

- внедрить разработанную модель формирования положительного отношения детей к истокам народной культуры Агинского Бурятского округа;

 - привлечь родителей к реализации данного проекта.
III этап – Заключительный: (сроки апрель – май)

- проверить эффективность разработанной модели формирования положительного отношения к истокам Агинского Бурятского Округа;

- произвести оценку результатов проекта, представить отчет в доступных формах;

- распространить идею проекта в образовательной среде.

 IV этап – Обобщающий:

- обобщить опыт по результатом  реализации проекта в виде публикации и статей;

Кадровое обеспечение

МБДОУ «Чебурашка» обеспечен педагогическими кадрами, укомплектован кадрами службы сопровождения образовательного процесса, педагоги и руководители ДОУ; родительская общественность; средства массовой информации; презентации опыта.

Бюджет (смета)

пп\п

Наименование расходов

Количество

Сумма

11

Ткани разных цветов по 1 м

5м.

250

22

Мука, для солёного теста 10 кг.

10 кг.

250

33

Пищевой краситель разных цветов

10 уп.

500

44

Соль 5кг

5 кг.

150

5

Итого:

1150

Риски и пути их устранения

Отсутствие домашней речевой среды, снижение  посещаемости детьми занятий.

I этап – Подготовительный:

Задача: Изучить  литературу и рекомендации исследователей  и ученых

 Ю.Б.Рандалов, И.Н.Дашибалова – Улан – Удэ: издательство БНЦ СО РАН, 2012.- 119с. « Шаги возрождения. Национальный язык в детских дошкольных образовательных учреждениях Республики Бурятия».

Первичная диагностика по выявлению уровня  знаний у детей в начале проекта было проведено в форме анкетирования.

Содержание:

-  Организация и проведение различных форм просветительской работы с семьями, индивидуальных консультаций для родителей;

- разработка мини – проектов;

- создание необходимой предметно – развивающей среды: подбор предметов, утвари для благоустройства юрты, иллюстраций, сборников народов Агинского Бурятского Округа, соблюдений традиций и обычаев бурятского народа;

- Организация кружковой работы « Барбаадай»;

- Проведение диагностических мероприятий по выявлений уровней сформированности представлений по приобщению к истокам культуры бурятского народа.

Сроки:

 II этап Практический:

Реализация мини – проектов по следующим темам: « Цветы – нашего края», « Красная книга Аги», « Герб семьи», « Мы помним наших героев», « Сайн, байна – Сагаалган!», « Традиции бурятского народа», «Ёхор наадан гоелдаа», « Амар, сайн -  земля Агинская!», создание мини – музея « Юрта, юрта – круглый дом», реализация тематического плана кружка « Барбаадай», подготовка и постановка театрализованных представлений по народным сказкам, экскурсии по родному краю( селу, на источник Алханай и т.д.)

Сроки:

III этап – Заключительный:

Мероприятие: проведение мониторинга по оценке модели.

Сроки:

 в начале проекта: ноябрь 2017г.

в конце проекта: май 2020 г.

IV этап – Обобщающий:

Мероприятия: составление мини – проектов  по ходу реализации проекта по приобщению к истокам Агинского Бурятского округа.

                                                       Описание проекта.

Проблема регионализации образования является актуальной и многоаспектной. С введением ФГОСТ ДО появилась реальная возможность разрабатывать национально – региональный компонент в содержании образовательного процесса и создавать единое образовательное пространство с учётом этнокультурного аспекта воспитания и развития детей в ДОУ.

В течение многих веков внимание философов, культурологов, педагогов, психологов привлекают народные традиции, обычаи, обряды, которые отражают веками сформированные представления человека о мироздании, природе гармонии жизни.

Вопрос об их роли в преемственности нравственно – эстетического опыта поколений находит отражение в работах М.М.Щербатова, И.Н.Болтина, И.В.Суханова, К.Д.Басаевой и других.

Испытывая живое влияние народной традиций, национальных форм трудовой деятельности, своеобразия этических норм, жизненного повседневного уклада, активно воспринимая и действуя в ней, ребёнок формируется как личность, как представитель данного народа.

Известно, что человек без прошлого, не знающий истории своего народа, оказывается бесперспективным. Человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, как говорят в народе, «подобен дереву, которого лишили корней». Современное молодое поколение бурятского народа слабо владеет родным языком, не знают обычаи, традиции, историю и культуру бурятского народа. Это очень серьёзная проблема, которая требует неустанного внимания и серьёзного подхода к её разрешению.

Необходимость возрождения родного языка, расширение сферы языковой среды,  сохранение самобытности традиционной культуры бурятского народа – актуальная проблема современной педагогической теории и практики.

Мы считаем, что развитие и воспитание ребёнка нужно обязательно строить на знакомстве с историей своей малой Родины, ёе бытом и традициями, так как в опыте наших предков заложены большие воспитательные возможности. Они передаются через фольклор, быт, декоративно – прикладное искусство, игры, музыку и прочее.

Данный проект предназначен для детей  среднего и старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов  ДОУ.

Проект может эффективно решить образовательную цель: получение знаний о родном крае, малой Родине, о быте и культуре бурятского народа через циклы организованно – образовательной деятельности по изобразительной деятельности, ознакомлению с природой, по краеведению, фольклору, ознакомление с традициями и бытом бурятского народа , через музейную  и театральную педагогику.

Для реализации данной проблемы нами разработан модель формирования положительного отношения детей к истокам народной культуры Агинского Бурятского округа, который  включает в себя следующие компоненты:

- создание  предметно – пространственной среды;

- взаимодействие с родителями и социальными партнёрами;

- музейная педагогика;

- экскурсионно – туристическая деятельность;

- театральная деятельность;

- проектная деятельность;

- кружковая работа.

Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое. Проект состоит из 4 этапов.

В основу проекта заложены следующие принципы воспитания:

- принцип  культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

 - принцип расширения связей ребёнка с окружающим  миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребёнка к культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов.

- принцип  опоры на эмоционально – чувствительную сферу ребёнка, т.е. создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Анализ анкетирования родителей в области знаний народных традиций, культуры и быта бурятского народа, привитие этих традиций своим детям, наблюдение за детьми на начало 2017 – 2018 учебного года показал о довольно низком уровне представлений и знаний родителей и детей о народном творчестве и традициях, умении говорить на родном языке.

Для полноценной реализации данного проекта в ДОУ есть кабинет, где специально создана предметно – пространственная среда.  Большое значение уделяется  подбору краеведческого материала для работы с детьми, где огромную помощь оказывают родители наших воспитанников в создании альбомов: « Растения и животные нашего края», « Праздники и традиции бурятского народа», « Декоративно – прикладное искусство бурятского народа», « Седая старина» - включает в себя разделы старинной одежды, утвари и жилище бурятского народа, изготовлена игротека, которая включает разные виды игр: настольно – печатные – « Выложи узор», « Угадай, чья одежда» , « Укрась варежку ( сапог, кисет) бурятским орнаментом», « Шагай наадан» и .т.; подвижные игры: «Спрячь шапку», « Волк и ягнята», « Иголка, нитка, узелок» и т. д. Данные игры используются на занятиях, в индивидуальной работе, а также рекомендованы родителям для занятий с ребёнком дома. Также собраны художественная литература, видеоматериалы, иллюстрации, картины местных художников, фотосюжеты о родном  крае, записи бурятских песен для детей, стихи, загадки и  бурятские народные сказки.

Одним из инновационных подходов к формированию положительного отношения детей к истокам народной культуры является музейная педагогика. В нашем детском саду создан мини музей, где собраны предметы одежды, быта, декоративно – прикладного искусства, представлен макет юрты, восточный календарь, мини- макеты подворья сельских животных, изделия из кожи и бересты, показаны варианты различных изделий бурятскими народными орнаментами украшений, представлены фотографии и рецепты национальных блюд, музыкальные инструменты. Помимо музея детского сада воспитанники посещают районный краеведческий музей. Дети не только посещают выставки, но и сами становятся участниками выставок: лепят из глины  и солёного теста разных  животных, и предметы обихода .

Важная роль в формировании положительного отношения к истокам народной культуре принадлежит экскурсионно – туристической деятельности. Очень тесно сотрудничаем с национальным парком « Алханай», сотрудники приходят в гости к детям рассказывают и показывают про нашу природу и об обитателях. Также дети совместно с педагогами и родителями совершают целевые прогулки на речку « Иля», детскую районную библиотеку, экскурсии по селу, на источник « Алханай». Свои впечатления об увиденном  дети выражают в продуктивной, художественно – творческой  деятельности, изготавливают гербарии и делают фотоальбомы.

В приобщении к культурно – историческим ценностям родного края значительную роль играет театральная деятельность. В ДОУ организована театрально – речевая студия « Сказка», в которой дошкольники участвуют в театрализованных играх, спектаклях по мотивам народных сказок. В ходе спектаклей дети исполняют народные песни, исполняют танцы, музыкально – ритмические движения, имитирующих животных и птиц.

Одним из путей реализации  проекта и повышения качества образования являются технологии педагогического проектирования. В рамках по формированию нравственных ценностей были разработаны и реализованы следующие проекты: « Цветы нашего края», « Сайн, байна  -  Сагаалган!», «Ёхор наадан гоелдаа!».

История для ребёнка дошкольника начинается с истории семьи, со знания семейных традиций. Каждая семья имеет свою историю, к которой вольно или невольно приобщается ребёнок. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно – патриотических чувств у детей. Вовлекая  родителей к совместной работе по данной теме, нами активно используются такие используются такие формы и методы работы, как:

- беседы с родителями о важности данной проблемы;

- оформление папки – передвижки « Люби и  знай родной свой край»;

- привлечение родителей к пополнению  в группах этнографического уголка и мини- музея ДОУ;

- оформление фотовыставок  по тематикам;

- выставки- презентации семейных гербов « Моя семья в истории села, округа»;

- изготовление семейных альбомов « Родословное древо моей семьи», « Моё имя, его значение»;

- участие в акциях: « Украсим нашу ёлку», « Покормите птиц зимой», « Трудовой десант по очистке пойм рек  «Дульдурга » и « Иля»;

- совместные походы на природу.

Одной из основных форм работы по данному направлению является организация через кружковую работу « Барбаадай», целью которой является содействие развитию интереса у детей дошкольного возраста к познавательным мероприятиям, средствам музыкальной выразительности, художественному слову на родном, знакомящими с традициями бурятского народа с её истоками культуры.

Внедрение и распространение педагогического опыта.

Со своим опытом работы мы знакомим родителей, педагогов ДОУ и района, а недавно принимала активное участие в работе  на III Межрегиональном Фестивале «Десятилетие Детства: дошкольное образование XXI века – педагогические инициативы, диалог, сотрудничество» в г. Улан – Удэ,  25 октября 2018г. по теме: « Речевая среда ДОУ и семьи, как один из факторов развития детей с двуязычием»

Сравнивая результаты практической деятельности на основании диагностики детей можно сказать, что проводимая нами работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течении первого года реализации проекта произошли качественные изменения в уровне развития у детей: расширился словарный запас на бурятском языке и представления о родном крае, семье, малой Родине. Также повысился интерес у родителей к данной проблеме.

Таким образом, вышеуказанные данные позволяют говорить об эффективности работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной бурятской культуре. Работа в данном направлении будет продолжена.

 

Приложение № 1

Программа

Кружковой работы

«Барбаадай»

( с детьми средней, старшей, Предшкольный группы ).

МБДОУ «Дульдургинский детский сад « Чебурашка»

Программа

Кружковой работы

«Барбаадай»

( с детьми средней, старшей, Предшкольный группы ).

                                                Воспитатель: Дамдинжапова Ц.Ч., первая категория          

                                                               

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Календарно – тематическое планирование.
  3. Контрольно – измерительные материалы.
  4. Работа с родителями.
  5. Литература.

Пояснительная записка

В условиях дошкольного образовательного учреждения (в пределах базисного учебного плана) не всегда имеется возможность удовлетворить возникающие социально–образовательные потребности детей и семьи. Именно поэтому, сегодня возрастает значение дополнительного образования, оказываемые на базе дошкольных учреждений.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О защите прав потребителей», «Положением о детском саде комбинированного вида», нормами  Гражданского кодекса Российской Федерации детский сад с учётом потребностей семьи и по согласованию с учредителем на основе договора с родителями (законными представителям) может осуществлять дополнительные услуги. Услуги, предоставляемые семье в нашем дошкольном учреждении, бесплатные.

Особенностью  нашей работы является то, что мы интегрируем дополнительное образование в реализуемую дошкольным учреждением программу «От рождения до школы».

           Во  все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись и являются забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.

Патриотизм выражается к преданности  высшим  нравственным ценностям народа, опирающиеся на его духовно – национальные начала. Воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки этих народов. Этого требуют и принятые в последние годы нормативно – правовые документы: Закон РФ « Об образовании », ст. 2. п. 2, Закон  « Об образовании в Забайкальском крае».

Поработав с диагностическими материалами, для отслеживания личностного роста детей;  проведя  анкетирование с родителями по вопросам приобщения детей к истокам народной культуры Агинского Бурятского округа, столкнулась со следующими проблемами:

- низким уровнем общения на родном бурятском языке и детей, и взрослых;

- отсутствием научно – методического обеспечения и модели непрерывного образования в области ознакомления детей с национальными и культурными традициями бурятского народа в ДОУ.

          Поиск решения означенных проблем привёл к необходимости дополнительного образования в форме кружковой работы под названием       «Барбаадай». Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май месяц). Кружок проводится 4 раза в месяц во второй половине дня. Темы занятий, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.  Были изучены некоторые программы и технологии, которые определили  следующее,  содержание работы по приобщению детей  к культуре Агинского Бурятского округа и было разделено на четыре блока:

1 блок – Природа Агинского Бурятского округа;

2 блок – Быт бурятского народа;

3 блок – Культура бурятского народа;

4 блок – Народно – прикладное искусство.

Цель: Создание благоприятных условий для деятельности, которой ребёнок будет заниматься в своё удовольствие, с пользой для себя и окружающих.

   Планирование кружковой работы осуществляется по разработанному плану с      учётом возрастных особенностей детей.

1 блок - Природа Агинского Бурятского округа.

Задачи:

- формировать экологическую культуру детей;

- познакомить и расширять представления о флоре и фауне Агинского Бурятского округа;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Формы организации детской деятельности: игры, беседы, экскурсии, походы и др.

2 блок - Быт бурятского народа.

Задачи:

  • знакомить детей с чертами национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;
  • помочь детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения.

Формы организации детской деятельности: проведение тематических экскурсий, работа в творческой  мастерской.

  1. блок - Культура бурятского народа.

          Задачи:

- знакомить с фольклором бурятского народа, с его собирателями:      малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие.

- знакомить с творчеством поэтов, писателей бурятского народа.

Формы организации детской деятельности: инсценировки (сказок и легенд бурятского народа); праздники («Сагаалган»),

                           Природа Агинского Бурятского округа

Средний дошкольный возраст

4 – 5 лет

Старший дошкольный возраст

5 – 6 лет

Предшкольный возраст

6 – 7лет

Знакомить детей с растительным миром ( цветы, растущие в наших краях );

животным миром ( домашние животные, проживающие в наших краях ) и объекты неживой природы А.Б.О. ( вода - уhaн, камень - шулуун, песок - элhэн, снег - саhан, дождь - бороон , солнце - наран, луна - hара ).

Расширять представления о растительном мире ( деревья, растущие в наших краях: берёза, тополь, сосна;  ягоды, растущие в наших краях: смородина, земляника, голубика ), животным мире ( домашние и дикие животные и насекомые  нашего края ).

Продолжать знакомить с объектами неживой природы ( ветер, туман, радуга, метель

Расширять и углублять знания детей о растительном мире ( цветы, деревья, ягоды, кустарники, которые растут в наших краях) , о животном мире ( птицы и рыбы, обитающие в наших краях ), познакомить детей с национальным заповедником « Алханай».

        4 блок -  Народно – прикладное искусство  бурятов.

           -  знакомить детей с художественным творчеством (художественная        обработка кожи, меха, дерева, бересты; кукла би-ба-бо  Будамшу; виды орнаментов и их символика);

- вызвать интерес и уважение к произведениям и к труду мастеров народных промыслов;

- обучить начальным практическим навыкам (аппликация из бумаги,  ткани, кожи; лепка из теста ).

Формы организации детской деятельности: работа в творческой мастерской ( плетение узоров, конструирование из бумаги ).

Задачи, для ознакомления детей с природой, культурой и бытом коренных народов Агинского Бурятского народа по возрастам:      

                   

Быт бурятского народа

Средний дошкольный возраст

4 – 5 лет

Старший дошкольный возраст

5 – 6 лет

Предшкольный возраст

6 – 7 лет

Дать общее представление о жилище – юрте; одежде ( взрослой и детской ). Расширять представления о посуде.

Познакомить детей с национальной одеждой и её украшениями. Познакомить детей с бурятскими народными узорами. Углублять представления о жилище бурятов – юрте, его устройстве и назначении. Расширять представления об одежде ( мужской - женская), и обуви.

Учить различать элементы узора на национальной одежде с разновидностями  « бараньего  рога  »; с элементами, близкие по очертаниям к рогам оленя; с разновидностями ромбовидных фигур с роговидными отростками; с крестовидными формами с рогообразными завитками.

Расширять представления о предметах домашней утвари: сундук – ханза; игла – зyyн и т.д. и упражнять детей в лепке из теста.

Культура бурятского народа

Средний дошкольный возраст

4 – 5 лет

Старший дошкольный возраст

5 – 6 лет

Предшкольный возраст

6 – 7 лет

Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками. Познакомить с малой родиной – с. Дульдурга.

Познакомить с окружным центром – г. Агинское.

Продолжать с фольклором бурятского народа; заучивать небольшие стихотворения.

Рассказывать небольшие бурятские народные сказки и инсценировать их.

Загадывать и  отгадывать загадки о животных и растениях.

Познакомить детей с Забайкальским краем и его столицей г.Чита.

Расширять и углублять знания о фольклоре бурятского народа.

Рассказывать и драматизировать бурятские народные сказки; продолжать знакомить с загадками, пословицами, поговорками и приметами бурятского народа. Познакомить с творчеством Л. Доржиева и О.Галшиевой.

Знакомить с народными инструментами: морин хуур; ятага, лимба. Принимать активное и осмысленное  участие в национальных праздниках: « Сагаалган », « Зунай наадан»

Народно – прикладное искусство бурятского народа

Средний дошкольный возраст

4 – 5 лет

Старший дошкольный возраст

5 – 6 лет

Предшкольный возраст

6 – 7 лет

Познакомить с куклой би- ба–бо                  « Будамшу »; закреплять и упражнять в умении лепить из теста и пластилина.

Знакомить с бурятскими орнаментами:

- учить рисовать узоры красками, разукрашивать фломастерами и карандашами и т.д.

Продолжать знакомство детей с бурятскими орнаментами:

- привлечь детей в создании аппликации из бумаги, из ткани, из кожи и т.д.                            

                 

Календарно -  тематическое планирование работы

кружка  «Барбаадай»

                  Средний дошкольный возраст 4 – 5 лет

Тема

Форма работы

Сроки

1

Знакомство с родным краем.

Беседа, показ иллюстраций, фотографий.

Октябрь

2

Моё родное село – Дульдурга.

Беседа, просмотр фотоальбома, иллюстраций.

Октябрь

3

Знакомство с членами семьи.

Сбор семейных фотографий и беседы по ним.

Октябрь

4

Растительный мир ( Цветы – нашего края ).

Беседа, показ фотографий.

Ноябрь

5

« Амар, сайн – ухибууд!». Знакомство с национальным персонажем, с куклой би-ба-бо  Будамшу.

Показы различных видов театров.

Ноябрь

6

Знакомство детей с бурятскими народными сказками.

Чтение и инсценировка сказки.

Декабрь

7

Животный мир ( домашние животные ).

Беседа, показ фотографий.

Январь

8

Песенка  « Барбаадай».

Разучивание с детьми песенки

Январь

9

В гостях у  Будамшу.

Проведение утренника « Сагаалган ». Новый год по восточному календарю

Февраль

10

Красная книга Аги.

Создание Красной книги ( сбор информации редких растений, растущих в наших краях).

Февраль

11

Экскурсия на реку «Иля».

Экскурсия

Март

12

В гостях у Будамшу.

Развлечение

Май

                                                                                                                                       

Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет

Тема

Форма

Сроки

1

Знакомство с краеведческим музеем родного села Дульдурга.

Экскурсия

Октябрь

2

Растительный мир нашего края.

Дидактические игры.

Октябрь

3

Проведение внутрисадовского  конкурса чтецов на бурятском языке.

Конкурс чтецов.

Ноябрь

4

Сказки бурятского народа.

Инсценировка сказок.

Декабрь

5

Волшебный сундук

Загадки, потешки, считалки на бурятском языке

Январь

6

Урок В гостях у Будамшу

Знакомство детей с бурятскими народными играми.

Январь

7

Животный мир нашего края.

Беседа, просмотр слайдов.

Январь

8

Проведение утренника « Сагаалган »

Развлечение

Февраль

9

В гостях у сказки.

Пальчиковый театр.

Февраль

10

Встреча с коренным жителем Агинского Бурятского округа.

Встреча – праздник.

Март

11

Знакомство с украшениями народных умельцев.

Экскурсия в ювелирную мастерскую.

Март

12

Уроки Будамшу

Лепка из теста и пластилина

Март

13

Флора и фауна родного края.

Экскурсия в лес.

Апрель

14

Создание мини – музея о быте бурятского народа.

Творческая мастерская.

Апрель

     

Предшкольный возраст 6 – 7 лет

Тема

Формы работы

Сроки

1

Флора и фауна нашего края.

Дидактическая игра.

Октябрь

2

Моё родное село – Дульдурга.

Экскурсия по достопримечательным местам.

Октябрь

3

« Бурятские народные сказки »

Литературная викторина.

Ноябрь

4

Герб семьи.

Создание семейного герба.

Ноябрь

5

Проведение внутрисадовского конкурса чтецов на бурятском языке.

Конкурс

Ноябрь

6

Животный мир нашего края.

Занятие, показ иллюстраций, картин. Зарисовки.

Декабрь

7

Растительный мир нашего края.

Дидактические игры. Опыты.

Январь

8

Флора и фауна нашего края.

Творческая мастерская. Постройка макетов

Январь

9

Музыкальный калейдоскоп.

Концерт для детей        ( бурятские песни, стихи и танцы )

Январь

10

Мы помним наших героев.

Бурятские народные игры, соревнование в ловкости.

Февраль

11

В гостях у Будамшу.

Творческая мастерская. Лепка из теста, из пластилина.

Февраль

12

« Юрта, юрта – круглый дом ».

Режиссёрские игры детей с куклами.

Февраль

13

Бурятские имена: « Что означают?».

Конкурс рисунков.

Март

14

Интеллектуальная игра       « Что? Где? Когда?».

Итоговое занятие.

Апрель

15

Подарок детскому саду.

Творческая мастерская.

Май

               

Большое значение в  кружковой работе  по приобщению детей к культуре бурятского народа, жителей Агинского Бурятского округа имеет предметно – развивающая среда. Она изменяется от темы к теме, от одной возрастной группы к другой. Постепенно наполняется продуктами детской деятельности и совместного творчества детей и взрослых.

 Правильно организованная предметно – развивающая среда, расширяют кругозор ребёнка, активизирует его интерес к познанию родного края, исследовательской деятельности и творчеству.

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Предшкольный возраст

- макет жилища бурят « Юрта»;

- куклы в национальной одежде;

- фотоальбом « Моя семья».

- альбомы с фотографиями растений и животных нашего края;

- природные материалы: песок, камешки, мох, шишки и др.;

- стаканчики, зеркальце, формочки для воды.

- Карта Агинского Бурятского округа;

- куклы в национальных костюмах;

- альбом « Моё родное село « Дульдурга»;

- альбом « Орнаменты бурятского народа »;

- фотографии растений нашего края;

- дидактические игры:

« Насекомые – хорхой шумуул»;

- « Животные нашего края »;

- « Угадай, где что растёт? ».

« Собери картинку».

- режиссёрская игра « Юрта, юрта – круглый дом ».

- атрибуты для подвижных игр: « Малгай нюуха»; «Бэлэг», « Модо бэдэрхэ».

- материал для творческой мастерской: бумага, пластилин, тесто, краски и пр.

- Карта России;

- карта Забайкальского края;

- карта Агинского Бурятского округа;

- карта родного села Дульдурга;

- символика: гербы, флаги.

- глобус;

- альбомы: « Мой край родной»; « Животные нашего края »; « Растения нашего края »;

- гербарий местных растений;

- макет национального парка Алханай;

- альбом « Фольклор бурятского народа »;

- библиотека, с книгами национальных поэтов и писателей Аги;

- дидактические игры:

« Четвёртый лишний »; « Наши соседи », « Времена года », « Угадай по описанию ».

- атрибуты для подвижных игр: « Шоно ба хурьгад », « Зуун, утаhан ба зангилаа ».

- режиссёрская игра « В гостях у Будамшу»;

- материал для творческой деятельности: природный материал, кусочки меха и ткани, нитки и пр.

                                 

Контрольно – измерительные материалы:

Умение общаться на бурятском языке

Диалог воспитателя с детьми с использованием игрового персонажа «Будамшу»

Умение называть членов своей семьи на бурятском языке

Работа с фотоальбомом «Моя семья»

Умение считать до 5 на бурятском языке

Песенка «Табан хурган»

Умение различать и называть предметы по цвету

Дидактическая игра «Радуга»

Умение различать и называть цветы, растущие в наших краях на бурятском языке

Использование альбома «цветы нашего края»

Умение различать и называть домашних животных на бурятском языке

Лото «домашние животные»

       Показатель уровня развития речи у детей на бурятском языке

на период с сентября 2017г. -  май 2018г.

Критерии выявления уровня развития речи у детей:

  1. Умение общаться на бурятском языке
  2. Умение называть членов своей семьи на бурятском языке
  3. Умение считать до 5 на бурятском языке
  4. Умение различать и называть предметы по цвету
  5. Умение различать и называть цветы, растущие в наших краях на бурятском языке
  6. Умение различать и называть домашних животных на бурятском языке.

        Проведенная диагностическая работа с детьми по выше перечисленным критериям показала следующие результаты. Если в начале года уровень знаний и умений в основном у всех детей показал низкий результат,  то повторная диагностика  выявила вполне положительную динамику.  И в дальнейшем планируется работа по перспективному планированию с участием родителей и детей.

Работа с родителями

Формы работы

Задачи

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Предшкольный возраст

1

Круглый стол

Расширять представления родителей о культурных традициях бурятского народа.

Дульдурга – мой край родной.

Особенности национальной кухни бурят.

Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?».

2

Консультация

Вводить родителей в мир культуры бурятского народа.

Бурятский народный фольклор.

Бурятские народные игры.

Аппликация бурятских народных орнаментов.

3

Родительское собрание

Формировать уважение к культурным традициям бурятского народа Агинского Бурятского округа.

Воспитание детей в бурятских семьях в современных условиях.

Роль бурятской женщины в сохранении традиций и семьи.

Роль подвижных бурятских народных игр в развитии детей.

4

Музыкальная шкатулка

Знакомить с многообразием песенной культуры бурятского народа, её художественными и психологическими особенностями.

Певица нашего края –  О.Галшиева.

Поэзия бурятского народа. Знакомство с творчеством Д. Гомбоева.

У родного очага.

5

Совместные праздники

Приобщать родителей к основам национальных традиций бурятского народа.

В гостях у Будамшу.

Юрта, юрта – круглый дом.

Мы любим край, в котором мы живём.

6

Тематические стенды

Формировать представление      о содержании понятия « Культура бурятского народа».

Национальные праздники бурят.

Нас приворожил – Алханай.

Выставка народно – прикладного искусств бурятского народа.

7

    Фотостенды

Формировать у родителей эмоционально – положительное отношение к культуре бурятского народа.

Моя семья на природе.

Достопримечательности нашего села.

Подвиг наших героев – никто не забудет.

8

Экскурсии

Приобщать родителей к участию  в патриотическом воспитании детей.

На речку  « Иля ».

Прогулка в лес.

Совместное посещение родителей и детей краеведческого музея в родном селе Дульдурга.

9

Анкетирование

Сбор актуальной информации

Выявить уровень знаний родителей  о родном крае и интерес к проблеме приобщения детей к культуре бурятского народа  в Агинском Бурятском округе.

Что даёт родителям совместная работа с педагогом в данном направлении?

Какова роль родителей в воспитании у детей патриотических чувств к родному краю.

Литература:

1. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Психологические основы неродному языку: Хрестоматия /  сост. А.А.Леонтьев, М. Воронеж, 2004г.;

2. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников; Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Дошкольная педагогика и психология », и « Педагогика, и методика дошкольного образования »М; Гуманит. Изд. Центр                      Владос,2010г.;

3. Протасова Е.Ю. « Дети и языки »; « Организация жизнедеятельности детей в двуязычном детском саду»;

4.  А.И.Улзытуева  Учебное методическое пособие « Обучение речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвизма», г. Чита, 2003г.;

5. Смирнова Ф.А. « Особенности общения с дошкольниками », М. 2000г.