РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КЛАДОВАЯ УРАЛА». Учебное занятие Тема занятия: «Путешествие по сказу П.Бажова «Серебряное копытце»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

На учебном занятии обобщаем знания детей о произведении П.П.Бажова “Серебряное копытце”,продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом. Закрепляем навыки использования средств художественной выразительности при создании образа в изобразительной деятельности, в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanoe_kopyttse.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Татьяна Николаевна

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида№8» города Сим Ашинского района

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КЛАДОВАЯ УРАЛА».

                                                  Учебное занятие

Тема занятия: «Путешествие по сказу П.Бажова «Серебряное копытце»

 Возраст учащихся: 6-7 лет

Количество учащихся: 10-12 человек

Время занятия: 30 минут

Программное содержание:

Обобщить знания детей о произведении П.П.Бажова “Серебряное копытце”. Продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом. Закреплять навыки использования средств художественной выразительности при создании образа в изобразительной деятельности, в речи. Выполнить аппликацию к произведению

Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развитие образного представления, чувства цвета и композиции.

Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше, любовь к людям, воспевающим Урал.

Оборудование, используемое на занятии: Карта Уральского региона. Фотографии уральских самоцветов, фотографии изделий из самоцветов, изделия из самоцветов(Приложение 2).

Фотографии уральской природы(Приложение 4).

Портрет П.П.Бажова, заготовки для аппликации, заготовки работ детей(Приложение 5).

Иллюстрации к сказке.

Книги П.П.Бажова для выставки.

Предварительная работа:

Занятие «История-сказ об Урале-батюшке»- ознакомление с историей заселения Урала.

Ознакомление с легендами об Урале, об изумрудах.

Прослушивание стихов уральских поэтов о родном крае.

Ознакомление с биографией П.Бажова. Ознакомление со сказами П.Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка».

Словарная работа:

Уточнение понятий «сказ», «самоцвет». Проговаривание новых слов: хризолит, изумруд, яшма, аметист, циркон, топаз, малахит.

Орг. момент.

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

И сердце добром наполняется –

Так красота на земле рождается.

Сегодня мы с вами поговорим о красоте, которая нас окружает в природе, в мире книг. А также своими руками будем создавать красоту.

Ход занятия

– Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (после ответов детей появляется табличка и карта Уральского региона)

Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года (Обратить внимание детей на фотографии природы Урала). Красоту нашего края воспели в своих стихах многие поэты. Стихотворение Аси Горской прочитает...(подготовленные дети)

Честь человеку, что любит свой край.

Если живёшь на Урале,

Летом, зимой ли-его познавай!

Ясны и пасмурны дали...

Больше ходи по зелёным лесам.

Издавна здесь узнавали

Новости птичьи по их голосам...

Сколько секретов откроешь-не счесть!

Краю родному уральскому-честь!

Рассказ педагога

Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи ( попутно спросить у детей: кто это такие. Выслушать ответы детей и по необходимости дополнить.) нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи полезных ископаемых, которые нужны человеку: угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

– А кто знает, что такое самоцветы? (Выслушать ответы детей) О самоцветах нам расскажет…(подготовленный ребёнок)…

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.

Воспитатель дополняет:

Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире. Урал не зря называют самоцветным – здесь обнаружены многие самоцветные камни, в том числе и драгоценные. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Одни из самых известных и значимых уральских самоцветов: изумруд, аметист, топаз. Кроме этих самоцветов здесь добывают   яшму, циркон, хризолит, алмаз, опал, орлец, сапфир и др. После каждого названия дети хором проговаривают ещё раз название камня. (показ камней на компьютере ). И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. А кто скажет, для чего человек использует самоцветы? Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы. (слайды).

ФИЗМИНУТКА

Зима 

Пришла зима,                       трем ладошки друг о друга

Принесла мороз.                  пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима,                      трем ладошки друг о друга

Замерзает нос.                     ладошкой массажируем кончик носа

Снег,                                     плавные движения ладонями

Сугробы,                              кулаки стучат по коленям попеременно

Гололед.                               ладони шоркают по коленям разнонаправлено

Все на улицу — вперед!   одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в   локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем,           ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки.            ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем         круговые движения ладонями одной руки вокруг  другой ладони

И завяжем шарфики.                ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй!           ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль       кулак, ребро, ладонь

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Кто помнит что такое сказ? Правильно. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы? Обратить внимание на выставку книг.

А мы сегодня поговорим о сказе “Серебряное копытце”.

-Посмотрите, какая картина! Что бы вы добавили? (цветные камешки под ногу козлику) .Соберём свою коллекцию камней. За правильные ответы на мои вопросы вы получаете самоцвет и сразу же украшаете картину.

Вопросы:

-Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)

-Как звали кошку девочки? (Мурёнка)

-Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)

-Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).

-Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)

-Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).

-Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)

-Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких то корыстных целей).

-Молодцы, украсили нашу картину.

Посмотрите на эту картину, которая у нас получилась из ваших ответов. Сейчас вы тоже сможете сами сделать подобную картину. Но сначала ответьте на вопрос:

– Что выбивал своей правой ножкой Серебряное копытце? (самоцветы).

У вас на столе у каждого заготовлены полоски цветной бумаги, рисунок козлика и картина, которую вы начали уже создавать. Сегодня вы её доделаете. Сначала вы вырежете оленя и приклеите его. Затем вы вырежете из цветной бумаги “драгоценные камни”. Формы определённой у них нет, поэтому форму самоцветов вы придумываете сами и затем наклеите их под копытце оленя. Под какую ножку будем наклеивать “камешки”? (под правую). Обязательно провести инструктаж по правилам работы с ножницами и клеем. Перед работой провести

 ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ

Наступает Новый год!      хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.          кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти                             внутрь-наружу

Висят на елке шарики,        поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.            руками показываем фонарики

Вот сверкают льдинки,       сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.          легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,    пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.     трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать    хлопаем по коленям или по пол, одна рука ладонью, другая-кулаком ,а затем менять

Будем пальцы загибать:

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.       по очереди массажируем каждый палец

А теперь начнём работать. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель в это время помогает.

А сейчас каждый из вас посмотрит свою картину и скажет, что по-вашему у вас получилось хорошо, а что не очень удачно.

Проходит анализ работ.

Посмотрите, какую красоту каждый из вас сегодня создал.

Итог. Что вырезали? Как называются драгоценные цветные камушки? САМОЦВЕТЫ

-Где добывают самоцветы?

-К какому сказу мы создавали свои картины?

-Понравилась, ребята вам произведение?

- Кто его автор?

-Молодцы, сегодня все хорошо отвечали, ваши картину мы поместим на выставку.

Литература и интернет ресурсы.

1.Галигузов И. Ф. Народы Южного Урала: история и культура. Магнитогорск, 2000

2.Зобов Ю. С. Русские на Южном Урале, их роль в заселении развитии края. Оренбург; ИПК «Южный Урал», 1994

3. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост.Е.С.Бабунова.-2-е изд.-Челябинск:Взгляд, 2007.

4. https://subscribe.ru/group/nash-soyuz/6415941/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказам Павла Бажова " Серебряное копытце "

Комплексное занятие по развитию речи  с исподьзованием не традиционных видов аппликации....

Конспект занятия по сказу П.П.Бажова "Серебряное копытце"

Цель: приобщить детей к истокам культуры через произведение П. П. Бажова «Серебря­ное копытце»....

Презентация к занятию по сказу П.П.Бажова "Серебряное копытце"

Интегрированное занятие по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»...

Конспект НОД «Беседа по сказу П. Бажова «Серебряное копытце»». (старшая группа)

Задачи:1. Формировать грамматически правильный строй речи, учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.2. Развивать логично и содержательно строить высказывания.3. Воспитывать инт...

Конспект занятия Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Технологическая карта занятия по развитию речи (ознакомление с художественной литературой)...

Мастер-класс по сказу П.Бажова «Серебряное копытце».

Цель: познакомить детей и родителей с нетрадиционной изобразительной технологией, с использованием различных круп и бросового материала.Шаг 1Наносим простым карандашом эскиз: козлика стоящего на крыше...