Конспект НОД в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

  Конспект  НОД в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».

 

Программное содержание.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Познакомить детей с историей и традициями чувашского народа.  

Расширять представление детей об особенностях культуры и быта чувашского народа.

Выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Продолжать знакомить детей с орнаментальными узорами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство. 

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Воспитывать интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

 

Материалы и оборудование: аудиозапись, мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация «Значение чувашских узоров», чувашский национальный костюм, д/и «Подбери узор к образу-символу», салфетки с чувашской вышивкой.

 

Предшествующая работа: рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства; чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

 

Методы и приемы:

• словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, совместное обсуждение, составление рассказов);

• наглядные (показ демонстрационных материалов; слайды);

• игровые (дидактические игры, подвижные игры);

• практические (упражнение);

• методы контроля (наблюдение, анализ работ).

 

Ход НОД.

 

Орг. момент.

Воспитатель в национальном чувашском костюме.

 

-Есть хорошая примета: всем с утра дарить приветы.  

Солнцу красному! - Привет!

 

Небу ясному! - Привет!

Люди взрослые и малыши

Вам привет от всей души!  

 

Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.

 

- Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шура кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они писихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу. Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.   

- Ребята, вы уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (Ответы детей).

- Правильно! В цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете, что обозначает красный цвет в орнаменте? (Ответы детей).

- Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (Ответы детей).

- Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

- Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (Ответы детей). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор - это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко узнать, что именно хотела сказать мастерица. Давайте вспомним основные узоры.

 

Показ слайдов с рисунками узоров, их образов-символов и объяснение их значений.

 

- В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры.

  1. Солнце.

- Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце и его символ можно встретить на многих вышивках. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Так же как и каждый из нас по своему может изобразить солнце, так и каждая чувашская мастерица изображала его по разному.

  1. Дерево.

- На что похож этот узор? Это образ-символ дерева. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. 

  1. Дом. 

- Это символ дома, сооружения, обозначает уют. Дома раньше были небольшие. И вот таким простым узором его изображали.

  1. Животное.

- Как думаете, а что обозначает этот узор? Похожи эти чувашские узоры на животных? Посмотрите, так же как и солнце животные тоже изображались по-разному. У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. А вот другое животное, оно смотрит назад. А вот еще узор животного с длинными рогами. На кого похоже это животное? А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?

  1. Земля.

- Как я уже говорила, чуваши были земледельцами. И их основная работа была связана с работой на земле. Поэтому в чувашской вышивке мы часто можем увидеть обозначение земли. Так же часто можно встретить обозначение вспаханной земли (показ). Гряды вспаханной земли на солнце блестят, поэтому их изобразили белыми полосами.

 

  Физкультминутка «Выполни задание».

- Ребята, а  сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Выполни задание». Я буду говорить слова на чувашском, а вы выполнять действия по значению этого слова:

Ала супар – хлопают в ладоши;

Ала секлер – поднимают руки вверх;

Весер – движения определяющие полет птиц;

Ишер – плавательные движения;

Ларар – приседания;

Тарар - встают

Сикер – прыжки на двух ногах;

Чупар – бег на месте;

Ташлар – танцуют.

 

Рассматривание орнаментов на салфетках и составление рассказов.

- А сейчас я вас прошу подойти к столу. (На столе разложены салфетки с чувашской вышивкой). Посмотрите сколько здесь разных салфеток! Скажите, как называются рисунки на этих салфетках? (Чувашский орнамент).

- Правильно, чувашский орнамент. А скажите, пожалуйста, узнаете ли вы здесь какой-нибудь узор? (Ответы детей).

- Правильно, молодцы. Вы знаете значение многих узоров. Давайте подумаем, какую историю хотела рассказать мастерица, которая вышила эту салфетку? (Показ одной салфетки. Дети предлагают свои варианты ответов).

- Молодцы ребята, вы правильно разложили все узоры.

 

Игра «Ятне пел» (Узнай имя).

- У меня для вас есть еще одна игра. (Игроки образуют круг. Водящий в кругу с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и говорят слова).

 

Ларать Миша, ларать Миша

Шешке теме айенче.

Сиет Миша, сиет Миша

Шешкен Сара майарне.

Вахат ситсен Тарас пулать,

Ятне терес калас пулать.

 

(После слов все останавливаются, воспитатель указывает на любого игрока.

Тот зовёт: «Миша!» Миша должен узнать по голосу, кто его зовёт).

 

Д/игра «Подбери узор к образу-символу». (Во время игры звучит чувашская музыка).

 - А теперь давайте посмотрим на эти изображения и попробуем подобрать к ним орнамент.

 

Итог.

- Мы с вами побывали в загадочном мире чувашского орнамента, окунулись в эту тайну и разгадали некоторые узоры. Ребята, давайте вспомним, как называется наш с вами сегодняшний наряд? (Чувашский национальный костюм).

- Как называются узоры на наших костюмах? Для чего они нужны? (Ответы детей).

- Какие цвета в основном использовали для вышивания чувашского орнамента?

- Какой узор вам понравился больше всего и почему?

- Молодцы!

 

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 3-е, исправленное и дополненное - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. - 88с.

3. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.

4. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. - Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 1995.

5. Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки» Комплект открыток – Л.: Аврора, 1977

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект  НОД в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».

 

Программное содержание.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Познакомить детей с историей и традициями чувашского народа.  

Расширять представление детей об особенностях культуры и быта чувашского народа.

Выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Продолжать знакомить детей с орнаментальными узорами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство. 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Воспитывать интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Материалы и оборудование: аудиозапись, мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация «Значение чувашских узоров», чувашский национальный костюм, д/и «Подбери узор к образу-символу», салфетки с чувашской вышивкой.

Предшествующая работа: рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства; чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

Методы и приемы:

• словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, совместное обсуждение, составление рассказов);

• наглядные (показ демонстрационных материалов; слайды);

• игровые (дидактические игры, подвижные игры);

• практические (упражнение);

• методы контроля (наблюдение, анализ работ).

Ход НОД.

Орг. момент.

Воспитатель в национальном чувашском костюме.

 

-Есть хорошая примета: всем с утра дарить приветы.  

Солнцу красному! - Привет!

Небу ясному! - Привет!

Люди взрослые и малыши

Вам привет от всей души!  

Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров.

- Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шура кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они писихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу. Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.  

- Ребята, вы уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (Ответы детей).

- Правильно! В цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете, что обозначает красный цвет в орнаменте? (Ответы детей).

- Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (Ответы детей).

- Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

- Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (Ответы детей). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор - это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко узнать, что именно хотела сказать мастерица. Давайте вспомним основные узоры.

Показ слайдов с рисунками узоров, их образов-символов и объяснение их значений.

- В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры.

  1. Солнце.

- Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце и его символ можно встретить на многих вышивках. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Так же как и каждый из нас по своему может изобразить солнце, так и каждая чувашская мастерица изображала его по разному.

  1. Дерево.

- На что похож этот узор? Это образ-символ дерева. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. 

  1. Дом. 

- Это символ дома, сооружения, обозначает уют. Дома раньше были небольшие. И вот таким простым узором его изображали.

  1. Животное.

- Как думаете, а что обозначает этот узор? Похожи эти чувашские узоры на животных? Посмотрите, так же как и солнце животные тоже изображались по-разному. У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. А вот другое животное, оно смотрит назад. А вот еще узор животного с длинными рогами. На кого похоже это животное? А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?

  1. Земля.

- Как я уже говорила, чуваши были земледельцами. И их основная работа была связана с работой на земле. Поэтому в чувашской вышивке мы часто можем увидеть обозначение земли. Так же часто можно встретить обозначение вспаханной земли (показ). Гряды вспаханной земли на солнце блестят, поэтому их изобразили белыми полосами.

  Физкультминутка «Выполни задание».

- Ребята, а  сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Выполни задание». Я буду говорить слова на чувашском, а вы выполнять действия по значению этого слова:

Ала супар – хлопают в ладоши;

Ала секлер – поднимают руки вверх;

Весер – движения определяющие полет птиц;

Ишер – плавательные движения;

Ларар – приседания;

Тарар - встают

Сикер – прыжки на двух ногах;

Чупар – бег на месте;

Ташлар – танцуют.

 

Рассматривание орнаментов на салфетках и составление рассказов.

- А сейчас я вас прошу подойти к столу. (На столе разложены салфетки с чувашской вышивкой). Посмотрите сколько здесь разных салфеток! Скажите, как называются рисунки на этих салфетках? (Чувашский орнамент).

- Правильно, чувашский орнамент. А скажите, пожалуйста, узнаете ли вы здесь какой-нибудь узор? (Ответы детей).

- Правильно, молодцы. Вы знаете значение многих узоров. Давайте подумаем, какую историю хотела рассказать мастерица, которая вышила эту салфетку? (Показ одной салфетки. Дети предлагают свои варианты ответов).

- Молодцы ребята, вы правильно разложили все узоры.

 

Игра «Ятне пел» (Узнай имя).

- У меня для вас есть еще одна игра. (Игроки образуют круг. Водящий в кругу с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и говорят слова).

Ларать Миша, ларать Миша

Шешке теме айенче.

Сиет Миша, сиет Миша

Шешкен Сара майарне.

Вахат ситсен Тарас пулать,

Ятне терес калас пулать.

(После слов все останавливаются, воспитатель указывает на любого игрока.

Тот зовёт: «Миша!» Миша должен узнать по голосу, кто его зовёт).

Д/игра «Подбери узор к образу-символу». (Во время игры звучит чувашская музыка).

 - А теперь давайте посмотрим на эти изображения и попробуем подобрать к ним орнамент.

 

Итог.

- Мы с вами побывали в загадочном мире чувашского орнамента, окунулись в эту тайну и разгадали некоторые узоры. Ребята, давайте вспомним, как называется наш с вами сегодняшний наряд? (Чувашский национальный костюм).

- Как называются узоры на наших костюмах? Для чего они нужны? (Ответы детей).

- Какие цвета в основном использовали для вышивания чувашского орнамента?

- Какой узор вам понравился больше всего и почему?

- Молодцы!

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 3-е, исправленное и дополненное - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. - 88с.

3. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.

4. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. - Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 1995.

5. Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки» Комплект открыток – Л.: Аврора, 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"

Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...

статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"

Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...

Методы и технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства

Наше структурное подразделение имеет инновационный статус – «Территориальная апробационная площадка». Мы задействованы в сетевом проекте «Система работы по развитию у дошкольников предпосылок ценностн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».

В конспекте раскрывается значение работы по ознакомлению дошкольников с традициями чувашского народа, с особенностями культуры; закреплению знаний орнаментальных узоров чувашского народа дошкольниками...

Восприятие произведений искусства

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Загадка чувашского орнамента».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.Тема: «Загадка чувашского орнамента».Цели:Образовательная: Формировать у детей интерес к ...