Методическая разработка по использованию логико-математической игры «Собери сову» в развитии познавательно-исследовательской деятельности.
методическая разработка

Габдулхакова Русалина Рифовна

Игра составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 3-7  лет

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер ребенка. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое является методом обучения детей дошкольного возраста, его самостоятельной игровой деятельности и является средством гармоничного развития личности ребенка.

Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию. Задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребёнка.

Поэтому необходимо создавать дидактические игры и многофункциональные дидактические пособия. Одно из таких пособий, сделанное мною своими руками, можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей - это дидактическая игра «Собери сову», предназначена для осуществления познавательного развития детей 3-7 лет. В соответствии с возрастом детей можно усложнять дидактические задачи и дополнять вспомогательным частями при составлении целого. Отличие уровня сложности (возраст детей) данного пособия дает возможность изменять  и увеличивать количество деталей в зависимости от вариативности и изменения (сменяемости) частей  тела по образцу путем наложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_soberi_sovu_metodichka.docx159.1 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Ул.Комарова 39б

Методическая разработка

по использованию логико-математической игры «Собери сову»

в развитии познавательно-исследовательской деятельности.

                                                                   Выполнил:

                                                                   Габдулхакова Р.Р.- воспитатель.

                                                                   Квалификационная категория первая.

Туймазы -2021 г.

                              Дидактическая игра «Собери сову».

                                                                            Игра и детство идут рядом…

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

                                                                                                           Я.Коменский

                                                  Аннотация к игре.

Игра составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 3-7  лет

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер ребенка. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое является методом обучения детей дошкольного возраста, его самостоятельной игровой деятельности и является средством гармоничного развития личности ребенка.

Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию. Задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребёнка.

Поэтому необходимо создавать дидактические игры и многофункциональные дидактические пособия. Одно из таких пособий, сделанное мною своими руками, можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей - это дидактическая игра «Собери сову», предназначена для осуществления познавательного развития детей 3-7 лет. В соответствии с возрастом детей можно усложнять дидактические задачи и дополнять вспомогательным частями при составлении целого. Отличие уровня сложности (возраст детей) данного пособия дает возможность изменять  и увеличивать количество деталей в зависимости от вариативности и изменения (сменяемости) частей  тела по образцу путем наложения.

Вид: настольная игра.

В комплект входит:

-украшенная коробка;

- конверты  20 шт. (по 5 шт. одного цвета на каждый уровень сложности) с образцами и элементами частей тела совы;

-методические рекомендации к игре.

Назначение: ОД в режимные моменты, самостоятельно.

Возраст:3-7л.

Количество играющих: от 1 до 5 человек. (каждого уровня или возраста детей)

Время игры: от 3 до 7 мин.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция: ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе  ознакомления  и использования игры «Собери сову» при  усвоении соотношения целого из частей, обогащения и накопления опыта в ходе предметно-игровой деятельности, развитии у детей познавательно – исследовательской деятельности через игры с дидактическим материалом.

Предполагаемый результат:

Формирование:

-познавательных интересов и действий ребенка в целенаправленном расположении частей тела по образцу и ориентировки на  плоскости;

-готовности к школьному обучению.

Развитие:

- мышления и речи.

-социально-эмоциональной сферы.

     Предполагаемый результат:

Для детей:

-расширение представлений о том, как из элементов частей тела создать образ совы;

- систематизация представлений о делении целого на части.

 - тесный эмоциональный контакт между педагогом и детьми;

-освоение доступных знаний, умение использовать занимательный игровой материал, как в непосредственно организованной деятельности, так и в играх самостоятельного характера.

Данное пособие поможет поддержать детскую инициативу в дидактических играх, развить познавательный интерес ребенка, закрепить знания детей об окружающем мире, активизировать и обогатить словарь детей, развить память, внимание и наблюдательность.

Для педагога:

  - разнообразить игровую деятельность, а также пополнить данное дидактическое пособие новыми дидактическими играми по разным образовательным областям.

Алгоритм игры:

1.Целостное восприятие- анализ.

 2.Расчленение целого на части- синтез.

3.Составление целого из частей – обобщение.

4. Самостоятельная деятельность –систематизация.

Формы организации игры:

-совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка;

-самостоятельная деятельность детей.

Методические приемы: зрительное и тактильное обследование, сравнение, анализ, синтез, вопросы.        

Активизация словаря: образец, сова, части тела, туловище, голова, крылья, лапки, ветка дерева, хвост, глаза, уши, клюв, грудка, перья, оперение, цвет, количество, счет, величина и т.д.

Правила игры:

-слушать и выполнять указания педагога;

-рассказать о выполненной работе педагогу;

    -не перебивать говорящего, ждать своей очереди;

    - не мешать другим играющим;

    - нельзя терять разрезные части;

  - по окончанию игры разрезные части и образец аккуратно сложить в конверт;

     Игровые  задания.

1.«Интересная коробка».

Цель: создание образовательной ситуации для развития интереса к игре.    Задача: создать образовательную ситуацию для  ознакомления детей с содержанием игры, уметь слушать ведущего.

    Воспитатель  вносит коробку, украшенную символом игры «Сова». Педагог  вместе с детьми рассматривает коробку,  обращает внимание на то, какого она  цвета, как украшена, кто нарисован на коробке. Коробка гремит.

Мотив:

Хочу узнать, что внутри.

Ход.

Под руководством воспитателя дети произносят волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас играть.

Коробка  открывается.

      Внутри коробки лежат конверты разного цвета (5шт одного цвета, с обозначением цифр последовательности уровня сложности от 1 до 4)

- Что же в ней? Рассыпалось содержание коробки.

- Что это такое? (конверты).

- Какие они большие или маленькие?

- Какого цвета конверты вы видите?

-Сколько их много или мало?

-Как вы думаете, что внутри в этих конвертах?

Посмотрим?

Педагог отрывает конверт №1 (красного цвета, цифра 1), достает образец изображения контура совы и спрашивает:

- Кто это? (птица, сова)

- Где живет сова? (в лесу)

- Какой образ жизни у совы? (днем спит, ночью охотится)

- Какого цвета оперение у совы?

На нашем образце сова совсем заскучала, ее перья посветлели, а чтобы помочь ей приобрести красивое оперенье, вам необходимо   путем наложения частей тела составить образ совы.

- Из каких частей тела составлена ваша сова? (голова, туловище, хвост, лапки)

- Где сидит сова? (на ветке)

- Сосчитайте, сколько частей вы наложили на образец. (4)

- Какая часть самая большая по величине? (туловище)

- Какая часть самая маленькая по величине? (хвост)

-какая часть меньше, чем туловище, но больше чем ветка дерева?

(голова)

-Какая часть находиться выше всех?(голова)

- Какая часть находиться ниже всех? (хвост)

- А какие части находятся посередине? (туловище, лапки)

 Дети рассматривают, анализируют, сравнивают (называют размер, величину, соотношение частей по высоте, количество выложенных частей,  т.е. обследуют фигуру зрительно и тактильно).

Педагог обращается к ребенку и просит рассказать, в какой последовательности ребенок выложил части на образец.

Задание заканчивается тем, что ребенок рассказывает, в какой последовательности он собрал из частей образ совы.

Варианты заданий (подготовка к составлению целого без образца).

«Собери сам»

 Дети составляют самостоятельно из частей сову, не имея образца:

Задание заканчивается тем, что ребенок рассказывает, в какой последовательности он собрал из частей образ совы.

https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/max_1200/837b1f76377467.5c67d6ebbea30.png 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Методическая разработка «Использование логико - математических игр в обучении элементарным математическим представлениям» для детей второй младшей группы

Цель методической разработки -  развить у детей второй младшей группы умение ориентироваться в пространстве, пользуясь схемой направления движения и соответствующей терминологией.Методическая раз...

Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

 Творчество – это канал по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуя играют с разнообразным материалом: к...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Проект «Использование информационных технологий (электронный микроскоп), как средство развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников»

В детстве каждый маленький человек хочет исследовать окружающий мир как можно тщательней: рассмотреть каждую пылинку на мамином серванте, понять какие узоры находятся на тельцах насекомых, разглядеть ...