Главные вкладки

    Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации
    статья

    Кальченко Юлия Львовна

    Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования («Дошкольник Белогорья») велась работа по разработке, апробации и внедрению развивающей технологии «Педагогические ритуалы» в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Работа по данному направлению осуществляется в эффективных формах организации различных видов деятельности и общения детей с учетом социокультурных особенностей и традиций Белгородской области.

    Опыт работы коллектива МБДОУ д/с № 53 опубликован в 2017 году в методическом пособии. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_tehnologiya_razvivayushchie_ritualy.docx28.03 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации»

    Ю.Л. Кальченко

    МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода

    В законе «Об образовании в РФ» определена основная миссия дошкольного образования: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (Федеральный Закон «Об образовании в РФ», ст. 64).

    С принятием ФГОС ДО детство рассматривается «как период жизни значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду», таким образом, дошкольное детство – это самостоятельный этап жизни человека, важный для становления его личности. Большое внимание уделяется познавательному развитию дошкольников, где основными задачами являются «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, уважительном отношении и чувстве принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых». Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

    Введение регионального компонента в систему дошкольного образования строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды.

    Коллективом МБДОУ д/с № 53 в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования («Дошкольник Белогорья») велась работа по разработке, апробации и внедрению технологии «Развивающие ритуалы» в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Работа по данному направлению осуществляется в эффективных формах организации различных видов деятельности и общения детей с учетом социокультурных особенностей и традиций Белгородской области.

    Опыт работы коллектива МБДОУ д/с № 53 опубликован в 2017 году в методическом пособии.

    В процессе организации педагогической работы по ознакомлению с культурой родного края дошкольников ритуал принимает значение традиционной организации жизни детей на основе взаимного уважения, дружного взаимодействия всех участников образовательного процесса, способствует сплочению коллектива воспитанников, наполняет образовательную деятельность новым содержанием в познавательном развитии ребенка дошкольника. Как известно, дети по своей природе ритуальны. Им свойственно многократность повторения определенных действий, и уклад жизни (например, они любят свое место за столом, определенным образом приготовленную еду), что делает его привычным, легко исполняемым, и любимым.

    В повседневной жизни ребенка в детском саду ритуалы организуются как в непосредственно образовательной деятельности – занятия-ритуалы, так и в режимных моментах с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и определяются потребностями детей, видом деятельности, погодными и сезонными изменениями в природе, а также праздниками и событиями в жизни детей группы и региона.

    Ритуалы распределены по темам модуля и организуются в определенной последовательности: ежедневные – в них используются как вербальные, так и невербальные способы установления контакта: прикосновение к ладошкам, рукопожатие, улыбка, разные слова-комплименты и т.д. Способствуют развитию умений у детей замечать изменения в природе родного края, понимать свое эмоциональное состояние, вызванное этими изменениями, делать открытия, определять эмоциональное состояние других людей, проявлять отзывчивость и готовность к сотрудничеству.

    Еженедельные – осуществление коллективной деятельности, игры, совместное обсуждение предстоящих или прошедших событий тесно связано с нерегламентированной деятельностью детей, и осуществляется вне занятий, в утренних и вечерних ритуалах, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течение определенного периода. В ходе данного ритуала дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои мысли, планировать свою деятельность и ее анализировать.

    Игровые ситуации используются в ДОУ при организации работы вне занятий, на занятиях, а также в утренних и вечерних ритуалах. Игры создают необходимую базу для освоения информационно-тематического поля всей недели. Педагогами ДОУ разработан комплекс настольных игр «Ходилки-бродилки по родному краю», которые используются в ходе образовательной деятельности для ознакомления дошкольников с родным краем, а также в самостоятельной деятельности детей. Разработаны дидактические игры краеведческой направленности, ритмические игры, игры с проговариванием текста и выполнением соответствующих движений, образные перевоплощения и др.

    Ежемесячные  – тематические встречи с куклами Белогором и Белогорочкой  проводятся в начале каждого месяца, и предполагают введение в тему месяца, чтение коротких литературных текстов (стихов, сказок, рассказов), загадывание загадок о сезонных явлениях в мире живой и неживой природы родного края, организацию познавательных бесед, решение проблемных ситуаций, направленных на активизацию и обобщение представлений детей о родном крае.

    Экскурсии (семейные, виртуальные, природоведческие, исторические, обзорные, тематические и др.) обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города («Мой детский сад», «Животные белгородского зоопарка», «Традиции и обряды на Белгородчине» и др.), и дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, и деятельностью взрослых региона. В ходе экскурсий дети старшего дошкольного возраста составляют маршруты экскурсий, прогулок, затем проигрывают их в роли экскурсовода, гида и др.

    Реализация детских мини-проектов позволяет активизировать и поддерживать интерес дошкольников к определенной теме, дает возможность самостоятельно применять полученные представления в различных ситуациях, находить недостающую информацию, проявлять творческую активность (изготовление коллажа, панно, игр, предметное моделирование, украшение группы к празднику и т.д.).

    Ежеквартальные – обобщение темы модуля (ежемесячный ритуал) включает в себя обсуждение и обобщение темы месяца, и оформление «Белбука - книги о родном крае». Проводится в форме творческой мастерской последнего числа каждого месяца.

    Развлечения-посиделки с детьми и родителями проводятся в ДОУ для обобщения цикла тем, сезонных изменений, событий региона. Проводится в развлекательно-игровой форме, и является значимым фактором положительного воздействия на эмоциональное развитие ребенка. На таких праздниках дети чувствуют себя свободно и уверенно, могут проявить свои музыкальные и творческие способности.

    Через участие детей в общих делах, мы, взрослые, формируем в них привязанность и любовь к родному краю, что является первоначальной ступенью патриотического воспитания. Развивается познавательный интерес к окружающему миру, формируются познавательные процессы:  наглядно-образное мышление, память, внимание, речь. Ритуал в образовательной деятельности - дает богатейшие возможности для установления контакта с ребенком, учета его мотивационно-потребностной сферы, индивидуальных особенностей, сформированности умений в различных видах деятельности, его предпочтений и интересов.

    Детский сад – особое место, со своими традициями, правилами, ритуалами. И все они направлены на осуществление основной цели – создать условия для развития маленького гражданина своей Родины, научиться находить общий язык с окружающим миром, помочь пройти начальный путь социализации в обществе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-ориентированный проект «Использование педагогических технологий в процессе воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

    Данный проект создан для того, чтобы расширить  и истематизировать знания воспитателей о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, знакомить с передовыми педагогическими...

    Использование педагогической технологии развивающих игр Бориса Павловича Никитина в непосредственно образовательной деятельности детей

    «Понимание атома  - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры» - высказывание физиолога Х. Хогленда, в  котором выражено и огромное     уважение...

    Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «Технология решения изобретательских задач» в дошкольном образовании

    Моя работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Педагогические технологии реализации ФГОС дошкольного образования». В ней я описываю технологию ТРИЗ, привожу практическ...

    Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

    В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

    «Возможности использования ИКТ в деятельности дошкольной образовательной организации»

    В современных условиях деятельность дошкольных образовательных организаций основана на применении инновационных технологий. Одной из таких технологий является информационно-коммуникационная технология...

    Использование педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина

    Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разн...

    Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций.

    Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций....