Мастер-класс «Использование логико-математических игр в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития интеллектуальной одаренности дошкольников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кочкина Светлана Александровна

Мастер-класс знакомит с методами работы по выстраиванию процесса интеллектуального развития дошкольников через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mas.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование логико-математических игр в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития интеллектуальной одаренности дошкольников»

Кочкина Светлана Александровна

воспитатель

МДОУ детский сад № 11

 комбинированного вида

 города Валуйки Белгородской области

Ход мастер – класса 

Теоретическая часть 

Цель: диссеминация элементов инновационных методов работы по использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами работы по выстраиванию процесса  интеллектуального развития ребенка через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность.

-заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно-образовательном процессе детского сада и семье.

-содействовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Практическая часть.

1. Вводное слово.

  Перспективным и важным направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения. Используя современные механизмы внедрения логико-математических игр в образовательное пространство детского сада и семьи в конечном итоге мы получим ребенка, обладающего установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, вниманием, памятью, способного логически мыслить, рассуждать и аргументировать свои высказывания.

Целью моей работы с интеллектуально одаренными детьми  стало активное внедрение логико-математических игр в воспитательно-образовательный процесс детского сада и семьи.

На успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Общение, познавательно-исследовательская деятельность, игра – это те сквозные механизмы, которые позволят нам развивать интеллект ребенка, не сводя этот процесс к обучению. 

Сегодня мы поговорим о современных технологиях и развивающих логических играх, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

2. Импровизированный мониторинг

Начиная работать с детьми каждому педагогу важно выявить уровень развития каждого ребенка. Поскольку сегодня у нас проходит своеобразная ролевая игра, я предлагаю вам побыть в роли детей и пройти импровизированный мониторинг. В мониторинге могут принять участие все присутствующие в аудитории. За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь, ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить. Готовы? Тогда начнем:

– Великий русский поэт?

– Фрукт?

– Часть лица?

– Домашняя птица?

А сейчас я предлагаю вам взглянуть на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).

Но я уверена, что среди присутствующих есть люди, ответы которых полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Встаньте, пожалуйста, мы должны вам поаплодировать.

Результаты мониторинга доказывают, что педагоги – люди творческие, неординарные с нестандартным мышлением.

3. Интеллектуальная разминка (зарядка для ума).

Для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинка – зарядка для ума).

Задается вопрос, если вы знаете на него ответ, необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить.

В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант я предлагаю вам следующие:

1) Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (грибы)

2) Сколько лап у двух собак? (8)

3) Гусь, стоя на одной лапе весит 3 кг, сколько будет весить гусь, если он встанет на две лапы? (3 кг).

4) На клене 5 веток, на каждой по 2 яблока. Сколько яблок на дереве? (на клене не растут яблоки)

5) Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

- Благодарю вас за ответы. Еще раз повторюсь, что подобных упражнений великое множество, каждый педагог может подобрать материал для разминок на свой вкус.

4. Трансляция методов интеллектуального развития дошкольников

Игры и технологии В. В. Воскобовича

Авторская методика В. В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша. В основу данной технологии В. Воскобовича положена идея направленности интеллектуально - игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени. Сейчас я вас поближе познакомлю с одной из игр, которая называется «Квадрат Воскобовича».

У меня в руках квадрат (на экране картинка с превращениями квадрата В. Воскобовича): Жил обычный квадрат, всюду одинаковый, ничем не примечательный. Даже грустно ему от того было! Вот было бы хорошо, если бы я умел превращать и тут он почувствовал что его уголки стали загибаться и он превратился в домик.

Совершите первое превращение квадрата (аудитория выполняет задание)

– Ух ты, обрадовался квадрат, а что если мне стать конвертом? – подумал квадрат и превратился в конверт.

– Совершите второе превращение квадрата. (аудитория выполняет задание)

С виду обычный квадрат, а на самом деле уникальное пособие для развития у детей умственных способностей, логического мышления. Этот квадрат может стать и конфетой, и ежиком, и летучей мышью, и семафором, и звездочкой. Дети, увлеченные сказочным сюжетом, с удовольствием экспериментируют с квадратом.

Упражнения на развитие памяти

– Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.

Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам несколько упражнений:

Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек).

– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро)

– Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина)

– Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка)

– Сколько всего предметов было? (8).

Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

– Разучивание стихов – это один из самых распространенных способов развития памяти. Но не все знают, как процесс разучивания стихов облегчить и превратить в увлекательную игру. Посмотрите на экран, я зачитаю вам стихотворенье, постарайтесь его запомнить (на экране стих С. Я. Маршака). Попробуйте повторить его…Это даже у взрослых вызвало затруднение.

Совсем другое дело, когда перед глазами появляется мнемотаблица (на экране).

Попробуйте рассказать стихотворение, опираясь на таблицу. Получилось!

- Подобные таблицы могут составлять сами дети, рисуя картинки или используя схематическое изображение предметов.

Придумывание загадок

«Если мы хотим научить думать, то прежде всего мы должны научить придумывать» – говорил Дж. Родари.

Все дети любят отгадывать загадки, ну а особенно любят их придумывать. Сейчас мы с вами, коллеги, попробуем придумать загадки. Алгоритм деятельности следующий:

– выбор объекта;

– описание нескольких характерных для предмета свойств, признаков;

– исключение объектов, обладающих такими же признаками;

– редактирование загадки.

На столах лежат предметные картинки, выберите, ту, про которую вы будете составлять загадку (на экране опорные вопросы и выражения: Что? Какой или что делает? Но не).

Экспериментирование

С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон).

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:

– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).

– Какой вариант предлагаете вы?

– Давайте опробуем.

– Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный).

– Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его)

– Теперь он выдержит стакан? (нет)

– Почему? (лист не достаточно жесткий)

– Как можно увеличить жесткость листа?

– Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань)

– А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет)

– А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой)

– Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.

Только что, коллеги, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.

 5. Итог. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, вы прекрасно справились со всеми заданиями, но это лишь небольшая часть приемов, которые мы можем использовать в работе с детьми. Применяя их, перед нами раскроется неиссякаемый источник детской активности, любознательности, логического мышления, воображения, фантазии.

Для того чтобы нам подвести итог нашего мероприятия, предлагаю если данная информация стала для Вас полезной на лучах солнца написать что именно понравилось, если информация бесполезна - наклеить синие стикеры - капельки и написать что хотели бы добавить.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логико-математических игр в образовательной деятельности

Правильная организация образовательной среды детского сада способствует интеллектуальному развитию детей. Под образовательной средой мы понимаем не только организацию непосредственной образовательной ...

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации

Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образо...

Мастер-класс «Использование арт-технологии «сказкотерапия» в образовательной деятельности дошкольной организации для развития артистической одарённости дошкольников

Цель:создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию в своей работе сказкотерапии.Задачи:- познакомить педагогов с технологией « сказкотерапия»;- способствовать развитию ...

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...