Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Антоник Анна Сергеевна

В целях приобщения детей  старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности  выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:

-        ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;

-        приобщение детей  к различным видам искусства  –  архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;

-        планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;

воспитание  культуры юного петербуржца

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_peterburgovedeniyu.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по Петербурговедению

для детей

старшего дошкольного возраста.

Санкт-Петербург

2018 – 2019 год.

Пояснительная записка

           Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга  безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для  новых открытий и приобретений в душах  и сердцах молодого поколения.

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная  жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его ‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно,  воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные  ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга  (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Основные задачи:

- организовать взаимодействие ребенка с городом, способное стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, ---- формировать характер мышления и стиль поведения, свойственные цивилизованному человеку.

- развивать  эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.

- социальная адаптировать дошкольника, сохранять его индивидуальности в условиях современного мегаполиса.

- содействать ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей, затем - подготовительной  группе.

Срок реализации программы – 2 года.

Содержание программы:

В целях приобщения детей  старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности  выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:

  • ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
  • приобщение детей  к различным видам искусства  –  архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
  • планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
  • воспитание  культуры юного петербуржца.

Цели программы реализуются через:

- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания;  здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.). Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного; таинственного и явного.

- ознакомление детей с основными памятниками искусства,  культуры, архитектуры и скульптуры.

- обогащение имеющихся знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение, давать оценку действиям и событиям.

- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках, музеях, театрах, библиотеках)

- дать детям начальные знания о знаменитых  и великих людях в прошлом и интересных и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.

Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением  позволяет решать практически все воспитательно-образовательные   задачи.

  • Развитие речи.

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи  в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и  прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций,   свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

  • Развитие лексики.

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.  Формируется  освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

  • Формирование грамматического строя речи.

Грамматика –  «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя  в речи,  интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

  • Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.

  • Развитие связной речи.

В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).

Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет  успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:

  • беседа, как метод обучения диалогической речи;
  • обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
  • обучение творческому рассказыванию;
  • формирование связных высказываний типа суждений;
  • ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.

  • Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание  – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать  у детей гуманные  и патриотические чувства.

  • Изобразительная деятельность.

      Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного,  услышанного,  прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:

  • Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости , формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.
  • Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же обогащает словарь, формирует понятия).
  • Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы) .
  • Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).
  • Активирует  сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).

Использование различных видов дидактических игр:

  • Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Назови имя’, ‘Петербургский телефон’, , ‘Назови улицы микрорайона’ и т. д.)

  •  Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.

В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры.  Детям предлагаются различные задания:

  • ‘Построй ‘красивый’ дом’, (закрепляем понятия: ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’ , ‘арка’ и т. д.,
  • ‘Построй жилой дом’ (закрепляем понятия: ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’ , ‘окно’ и т. д.)

Методы и средства:

  1. Художественная литература.
  2. Иллюстративно-познавательные материалы.
  3. Природа Санкт-Петербурга.
  4. Собственная деятельность детей.
  5. Окружающая обстановка.
  6. Беседы.
  7. Подборки материалов по теме.
  8. Рассказывание педагога.
  9. Посещение музея, библиотеки.
  10. Целевые прогулки по улицам микрорайона.
  11. Прогулки по городу с родителями

Тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Цели занятия

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Мой город –

Санкт-Петербург»

- познакомить детей с некоторыми основными сведениями из истории возникновения города,

- формировать представление о возрасте Санкт-Петербурга, о том, что у него есть день рождения, об изменении  и благоустройстве города,

- уточнить с детьми название города, его происхождения. Сформировать понятие район, познакомить с названием Невского района

- учить называть свою фамилию, имя, возраст, полные имена своих близких, свой домашний адрес,

- повторить правило перехода улицы по сигналам светофора.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Центр города»

«Невский проспект, Дворцовая площадь»

запоминающиеся особенности архитектуры

- познакомить с названием главной , центральной улицы города, её первоначальным назначением,

- познакомить с главной площадью города, её особенностями

- познакомить с основными сооружениями, находящимися на Невском проспекте (назначение, некоторые факты из истории постройки).

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Нева»,

«Невские мосты»

- познакомить с историей возникновения Невы, её характером в разное время года,

- обсудить значение реки для жителей города (труженица, кормилица, украшение города), обосновать необходимость сохранения чистоты невской воды,

- дать представление о разводных мостах.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Город на островах. Васильевский остров»

- уточнить знания о том, что наш город стоит на островах,

- дать представление о самом маленьком и самом большом острове,

- объяснять смысл названий островов,

- познакомить с некоторыми достопримечательностями Васильевского острова.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Подвиг нашего города в дни блокады»

- формировать представление о героическом блокадном прошлом города,

- познакомить с жизнью детей в блокадном городе,

- закреплять знания, полученные на предыдущих занятиях.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Памятники архитектуры»

по шедеврам архитектуры, понимать аллегорию

- закреплять представление детей о старинных постройках: соборах, мостах, домах, дворцах,

- уточнить знания детей о профессиях людей, трудившихся над их созданием,

- познакомить с площадями и проспектами города..

М

А

Р

Т

«Знаменитые петербуржцы»

- знакомить с именами некоторых выдающихся петербуржцев, с их творчеством, вошедшим в круг детского чтения и слушания, памятными местами, с ними связанными,

-сообщить о петербуржцах – современниках, прославляющих родной город.

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Наши друзья со всего Мира»

- формировать представления об интересе к городу со стороны жителей России и Мира,

- учить видеть красоту города, понимать его уникальность,

- знакомить с многообразием стран, республик,

- учить «читать» символы Петербурга (герб и флаг),

- узнавать свой город на картинках и иллюстрациях.

М

А

Й

«День Победы»

- закреплять понятие «родина», представления о защитниках Отечества, воспитывать почтительное отношение к ветеранам войны,

- познакомить с родственниками воспитанников группы, принимавших участие в войне, либо знающих о ней не понаслышке,

- посетить памятные места (памятники, обелиски, монументы), созданные в память о погибших воинах и мирных людях: педагоги, родители).

Список используемой литературы

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
  2. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000
  3. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
  4. Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.
  5. Горбачевич, К. Хабло Е.  «Почему так названы?
  6. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
  7. Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.
  8. Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.
  9. Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.
  10. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.
  11. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.
  12. Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.