Восприятие произведений искусства
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Петрова Анна Анатольевна

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие произведений искусства

«Как художники и писатели описывают березу» для старшей группы

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!

Воспитатель: Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Давайте подарим друг другу наши с вами улыбки.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам, репродукции картин известных художников. Вглядитесь в эти пейзажи, почувствуйте, какое настроение они у вас вызывают.

Воспитатель: Эту картину написал Константин Юон (картина называется «Мартовское солнце»). В его произведениях природа всегда яркая, радостная. Такая она и на представленной картине.

Что изображено на этой картине? Скажите, какое время года изобразил здесь художник? Как можно догадаться, что это конец зимы?

Дети: весну, или конец зимы. Снег подтаивает, тает.

Воспитатель: Верно, под лучами солнца снег подтаивает, наполняется влагой. Какие краски использовал художник, чтобы показать, что день теплыйсолнечный?

Дети: Светло-коричневую для стволов деревьев. Белую – березы как будто светятся. От коричневой краски как будто теплее становится. Дома тоже желтовато-коричневые.

Воспитатель: От этих красок веет теплом, они теплые. Что еще подсказывает нам, что зима кончилась, скоро будет тепло?

Дети: Ярко-голубое небо. Зимой оно бледное, белое. Плывут кучевые облака, зимой таких не бывает.

Воспитатель: Закончилась зима, унесла с собой метели и морозы. Природа ожила. Это чувствуется во всем. Мы видим окраину деревни. Большую часть картины занимает ярко-голубое небо. День стоит солнечный, яркий, настолько светлый, что и снег, потемневший от воды, приобретает голубой оттенок. Здесь преобладает голубой цвет и его оттенки. Хотя голубой цвет и холодный, во всей картине преобладает радостное настроение. И теплые тона красок, которыми написаны деревья, помогают почувствовать тепло. По небу плывут легкие облака, совсем как весенние.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на следующую картину (Алексей Саврасов, «Грачи прилетели»), что интересного увидел и изобразил художник на своей картине?

Дети: Он изобразил церковь, деревья ,березы, птиц, грачей.

Воспитатель: Что делают грачи? 

Дети: строят, ремонтируют гнёзда на березе, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве.

Воспитатель: Какое время года изобразил здесь художник?

Дети: Весну.

Воспитатель: Посмотрите, есть ли на картине солнце(Нет) Как вы поняли? (На небе тучи).

Воспитатель: Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Воспитатель: Следующая картина известного художника Игоря Грабаря, называется «Февральская лазурь»

Воспитатель: Что мы видим на переднем плане?

Дети: На переднем плане изображена слегка изогнутая береза.  Она покрыта тонким слоем инея. От яркого солнца иней переливается. Кажется, что на широко раскинутых ветвях березы висят  жемчужные бусы.

Воспитатель: Какие цвета использовал художник?

Дети: холодные и теплые.

Воспитатель: Да  художник  использовал  два  противоположных  цвета: теплый – желтый  и  холодный -  голубой. От  голубых  теней  на  снегу  и  ярко- синего  неба  веет  холодом, а  золотистые  блики  солнца  на  ветвях  и  стволе  березы  создают  ощущение  тепла.

Воспитатель: Что общего есть в этих трех картинах? Дети: Береза

Воспитатель: да, во всех трех картинах есть береза, в своих картинах художники выражают свою любовь к ней, помогают увидеть  необычное в простом «русском дереве». Береза это символ Родины, весны, девичьей красоты.

Игра – этюд «Мы – снежинки»

- Сейчас мы с вами окажемся на снеговой туче. Закройте глаза, представьте что вы  – снежинки. И уже на облачке. Вдруг облачко отпустило вас! Вы закружились в воздухе, опустились на землю и начали исполнять свой любимый танец. Подул ветерок, и вы разбежались в разные стороны. Но вот ветер успокоился. присели на полянке. Отдохнули? Чудесно! Пришло время возвращаться. Раз, два, три – снова дети мы!

Воспитатель: Художники передали свои впечатления о березе с помощью красок, А с помощью чего могут рассказать поэты про березу?

Дети: с помощью слов, стихотворений, рассказов.

Воспитатель: А теперь послушайте как свою любовь выразили поэты к символу родины. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виталия Бианки «Волшебная береза»

Вчера вечером и ночью шёл тёплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой берёзы в саду перед крыльцом, весь белый её ствол. А под утро ударил морозец.

Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя берёзка стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замёрз – óжеледь. Сияет вся моя берёзка.

Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, тёплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на берёзку, крутятся на ветках, - чем бы позавтракать?

А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит берёзка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.

Улетели с жалобным писком синицы.

Солнце выше, выше, теплей, - и растопило óжеледь.

Все ветки и ствол волшебной берёзы заструились, и она стала как ледяной фонтан.

Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.

Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая берёза.

  1. Óжеледь – ледяной налет, образующийся из охлажденных капель тумана или дождя, гололедица.

Воспитатель: Понравился ли вам рассказ? О чем этот рассказ? Вспомните с чем сравнивал писатель замерзший на ветках березы снег? 

Дети: с глазурью – блестящей сладкой корочкой, которая бывает на вкусных пирожных.

Воспитатель: А когда пригрело солнышко и иней растаял, на что стала похожа береза?

Дети: на ледяной фонтан.

Воспитатель: Как описал автор струйки воды, стекающие по веткам?

Дети: «Побежали по ветка серебристые змейки»

Воспитатель: Я хочу, прочитать вам еще раз этот рассказ.

Как вы думаете, как автор относится к березе?

Воспитатель: А теперь, я хочу показать вам, как выразил свою любовь к берез великий русский поэт Сергей Есенин.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель: Каким увидел поэт ветви березы в инее? С чем он их сравнил?

Дети: На ветках «распустились кисти белой бахромой», снежинки горят золотым огнем, снег – точно серебро. (Снег – искриться как серебро)

Воспитатель: Какие слова можно еще подобрать, чтобы описать серебристые ветки березы?

Дети: Блестящие, искристые, переливающиеся разными красками.

Воспитатель: Давайте еще раз прослушаем это стихотворение.

А теперь мы с вами попробуем подобрать к стихотворению к картине. Какая картина подходит под описание березы в стихотворение Сергея Есенина? Молодцы, ребята, вы очень точно смогли угадать настроение поэта, и подобрать соответствующую картину.  

Рефлексия. Скажите ребята, с помощью чего люди выражают свою любовь. Например художники? Поэты? Композиторы?

Какие слова использовал Виталий Бианки, чтобы показать красоту березы?  А Сергей Есенин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"

Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...

статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"

Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...

Методы и технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства

Наше структурное подразделение имеет инновационный статус – «Территориальная апробационная площадка». Мы задействованы в сетевом проекте «Система работы по развитию у дошкольников предпосылок ценностн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».

В конспекте раскрывается значение работы по ознакомлению дошкольников с традициями чувашского народа, с особенностями культуры; закреплению знаний орнаментальных узоров чувашского народа дошкольниками...

Презентация "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства посредством ознакомления с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова"

Презентация выступления на педагогическом совете "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства через ознакомление с творчеством Ю.А. Васнецова"...

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через восприятие произведений искусства.

Важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей призваны играть родители. В помощь им на эмоционально – ориентационном этапе развития эмоциональной отзывчивости предлагается перечень...