Использование логико-математических игр в образовательной деятельности
статья на тему

Кисунькина Наталья Александровна

Правильная организация образовательной среды детского сада способствует интеллектуальному развитию детей. Под образовательной средой мы понимаем не только организацию непосредственной образовательной деятельности с детьми, но и проведение образовательной деятельности в режимных моментах (прогулка, самостоятельная игровая, трудовая, двигательная деятельность детей, все режимные моменты), а также взаимодействие с родителями посредством кружковой работы, консультаций, памяток, организации совместных математических досугов и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_logiko.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логико -  математических игр в образовательной деятельности

    Правильная организация образовательной среды детского сада способствует интеллектуальному развитию детей. Под образовательной средой мы понимаем не только организацию непосредственной образовательной деятельности с детьми, но и проведение образовательной деятельности в режимных моментах (прогулка, самостоятельная игровая, трудовая, двигательная деятельность детей, все режимные моменты), а также взаимодействие с родителями посредством кружковой работы, консультаций, памяток, организации совместных математических досугов и т.п.

      Логико-математические игры включаются в непосредственную образовательную деятельность как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре непосредственной  образовательной деятельности по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Так, например, после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «Найди и назови».

        Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной  развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению зада.

 Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, ставятся  задачи личностного характера:

• Научить работать коллективно;

• Придерживаться определенных правил;

• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

   Логико-математические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

  Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур.

     Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. В игровой форме родители могут привить малышу знания из области математики, научить его выполнять различные действия, развивать память, мышление, творческие способности. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия дома  должны проходить в увлекательной игровой форме. Учитывая немаловажную роль родителей  в развитии интеллектуальных способностей у своих детей, необходима помощь со стороны воспитателя. Для этой цели  проводятся  с родителями   консультации,  игровые  тренинги и совместный досуг.

   В работе по интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством  логико-  математических игр  прогулка занимает достойное место. При проведении логико-математических игр на прогулке вносятся  необычность ситуации, новизна, несоответствие прежним стандартам. Ведь традиционным считается проведение этих игр в группе. Все это вызывает познавательный интерес у детей, что способствует интеллектуальному развитию.

 Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, новые ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

  Образовательные задачи  на прогулке решаются посредством логико-математических игр в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, самостоятельной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»

Этот мастер класс является опытом моей работы по логико- математическому развитию дошкольников. С введением в практику работы ФГОС ДО педагогу  предоставляется  самостоятельный выбор парциал...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В поисках Малыша Гео» с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича. (средняя группа)

Цель:1. Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича.Задачи:Образовательн...

Конспект образовательной деятельности с детьми 4-5 лет с использованием логико-математических игр и упражнений «Математическая сказка»

Задачи ОО «Познавательное развитие»- развивать у детей устойчивый интерес к математическим играм;- развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;- про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В поисках Малыша Гео» с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича.

Тема НОД: «В поисках Малыша Гео» с использованием логико-математических игр В.В.Воскобовича.Цель:1. Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организова...

Мастер-класс «Использование логико-математических игр в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития интеллектуальной одаренности дошкольников»

Мастер-класс знакомит с методами работы по выстраиванию процесса интеллектуального развития дошкольников через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность....

Методическая разработка по использованию логико-математической игры «Собери сову» в развитии познавательно-исследовательской деятельности.

Игра составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 3-7  летИгру при...