Экологическая тропа весной.
план-конспект занятия (старшая группа)

Шнякина Олеся Сергеевна

Конспект прохождения экологической тропы с детьми старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheskaya_tropa.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологическая тропа весной.

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

Оборудование: Корзинки, карта-схема экологической тропы, мешочек с муляжами фруктов и овощей, настольная игра «Птичий базар», картинка с изображением божьей коровки, лейки, грабли, рассада цветов.

Ход прогулки.

I. Вводная часть.

Младший воспитатель вносит письмо и сообщает, что не знает от кого оно. Воспитатель читает письмо детям.

«Здравствуйте Ребята! Прогуливаясь в саду, я где-то оставил свою корзину. Иногда я бываю очень рассеян. Если вдруг вы найдёте корзину, то прошу Вас вернуть её.   Садовёнок. »

Воспитатель: Ребята, вы видели какую-нибудь корзину у нас в группе. Давайте вместе поищем. Дети ничего не находят. Очень жаль, Садовёнок наверное переживает. Что же делать? Предложения детей.

Воспитатель: Но кто же такой Садовёнок и  где нам его найти? Предположения детей. 

Воспитатель: С давних времен в русском народном творчестве существует сказочный герой «Домовёнок», и люди верят, что он защищает дом от несчастий (вспоминают недавно прочитанную сказку «Домовёнок Кузя»).  Постепенно подводя детей к происхождению «Садовёнка» (словообразование от слова сад). Значит, Садовёнок  живёт  на участке детского сада в деревянной избушке.

Дети одеваются, выходят на улицу и подходят к сказочному домику, где на скамейке сидит Садовёнок и горько вздыхает.

Садовёнок: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку? Ответы детей.

Садовёнок: Очень жаль, ведь в корзине подарок для вас, ребята.

Воспитатель: Мы с ребятами можем тебе помочь. Ты нам скажи, где прогуливался, а мы поищем вместе.

Садовёнок: Да у меня ведь есть карта, я для ребят её составлял.

Воспитатель: Отлично, мы сможем пройти весь путь по карте и обязательно найдём твою корзинку, тем более в ней подарок для ребят.

Садовёнок: Только я карту не успел доделать, но оставил вам подсказки.  

Воспитатель: Садовёнок, пойдём с нами поищем корзину, ведь ты знаешь очень много интересного, и можешь ребятам об этом рассказать. А нам будет приятно ещё раз прогуляться по территории детского сада.

II. Основная часть

Воспитатель: Не будем терять время. Где наша первая остановка? Дети рассматривают карту. Ответы детей.

Воспитатель: Отправляемся в сад. Какие плодовые деревья растут в нашем саду? Ответы детей.      

Остановка  «Сад»

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Само с кулачок, румяный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. Что это? (яблоко)

Растет яблоко долго - от ранней весны до поздней осени. Весной яблоня радует нас бело-розовыми нежными цветами. Посмотрите, какая яблоня сейчас красивая, какой аромат идёт от её прекрасных цветов. Такое можно увидеть только один раз в году, весной в месяце мае. Как вы думаете, что будет с цветами потом, когда яблоня отцветёт? (предположения детей). Летом цветы  преображаются в маленькие плоды-яблочки.

Садовёнок: А кто знает, от чего зависит вкус яблока? Предполагаемые ответы детей.  

Садовёнок: Если мало было солнца, влаги, то и яблоко будет кислым, не сочным. Чтобы яблочко налилось, стало румяным и сочным - человек должен заботиться о яблоне. Но как же нужно заботиться о яблоне? Ответы детей. 

Садовёнок: Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.

Воспитатель: Плоды яблонь очень полезны для человека. Почему полезно есть яблоки? Ответы детей. Очень много в яблоках витаминов.

Воспитатель: Вы знаете много сказок и рассказов. Постарайтесь вспомнить, в каких из них встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня», «Мешок яблок».

Садовёнок: А у меня тоже есть яблочки в мешочке. Посмотрим, сможете вы на ощупь определить яблоко.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»  Дети пытаются найти яблоко на ощупь в мешочке среди других фруктов и овощей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, нашли яблоко. Только яблоко это   необычное, его можно открыть, а что же внутри? Дети открывают яблоко, а внутри часть картинки.

Воспитатель: Это часть картинки, ребята вам что-нибудь понятно? Для чего нам эта картинка? Да, ну ладно возьмём её на всякий случай, а там разберёмся.

Садовёнок: Отправляемся дальше. Загляните в нашу карту. Дети определяют следующую остановку. 

2. Остановка «Птичий столб»

Воспитатель: Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!»

— Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут

— Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки

— Их желторотые птенцы.

Воспитатель: Как люди заботятся о птицах? Ответы детей. Зимой люди подкармливают птиц, весной они строят для них скворечники. Зачем люди вешают скворечники?  (Чтобы в них селились птицы, жили рядом с людьми). А какую пользу приносят птицы людям? (Они истребляют огромное количество вредных насекомых, радуют нас своим пением).

Садовёнок: Отгадайте загадки и  расскажите, что вы знаете об этих птицах.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточки)

Часами носятся ласточки в небе, ловят на лету комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и они сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый ... (Скворец)

Скворец - певчая птица. Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Скворцы – наши постоянные соседи, пользующиеся уже давно покровительством человека. Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат. Поэтому и стараются люди приманить скворцов поближе к полям и огородам. Потому и развешивают для них скворечники. А в нашем детском саду есть скворечники? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а ласточка и скворец это какие птицы? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно это перелётные птицы. Почему их называют перелётными? Ответы детей.

Воспитатель: Почему перелётные птицы улетают от нас осенью с наступлением холодов и возвращаются только с приходом весны, когда становится тепло? Это птицы, которые питаются насекомыми и водоплавающие, находящие себе корм в водоёмах. Водоёмы замерзают, насекомых зимой не найти. А зимующие птицы могут питаться семенами растений.

Садовёнок: Молодцы, ребята, а теперь приглашаю вас поиграть в игру «Птичий базар»

Настольная  игра "Птичий базар".

С помощью считалки дети делятся на две команды и кладут перед собой большие карты. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Задача участников правильно назвать птиц и заполнить большую карту изображениями птиц, которые подходят ему по группе.

Садовёнок: Вы закрыли уже все окошки карт. А у меня осталась ещё одна карточка, только здесь изображена не птица. Садовёнок показывает детям картинку. 

Воспитатель: Ребята, так это же ещё одна  часть картинки. Дети пробуют сложить две части вместе, но картинка не получается. Делают вывод, что не хватает ещё нескольких частей. Тогда не будем терять время и отправимся дальше. Какая следующая остановка? Дети рассматривают карту.

Остановка «Сирень».

Садовёнок: Сирень - это кустарник. Чем отличается кустарник от дерева? Ответы детей. 

Садовёнок: Сирень цветет фиолетовыми и белыми цветами. Это лекарственное растение. Люди используют листья и цветки в виде настоя. Сирень цветет короткое время. Аромат стоит неземной. Совсем скоро цветки сирени сбросят свои лепестки - сиреневый снег покроет дорожки и асфальт, нежные лепестки раздует ветром. Сказочную пору цветения сирени придется ждать до следующей весны.

Воспитатель: Ребята, давайте полюбуемся на нашу сирень! Какая она красивая! Как бы вы её назвали? (Дети отвечают, воспитатель подсказывает: красавица, сказочная, обворожительная, очаровательная, ненаглядная).

Садовёнок: Ребята, посмотрите, что это на сирени? Дети находят часть картинки и складывают все части вместе, получается цветок.

Воспитатель: Так заглянем же в карту, где следующая остановка? Дети рассматривают карту, но в карте указано лишь направление без обозначения пункта остановки.  Воспитатель подводит детей к тому, что из частей картинок мы собрали цветок, а цветы растут на клумбе. Значит, отправимся к клумбе.

  1. Остановка «Клумба»

Воспитатель: На клумбе должны быть цветы, но где же они? Ответы детей.

Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. Но уже появились некоторые многолетние цветы:  тюльпаны, нарциссы, ирисы.

Садовёнок: А что же необходимо растениям для их роста? Ответы детей. Солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни. Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю граблями.  То же самое, только без граблей делает дождевой червь. Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.

Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

Воспитатель: Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крыльях и лапках пыльцу с одного растения на другое.  А вот это насекомое (показывает картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю).

Воспитатель: Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.) Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод).

Садовёнок: Мне так хотелось, чтобы вы попробовали себя в роли цветоводов. Ведь в корзине был подарок, связанный с цветоводством. Но это была последняя остановка на карте, а мою корзинку мы так и не нашли.

Воспитатель: Подожди, Садовёнок, не расстраивайся, здесь же есть ещё одна клумба с цветами. Ребята, может быть, поищем корзину на соседней клумбе? Дети подходят к клумбе и находят корзину с цветами. Садовёнок благодарит детей и предлагает высадить рассаду цветов на клумбу. 

Воспитатель: Посмелее – засучиваем рукава, делаем ямку в земле, аккуратно, чтобы не повредить корни (это ротик растения – им он кушает), размещаем его в ямку, присыпаем землёй, утрамбовываем ладонью, чтобы не было пустоты под землёй. Затем делаем небольшое возвышение в виде лунки вокруг растения, чтобы вода при поливе шла к корню. А теперь поливаем. Воспитатель вместе с детьми высаживает рассаду цветов на клумбу.

III. Заключительная часть.

Дети возвращаются к домику Садовёнка. Обмениваются впечатлениями. Рассказывают, что больше всего им запомнилось и понравилось. Где им это может пригодиться.

Воспитатель: Весной в мае природа очень красива. Цветут яблони, сирень, на клумбах распустились тюльпаны, нарциссы, ирисы, стоит обворожительный аромат. К нам прилетели птицы и занялись выводом своего потомства, поэтому около гнёзд и скворечников лучше не шуметь, чтобы не спугнуть маму птицу, которая высиживает яйца.

Чтобы сделать наш сад ещё более красивым мы сегодня постарались, высадили рассаду цветов, теперь мы будем за ними наблюдать, поливать и ухаживать, чтобы они тоже расцвели и радовали нас, ваших пап, мам и бабушек. Чем больше на нашей земле цветов и ухоженных садов, тем счастливее и здоровее все люди.

- Спасибо тебе, Садовёнок, за то, что ты ухаживаешь за нашим садом и благодаря тебе, мы многое сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Экологическая тропа весной»

Программное содержание. Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарн...

Конспект ООД по экологическому образованию «Экологическая тропа весной» (средняя группа)

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаим...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

расширять представления детей о сезонных изменениях в природе...

Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»

Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.  ...